Милана Магомедова
Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 в. до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум.
В Японии широко используют упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры: «Ладушки», «Сорока - 6елобока››, «Коза рогатая».
Публикация «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Исследования наших физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Гипотеза: система упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, будет способствовать повышению уровня речи и укреплению здоровья у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Развитие речи обусловлено определенной закономерностью. Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, наоборот тормозить. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит.
Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
• новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести.
• у него нет содержания для речи; ему надо это содержание накопить.
• ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними
• познакомиться.
• речь связана с проявлениями мышления и обусловлена ими.
• язык развивается в условиях социального общения между людьми;
• между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо устанавливать.
Руководство развитием речи детей должно вестись в этих направлениях. Надо содействовать тому, аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, чтобы процесс овладения речью не тормозился. Надо способствовать приобретению ребенком содержания для его речи - накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей; надо предоставить ребенку наилучшие условия для владения совершенными формами структуры речи. Попутно развивающаяся речь будет облекаться мыслью, и мысль будет питать язык. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обусловливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе. С момента рождения ребенок, общаясь с окружающими, развивает все
свои силы и способности. Проявления развития ребенка, особенно ярки и в области языка. Легкость и быстрота, с которой ребенок в благоприятной педагогической ситуации овладевает речью, поистине изумительны. До овладения словом младенец проходит подготовительный период, направленный главным образом на упражнения аппарата речи, на овладение им. Период этот представлен двумя периодами: гулением и лепетом. Первые проявления речи у младенцев носят эмоционально – волевой характер; причем крик, обычно является выражений эмоций отрицательных, вызываемых голодом, болью и другими факторами, а гуление и лепет -эмоций положительных, радостных.
В этих речевых проявлениях участвуют моторные механизмы не одного речевого аппарата, но и моторный аппарат в целом : ребенок не только кричит, гулит и лепечет, но энергично жестикулирует.
Правильное, беспрепятственное развитие моторного аппарата имеет громадное влияние на развитие языка ребенка. Об этом надо помнить, руководя развитием речи на всех этапах детства. Задержка в развитии речи, дефекты языка взрослого могут зависеть от недостатков его моторного развития в детстве.
Следует всемерно содействовать тому, чтобы в этот период в жизни ребенка, период овладения всей своей моторной сферой, и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно, а также создавать условия, благоприятствующие играм младенца, самим в них принимать участие. Главнейшим из этих условий является положительное эмоциональное состояние детей. Удовлетворение бытием, радость должны быть неизменными спутниками жизни детей, наилучшим образом способствующими их нервно - психическому развитию, и развитию речи прежде всего.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки кисти или как принято называть мелкой пальцевой моторики. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной. Первый этап мышления называют наглядно или предметно- действенным. Манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больше запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он перейдет ко второму этапу наглядно-образному, когда будет оперировать не самими предметами, а их образами: «печенье круглое как колесо».
Третий этап - это словестно-логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями. Обычно формируется в речи и сопровождается речью. В итоге приходим к выводу: начало развитию мышления дает рука.
Как писал физиолог И. П. Павлов: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга.»
Табличку «Руками не трогать» часто можно встретить в музеях на выставках, в магазинах. Почему же посетители, особенно дети, пытаются игнорировать устные и письменные просьбы? Их толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт. Хочется попробовать не только зрением, но и на ощупь. Ведь рука дает очень много информации: о весе, мягкости-твердости, сухости-влажности и о многом другом.
Исследователи утверждают, что нигде познавательная деятельность не выявляется так ярко, как в движениях руки - органе чувственного познания.
В детстве движения доставляют, кроме всего прочего и мышечную радость. Чем младше ребенок, тем сильнее его желание двигаться, хватать все руками, переставлять, а значит исследовать. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции:
1. Органов движения;
2. Органов познания;
3. Аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов)
Как же рука изучает, обследует предметы?
В специальной литературе принято выделять пять основных движений:
1. прикосновение.
Прикосновение взрослые используют чаще, постепенно приучают к
этому и детей. Люди прикасаются, когда хотят убедиться в наличии
предмета, его температуры, влажности и т. д.
2. Постукивание.
Постукивание (удары одним или несколькими пальцами) дает возможность взрослым получить информации о свойствах материалов.
3. Взятие.
Взятие в руки начинает формироваться с хватанием. Когда ребенок научится не хватать, а брать в руки, то обнаруживает многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы и т. д.
4. Надавливание.
Надавливание дает возможность определить мягкий или твердый предмет, из какого материала сделан. Малышам надавливание доставляет удовольствие, если оно еще и вызывает звучание. По принципу извлечения звука путем надавливания устроены многие детские игрушки - пищалки, клавишные инструменты. Сила надавливания определяет характер звука - это дети устанавливают опытным путем.
5. Ошупывание.
При ощупывании используют движения с учетом величины предмета и его особенности. Мелкие сыпучие предметы, например зерно, крупа, соль, ребенка учат ощупывать прикосновениями ладоней или двумя пальцами.
Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления.
Педагоги считают, что «песочная терапия» снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию.
Сенсорное воспитание ребенка в раннем возрасте нельзя переоценить и нами делается в этом направлении многое.
Начнем с пальчиковой гимнастики.
Движение пальцев рук имеет особое стимулирующее воздействие, по насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца - на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.
В работе необходимо использовать основной принцип дидактики: от простого к сложному. Все упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произнесением текста. Каждое занятие проводится в течении нескольких минут два-три раза в день. При этом не даются все упражнения сразу, начинают с одного, ежедневно добавляя по
одному и доводя до комплекса из 4-6 упражнений в день.
После каждого упражнения полагается расслабляющий момент (например, опустили руки и потрясли ими или покачали руками – пусть отдохнут).
Как проводится терапия с песком?
Детям показывают, как можно глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать «самомассаж». Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук. Пальцы «ходят гулять» по песку, прыгают, играют «на пианино».
Рука ребенка, соприкасаясь с водой, также развивает и гармонизирует работу мозга. «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» - так утверждала известный педагог Мария Монтессори.
Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенных в кончиках пальцев и в кистях рук. Утомление мышц рук вызывает торможение ЦНС (центральная нервная система) и наоборот.
Таким образом, учитывая все выше сказанное, можно с уверенностью утверждать, что разрабатывая мелкую моторику рук можно добиться хороших результатов в развитии речи детей.
Литература:
1. К. Белая «Первые шаги (модель воспитания детей раннего возраста)»Москва 2002г.
2. Журнал «Ребенок в детском саду» №4 и №5 2003г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2008г.