Приложение МААМ

Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте

Наталья Лукьянова
Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Не секрет, что родители являются значимыми объектами в жизни ребенка. Именно они – мамы и папы – создают безопасную и благоприятную среду для роста и развития личности. Благодаря родителям мы определяем границы, получаем первый опыт социального взаимодействия, учимся принимать решение и нести за него ответственность. Переоценить значимость родителей для детей и их взаимовлияние крайне сложно. Что же происходит, когда ребенок остается ребенком не только для мамы и папы, но и ментально, эмоционально и на поведенческом уровне? Откуда этот феномен берет своё начало и к чему может привести.

Публикация «Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте» размещена в разделах

Взаимодействие родителей и детей начинается гораздо раньше, чем они увидят друг друга. Ещё в утробе ребенок ощущает тесную связь с матерью, на данном этапе онтогенеза они единое целое. Однако послеродовой этап развития ребенка сопровождается необходимостью отдалиться от родителей. По мере увеличения психофизиологической дистанции между ними, ребёнок не только в прямом смысле убегает, встав на свои крепкие и готовые к бегу ноги, но и стремится делать первый осознанный выбор, даже если речь идёт о выборе еды или одежды.

Пик такого дистанцирования приходится на подростковый и старший подростковый возраст. Ребенок ощущает необходимость отстаивать свои интересы, принимать самостоятельные решения, стремится быть услышанным и требует, чтобы с его мнением считались. Внутренне он ощущает себя взрослым, хотя и не всегда в полной мере осознает степень ответственности взрослого. Именно на данном этапе можно услышать от родителей такие фразы: «он стал совсем другим», «я не узнаю своего ребенка», «мы не понимаем друг друга». И это действительно имеет место быть. Ребенок переходит на качественно новый этап своего развития, требующий перестройки как физиологических структур организма, так и психологического, и социального компонентов.

Как отмечает Л. И. Божович, старшие подростки, находясь на пороге взрослой, самостоятельной жизни, переживают совершенно новую социальную ситуацию развития. Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых, приобретение опыта принятия самостоятельных решений, готовность нести ответственность-всё это является особенностью старшего подросткового возраста. Происходит перестроение межличностных отношений и определение места подростка в них. Отношения со сверстниками несут личностный характер, позволяют занять подростку позицию «на равных», в то время как отношения со старшими переходят в разряд личностно-деловых, за счет чего развивается автономность и самостоятельность.

От того, как подросток пройдет данный этап, зависит его дальнейшее становление как личности. В идеальном варианте развития феномен свободы личности, который определяется через принятие ею жизненно важных решений, формируется за счет окружения этой личности и внутренней готовности. Однако такой идеальный вариант не всегда имеет место быть.

Зачастую мы сталкиваемся с ситуацией, при которой взаимодействии родителей и ребенка выстроено таким образом, что это препятствует росту личности последнего. Подросток при этом испытываем противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет обрести свободу, испытывает потребность самостоятельно принимать решения, делать выбор, не опираясь на мнение другого. С другой стороны, внутренняя тревога, страх перед неопределенностью и ответственностью за принятые решения заставляют его отдавать предпочтение безопасной и комфортной родительской среде. Очень схожие чувства испытывает и сам родитель. В стремлении защитить своего ребенка, облегчить его жизненный путь, родители неосознанно поддерживают с ним более ранние формы детско-родительских отношений, сохраняя при этом у подростка детские качества. Кроме того, страх утраты с ребенком близкого контакта, доверительных отношений так же приводит к необходимости поддерживать такую форму поведения, при которой подросток остро нуждается в поддержке, помощи и советах со стороны родителей. Само по себе стремление иметь доверительные отношения между родителями и детьми несет в себе исключительно положительный характер для становления личности. Однако если при этом подросток не приобретает опыт свободы в принятии решений и не сталкивается с последствиями своего выбора, то в дальнейшем это негативно сказывается на нескольких сферах его жизнедеятельности.

Внутриличностные проблемы подростка обнаруживают себя прежде всего в самооценке и образе Я. Как правило, такие подростки имеют заниженную самооценку, воспринимают себя как менее успешного, слабого и неуверенного человека. Повзрослев, они испытывают повышенное чувство тревожности перед миром, страх перед оценкой окружающих, присутствует чувство незащищенности.

Проблемы в сфере межличностных взаимоотношений проявляются в трудностях налаживания отношения со сверстниками и с противоположным полом. Может наблюдаться неудовлетворенность, выражающаяся через негативные эмоции, трудности с дистанцией и эмоциональной близостью, проблемы в установлении контактов и определении границ.

Кроме того, возникают трудности социализации. Правильнее будет сказать, что такое положение препятствует формированию социальной зрелости, у подростка отсутствует опыт самостоятельного принятия решений, и, как следствие, восприятие себя как взрослой, самостоятельной личности. Затрудняется выбор профессии, определение своего места в мире, избегается принятие ответственности.

Привлечение сторонних специалистов для разрешение возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений в период подросткового и старшего подросткового возраста способствует не только формированию зрелой личности в будущем, но и является прекрасным примеров взрослой позиции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Макушина О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. канд. псих. наук. -М., 2001.

2. Мымрикова А. И. Психологическая зависимость от родителей в старшем школьном возрасте, причины и следствия ее возникновения. – с. 2010

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.

4. Ремшмитд Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы становления личности. -М., 1994

Публикации по теме:

Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте»Консультация для воспитателей «Режиссерская игра в старшем возрасте» Дошкольное детство - это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрастеМастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений в условиях ФГОС до Понятие «сопровождение» означает «следовать рядом», делая возможным, реально выполнимым то, что запланировано. А это в свою очередь преобразование.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте
Опубликовано: 15 июня 2020 в 13:00
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние привязанности в системе детско-родительских отношений на формирование личности в старшем подростковом возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Лукьянова (УИ 2363988) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД