Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Анастасия Капнина
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 21 «Сказка» Старооскольского городского округа

Консультация

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка

Подготовила воспитатель

группы №12 «Капитошка»

Капнина А. А.

Старый Оскол

2018

Задача дошкольного воспитания состоит в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль рук. Указывающие, очерчивающие, оборонительные и другие жесты рук лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась связная речь. На современном этапе проблема развития речи детей не вызывает сомнения не только у педагогов, но и у родителей. Ведь чаще всего задержка развития речи сказывается на общем развитии ребенка: не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое развитие ребенка. Но, если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно решить.

Известны исследования современных ученых, показывающие, что от уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. Результаты данных исследований показывают, что сила кисти правой руки дошкольников в последние несколько лет заметно снизилась. Это говорит о снижении уровня развития кистевой моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому направлять ребенка на развитие пальцев рук просто необходимо, а делать это можно и просто с помощью игры.

Причины моторного отставания у детей связаны с современным уровнем научно-технического прогресса: уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребенка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов или игру, или мультфильмы, тогда он не будет сильно отвлекать их от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой в виде игры — это требует внимания, заботы, терпения, времени. Не каждый взрослый ждет, пока ребёнок самостоятельно зашнурует ботинки или застегнёт все пуговицы на рубашке. Часто родителям легче купить вместо ботинок на шнурках ботинки на липучках, вместо рубашки — кофточку на молнии. Таким образом, в жизни ребенка мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль. Проблема характеризуется следующими факторами: затруднена речь, нет чёткого произношения слов, в словах переставляются слоги или буквы. Выход один: развитие мелкой моторики рук ребенка, т. е. пальчиков.

В воспитании широко используются различные игры, направленные на развитие слухового внимания у детей, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у них слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут её удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, воспроизведение заданного темпа в движениях. В чем же причина таких нарушений? Огромное значение для ребенка, начиная с младенческого возраста, имеет развитие пальчиков, что впоследствии сказывается на развитии мелкой моторики, речи, ведет к развитию внимания, сосредоточенности, ловкости рук. Все это, несомненно, пригодится ребенку в его последующей жизни для приобретения более сложных навыков, необходимых для полноценного развития личности.

С давних времен люди отмечали тесную связь между активностью кисти и психическим состоянием и выражали приметы в поговорках. Сегодня они у нас на слуху: «из рук вон (плохо)», «все из рук валится», «с легкой руки», «руки опускаются», «правая рука (кого, чья)», «руки не доходят», «легкая рука». В каждой из них заложен глубокий смысл о том, как влияют на развитие человека мелкие движения рук, в первую очередь пальцев. Содержание пальчиковой игры — взаимоотношения детей во «взрослом» мире. Благодаря этому и реализуются основная функция данного вида игры — подготовка к серьезной жизни в этом мире путем развития мелкой моторики речи.

Пальчиковая гимнастика не просто игра, а средство воспитания детей младшего возраста, поэтому взрослые должны учить их правильно играть, заинтересовывать их. В ранние, дошкольные годы ребенка разнообразные пальчиковые игры являются тем видом творческой деятельности, посредством которого формируется его личность. Пальчиковым играм принадлежит особая роль в умственном развитии ребёнка. Значимость и привлекательность приобретают в первую очередь те движения пальцами, которые ещё не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать при помощи собственных пальчиков, является для него большим достижением. Вследствие этого, пальчиковые действия переходят в игровой план: ребёнок начинает раз за разом повторять и совершенствовать движения рук.

Играя пальчиками, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности. Существенная роль в развитии игр принадлежит подражательной способности ребенка повторять движения за взрослыми. Играя пальцами рук, дети развиваются в речевом отношении быстрее и лучше, чем дети, чьи руки мало заняты пальчиковыми играми. Тренируя мелкие движения кисти, мы способствуем положительной динамике развития речи, так как речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов, которые интенсивно идут из пальцев рук. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры на 2–2,5 месяца, а это для маленького ребёнка не маленький срок. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать собственными руками, тем он умнее и изобретательнее, тем он лучше творчески развит и тем тоньше воспринимает окружающий мир. В ходе эволюции развитие функций рук и речи у людей шло параллельно и в непосредственном взаимодействии.

Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы непосредственно руками, происходила интенсификация импульсов, поступающих в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Это подтверждает тот факт, что территория проекции кисти и особенно большого пальца в коре головного мозга имеет почти такую же протяженность, как проекция всего тела человека. Учёными доказано, что если у ребёнка движения пальцев хорошо отлажены, и соответствуют его возрасту, то и речевое развитие у него нормальное. И наоборот, если ребёнок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается и в речевом развитии. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи у ребёнка происходит под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому формирование правильной устной речи ребёнка происходит тогда, когда движения пальцев рук достаточно хорошо развиты.

Публикации по теме:

Консультация по ФЭМП «Умственное развитие ребенка 3 лет» Дошкольный возраст - возраст почемучек. И если у вас хватит мудрости терпеливо отвечать на все «почему» - со временем вы увидите, какие.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее воз­действие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на здоровье ребенка» Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Игра с участием рук и пальцев играет очень важную роль. С ее помощью.

Влияние семьи на развитие ребенка Статья на тему:«Влияние семьи на развитие ребенка». Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Овощи
  • Домашние животные
Автор публикации:
Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка
Опубликовано: 15 августа 2018 в 12:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет об экологической акции «Синичкин день»
Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12...
Развитие математических способностей у детей 5 лет, фотоотчет
Дать ребенку понятие о том, что такое "цифра" и что с ней делать? всегда не просто, поделюсь своими играми на развитие математического мышления....
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени»
Отчет о проведении тематического дня посвященного теме «Меры времени» Подготовила: воспитатель Облова Е И. Как известно, дети очень часто путаются во...
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе
План по сотрудничеству с семьей в старшей группе Актуальность План работы с родителями был разработан с учетом опыта общения с детьми и призван помочь...
Рабочая программа кружка дополнительного образования в средней группе по аппликации...
Пояснительная записка Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства,...