Папки-передвижки

Влияние развития мелкой моторики руки на формирование и развитие речи ребёнка

Танкова Татьяна
Влияние развития мелкой моторики руки на формирование и развитие речи ребёнка

Презентацию подготовила:

Танкова Т. В.

Воспитатель первой категории

Детский сад «Ромашка».

2-й слайд «Рука является вышедшим

наружу головным мозгом».

И. Кант

3-й слайд Речь это - Ведущее средство общения в процессе которого происходит самопознание человеком собственного «Я» и появляется возможность самовыражения и самореализации.

Это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозг.

4-й слайд мозг человека.

5-й слайд. Нормальное Становление Речи зависит от

Определенной зрелости коры головного мозга.

Публикация «Влияние развития мелкой моторики руки на формирование и развитие речи ребёнка» размещена в разделах

От степени развитости органов чувств ребенка

От степени развитости рук ребенка.

6-й слайд. О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно.

Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае.

Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Отечественные физиологи также подтверждают связь развития мозга с развитием мелкой моторики руки.

7-й слайд. Ученые изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки в развитии речи.

Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук

(М. М. Кольцова)

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы.

Если же развитие мелкой моторики отстает, то задерживается и речевое развитие детей.

8-й слайд. Связь движений пальцев и речи обусловлена тем, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук,

К тому же в коре больших полушарий головного мозга центр речи расположен совсем рядом с двигательным центром. (один является частью другого).

Поэтому развитие речи Развитие мелкой моторики

происходит параллельно.

9-й слайд. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить

Необходимо Не только тренировать его артикуляционный аппарат,

Но и развивать руку.

Совершенствование мелкой моторики приводит к совершенствованию речи.

10-й слайд. Расположение центра речи и двигательного центра в коре головного мозга.

11-йслайд. Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики.

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает.

Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга.

Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат.

12-й слайд. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек,

массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

13-й слайд Аккупунктура рук.

14-й слайд Исследования М. М. Кольцовой доказали,

что

тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является

как

стимулом для развития речи ребенка,

так

и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом.

Поэтому

развитие мелкой моторики рук очень важно для психофизического развития и развития речи ребенка. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

15-й слайд. Мелкая моторика оказывает влияние

на

речь, внимание, память, мышление, воображение.

Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

16-й слайд. Формирование и развитие речи ребенка.

Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек.

Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.

17-йслайд. Специалисты рекомендуютначинать занятия по развитию мелкой моторики рук с 2-х месяцев, в этом возрасте у ребенка уже появляется способность удерживать в руке погремушку.

Все движения должны быть очень мягкими, плавными и нежными. Ни в коем случае не надо применять силу. Все упражнения должны проходить в игровой форме и занимать минуты 2-4, тогда ребенку не надоест. И не забываем улыбаться малышу. В этом случае ребенок будет заниматься с вами с большим удовольствием.

18-й слайд. Изображение

19-й слайд. Упражнения для мелкой моторики с двух месяцев

потягивать пальчики малыша;

— производить каждым пальчиком круговые движения, сначала в одну сторону, затем в другую;

— вкладывать ребенку в ладошку маленькие шарики из различного материала (тканевые, из латекса, мохнатые, а малыш должен эти шарики захватить и удерживать. Диаметр шарика 3-4 см.

Упражнения для мелкой моторики в 4-5 месяцев :

— берем шарики большего диаметра, вкладываем их в ладошки малыша и держим руки ребенка в своих руках, зажимаем мячик и крутим его.

20-й слайд. Изображение.

21-й слайд. Упражнения для мелкой моторики в 5-6 месяцев :

упражнения на укрепление мышц плечевого пояса, ладоней и пальцев – поднимаем по очереди каждую ручку ребенка и поглаживаем его головку вперед-назад;

— массаж пальчиков – разминаем нежно каждый пальчик. Упражнение проводить каждый день в течение 2-3 минут.

22-й слайд. Упражнения для мелкой моторики

в 6-8 месяцев: выполняем ранее изученные упражнения и добавляем покатывание шарика в ладошках, например грецкого ореха.

23-й слайд. 8 -10 месяцев.

В этом возрасте с ребенком уже следует играть в игры нашего народного творчества – «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая». Эти игры имеют большое значение для ребенка: во-первых, вовлекаются все пальчики, во-вторых, тренируется память, ребенок очень быстро запоминает слова и движения, если заниматься с ним каждый день, в-третьих, игра «Сорока-белобока» еще и стимулирует работу кишечника (ладонь – это проекция кишечника, если производить круговые движения по ладони по часовой стрелке. Очень хорошо в этом возрасте игрушки-пищалки. Ребенок сдавливает игрушку и появляется звук, деткам это очень нравится.

24-й слайд. Изображение.

