Татьяна Плотникова
Влияние наказания на самооценку дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение…. 3
Глава 1. Теоретические основы развития самооценки у дошкольников…. 6
1.1. Самооценка как один из компонентов самосознания…. 6
1.2 Развитие самооценки у дошкольников…. 11
1.3 Влияние оценки взрослого на формирование самосознания и самооценки ребенка…17
1.4. Влияние наказания на формирование личности ребенка…21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа…. 28
2.1. Проведение констатирующего эксперимента….28
2.2. Формирующий эксперимент…. 35
Публикация «Влияние наказания на самооценку дошкольника» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Самооценка детей, развитие уверенности
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
2.3. Анализ результатов проведенного исследования…43
Заключение….48
Список литературы…52
Приложение…55
Введение
Самооценка – это компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Содержание самооценки многоаспектно, так же как и многоаспектна сама личность. Оно охватывает мир ее нравственных ценностей, отношений, возможностей. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Благодаря самооценке происходит непрерывное соотношение своих возможностей, внутренних психологических резервов с целями и средствами деятельности. С точки зрения правильности отношения к действиям, отражаемым в самооценке, она может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет критично относиться к себе, правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности, с требованиями окружающих. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человека самого себя, его мнение расходится с тем, что он в действительности собой представляет.
Л. С. Рубинштейн, А. А. Крылов, С. Г. Якобсон отмечают, что самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, являясь регулятором деятельности и поведения. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия.
Самооценка дошкольников опирается на учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Способность к самооценке ориентирует ребенка в его общении с окружающими.
Личность черпает критерии для самооценки из существующих в обществе оценочных отношений. С возрастом дети по-разному начинают реагировать на внешнюю оценку.
Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и педагогов наблюдается в системе межличностных отношений. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Эту особенность должны использовать воспитатели и родители при формировании самооценки у ребенка. Учеными установлено, что дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижают самооценку.
Р. Х. Шакуров отмечает, что зарождение эмоциональных реакций на похвалу создает внутренние условия для развития положительно-эмоционального отношения ребенка к себе и к своим определенным качествам.
Возрастной особенностью самооценки дошкольника являет стремление ребенка к положительной оценке и самооценке. Быть другим – значит потерять остатки своего "я", слепо следовать не всегда объективным, односторонне понимаемым требованиям родителей, навязывающих свой, нередко измененный образ идеального ребенка, не имеющего своего голоса и права по-детски выражать не запланированные родителями эмоции. К тому же требования родителей часто противоречивы и взаимоисключаемы, и сам ребенок может представлять объект для выражения их негативных и конъюнктурно - ревнивых чувств. В ряде случаев ребенок настолько боится быть другим, что не может изменить свое поведение там, где это необходимо. Испытывая труднопереносимое чувство одиночества, ребенок с еще большей силой пытается добиться понимания и утвердить себя в семье, становясь временами излишне настойчивым, назойливым (навязчивым) или, как говорят родители, настырным в своих требованиях и желаниях.
Психотравмирующее действие сознательной стороны низкой оценки усиливается эмоциональной окраской оценивающего высказывания. Обычно низкая оценка взрослых в адрес ребенка выражается в укоряющих, порицающих, наказующих интонациях и нередко - в грубой оскорбительной форме, на что ребенок может реагировать аффективным взрывом отчаяния с последующей апатией (упадок сил).
Педагогическая практика показывает, что родители в воспитании детей часто используют один из неэффективных методов воздействия – наказание, которое может способствовать формированию заниженной самооценки. Ребенок с заниженной самооценкой нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в систематической помощи в принятии себя.
Потребности педагогической практики в разработке и апробации активных способов формирования адекватной самооценки у детей, недостаточная теоретическая разработанность проблемы влияния наказания на самооценку дошкольника позволило сформулировать тему исследования: «Влияние наказания на самооценку дошкольника».
Цель исследования: разработать систему психотерапевтических приемов, направленных на формирование адекватной самооценки у детей и изменение позиции родителей к проблеме наказания.
Объект исследования – самооценка детей дошкольного возраста
Предмет исследования – процесс влияния наказания на формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Гипотеза : адекватная самооценка дошкольника будет формироваться успешно при условиях:
- устранения внутренней дисгармоничности представлений ребенка о себе;
- оказания помощи в принятии себя;
- изменения позиции взрослых в отношении методов воспитания детей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования самооценки в дошкольном возрасте.
2. Раскрыть влияние наказания неэффективного метода воспитания на формирование самооценки у детей.
3. Разработать комплекс психотерапевтических приемов, направленных на повышение самооценки у дошкольников и изменение позиции родителей к применению наказания в воспитании детей.
В качестве методологической основы выступили исследования С. Л. Рубинштейна, Я. С. Коломинского, И. С. Кон, А. С. Спиваковской, В. С. Мухиной, Л. А. Венгер М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, С. Г. Якобсон по проблеме исследования.
В качестве методов исследования были использованы: анализ литературы, эксперимент, анкетирование родителей, беседа, тестирование.
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания родительского семинара, включающего психотерапевтические приемы, позволяющие изменить позицию родителей к проблеме наказания через обогащение их представлений о его негативном влиянии на формирование самооценки детей дошкольного возраста.