Снежана Физикова
Влияние подвижных игр на развитие общей выносливости, быстроты и гибкости детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние подвижных игр на развитие общей выносливости, быстроты и гибкости детей дошкольного возраста
Древнегреческие мудрецы говорили:
Хочешь быть здоровым – бегай!
Хочешь быть красивым – бегай!
Хочешь быть умным – бегай!
Развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Публикация «Влияние подвижных игр на развитие общей выносливости, быстроты и гибкости детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Не случайно в программе воспитания и обучения детей дошкольников в вопрос здоровья стоит на первом месте. «Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами» - К. Д. Ушинский.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии, оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей, а также на физическое здоровье в целом. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания, ловли – и поэтому является самым универсальным и незаменимым средством в развитии физических качеств.
Выносливость - способность организма противостоять утомлению, то есть длительно работать не уставая.
Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений.
Гибкость - это способность выполнять движение с большой амплитудой.
Во время формирования комплекса подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, необходимо подбирать игры таким образом, чтобы у ребёнка постоянно поддерживался интерес к игровой деятельности. Понятно, что если несколько часов играть в одну и ту же игру, то она надоест и будет не интересна для детей. Кроме этого, если игры будут однотипны, - это тоже в скором времени приведёт к отсутствию желания играть. Здесь можно посоветовать чередовать игры из различных классификаций. Например, сначала провести игровую гимнастику, затем подвижную не командную игру, которая не требует больших затрат энергии. Далее можно для разнообразия поиграть в шуточную игру, затем провести командную игру с большой физической нагрузкой, затем поводить хоровод (музыкальная игра) и т. д. Будет целесообразно между подвижными играми «вставлять» интеллектуальные, не подвижные игры, или заняться рисованием или лепкой. Чем чаще меняется ситуация (в разумных пределах, тем легче поддерживать интерес у ребёнка к определённой деятельности. Тесное взаимодействие педагога и ребёнка должно вести к определённым положительным результатам, направленным на развитие полноценной личности.
Дошкольники разных возрастных категорий предпочитают разные игры. В возрасте 2-4 лет дети предпочитают игры, в которых можно поразмяться, поползать, полазить, потолкаться, пошуметь.
В возрасте 4-6 лет дети начинают играть в игры, требующие силу, быстроту и координацию движений: они любят прыгать, скакать, перепрыгивать, топать.
Очень важно правильно подобрать подвижные игры, соответствующие возрастным особенностям детей.
Программный перечень игр составлен с учетом общей и двигательной подготовленности детей конкретного возраста и направлен на расширение соответствующих учебно-воспитательных задач. Не следует подбирать игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия. Двигательное содержание игр должно согласовываться с условиями проведения. Важно также учитывать время года и состояние погоды. Регламентирует выбор игры ее место в режиме дня. Игры более динамичные целесообразны на первой прогулке. На второй прогулке можно проводить разные по двигательные характеристики игры. Но, учитывая общую усталость детей к концу дня, не следует разучивать новые игры.
В большинство подвижных игр на развитие быстроты и ловкости, на своих занятиях я добавляю новые элементы (например, в игре «Мыши в кладовой» https://youtu.be/drrysNWmCDk мы добавили сибирские борды) и игра получается не только и на развитие быстроты, но и выносливости и гибкости.
Быстрота хорошо развивается в играх, где сочетается такие основные показатели, как ответная реакция на сигнал, и быстрота мышечных сокращений, качество движений, выполняемых в единицу времени, и скорость передвижения тела и его частей в пространстве («вызов номеров», «день и ночь», «перебежки с выручкой», «наступление»). При воспитании скорости успешно применяются игры, требующие реакции на движущийся объект, что важно в единоборствах и спортивных играх. Путем быстрых движений всем телом (спринт, действия на быстроту реакции из различных положений, сильные броски и т. д. с достаточным количеством перерывов).
Одним из показателей развития выносливости является оценка способности занимающегося переносить значительную нагрузку в процессе подвижной и спортивной игры. В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях работы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Существуют приемы, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре: - уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля. - увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих. При соответствующей методике многие игры могут стать средством воспитания выносливости. Путем усиления нагрузок на организм (расширение игрового пространства, увеличение количества движений бегом, состязаний, борьбы, бросковых упражнений и т. д., увеличение продолжительности игр без значительных перерывов).
Развитие ловкости – это овладение новыми двигательными навыками, умению, совершенствованию способности эффективно перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно изменяющейся обстановке. Изменение нагрузок в играх, направленных на развитие ловкости, должно идти в основном по пути постепенного повышения координационных трудностей. При этом надо использовать методические приемы, стимулирующие более сложное проявление координации движений: применение необычных исходных положений, смену способов выполнения упражнений и др.
Сочетая подвижные игры с такими пособиями как сибирский борд, из вальдорфской педагогики, Vaytoy обучение в движении, нейроскакалка мы формируем у детей интерес к подвижным играм, их вовлеченность и желание
играть снова и снова позволяет нам формировать общую выносливость,
быстроту и гибкость у детей дошкольного возраста.