25-й слайд. 10-12 месяцев. В этом возрасте уже ребенку можно предлагать разбирать и собирать пирамидку. Не надо сразу требовать от ребенка разбора по размерам и цветам, это уже будет следующим этапом развития. Как правило, в 10-12 месяцев ребенок уже начинает требовать самостоятельно держать ложку, бутылочку – разрешите ему это, лучше потом одежку постираете и помоете все вокруг. К годику детки уже проявляют интерес к рисованию. Очень хорошо использовать пальчиковые краски. Не стоит переживать за испачканную одежду или запачкаетесь сами – это нужно для дела, можете рисовать хоть на себе – все легко смывается и отстирывается с помощью воды и мыла. А ребенок от этой игры будет просто в восторге. Также в этом возрасте ребенок уже способен повторять действия взрослых – подносить телефон к уху, разговаривать и т. д.

26-йслайд. изображение.

27-слайд. Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет. В 1 год ребенок уже управляет своими движениями. Ребенок спокойно удерживает игрушки в руках (как в ладошках, так и пальцами, вертит ими, бросает, сталкивает их, открывает и разбирает коробки, засовывает один предмет в другой. И для того, чтобы движения рук становились более совершенными, необходимо развиваться и далее. С этого возраста можно давать деткам сортеры, здесь ребенок уже изучает форму предмета. Ребенку следует также давать игрушки из различного материала – пузырьки, камешки, полиэтилен, мягкие игрушки, крупа, деревянные и резиновые игрушки и т. д. Только всем этим ребенок должен играть под строгим наблюдением родителей. Даже на секунду нельзя отворачиваться, ребенок может засунуть что-то в рот или в нос.

28-й слайд. После года ребенку уже можно давать задания посложнее – нанизывание, шнурование, застегивание пуговиц. Можно создать все эти игрушки самостоятельно, а можно приобрести в специализированных магазинах. Например, очень хорошая игра для развития мелкой моторики нанизывание мелких предметов на шнурок, где в предметах заранее сделаны отверстия, так, помимо моторики, еще изучаете и форму и цвета предметов. Также есть, например, вот такой ботинок, который сочетает в себе функцию шнурования, застегивания и расстегивания пуговицы, липучка и другое. Таких игрушек великое множество.

29-й слайд изображение.

30-й слайд. 2,5 года. В этом возрасте уже можно выполнять упражнения с объяснением задания, все показывать на себе. Например:

«Очки» — рассказываем стишок «Бабушка очки одела и внучонка разглядела». Формируем с помощью пальцев колечко и подносим к глазам.

«Стул» — одну ладонь держим вертикально пальцами вверх, вторую руку сжимаем в кулачок и приставляем к ладони, большим пальцем к себе. Приговариваем стишок «Спинка, ножки и сиденье – вот вам стул на удивленье». Когда ребенок научится правильно выполнять упражнение, на счет раз можно менять руки. По такому же принципу можно сделать «стол» — кулачок и сверху ладошка.

31-й слайд. Развитие мелкой моторики у детей от 3 до 5 лет. В этом возрасте выполняем все те же движения и упражнения, только увеличиваем время игры до 10 минут. Массаж пальчиков детки уже могут выполнить самостоятельно – потереть пальчики, сгибать-разгибать пальчики вместе и каждый по отдельности. А потом уже можно приступать к дальнейшим упражнениям на развитие мелкой моторики. Здесь уже более сложные упражнения и выполнять их можно тоже под стишки. Помимо пальчиковых игр, следует занимать ребенка и предметными играми – мозаикой, сортировкой мозаики или крупы, нанизывание игрушек (бусин) на шнурок, застёгивание-растёгивание пуговиц, шнуровка, играть с конструктором и т. д.

32-йслайд. В более старшем возрасте используют разнообразные приёмы и методы развития мелкой моторики рук.

Прищепкотерапию.

33-й слайд. Шнуровальные планшеты.

34-й слайд. Песочная терапия

35-й слайд. изображение.

36-й слайд. Игры с пуговицами.

37-й слайд. Игры с крупами.

38-й слайд игры развивающие мелкую моторику.

39-й слайд. Квилинг, как средство развития мелкой моторики

Среди методов развития мелкой моторики, широко применятся квилинг

(бумагокручение – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции).

Дети с удовольствием создают разнообразные картинки: зверушек, птичек, машинки, составляют цветочные композиции.

40-й слайд. Изображение.

41-й слайд Пальчиковая гимнастика. Неизменным средством развития мелкой моторики является пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений, сопровождаемый стихами, сказками, песнями, потешками.

Пальчиковые игры с простыми движениями и веселым стихотворным сопровождением очень нравятся детям.

При проведении пальчиковых игр рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно.

42-й слайд. Необходимы движения

Для Напряжения расслабления растяжки

Движения пальцами необходимо выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой.

Вялая небрежная тренировка не дает эффекта.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжен6ие, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

43-й слайд. Продолжительность и особенности проведения пальчикового тренинга. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически от трех до десяти минут, (в зависимости от возраста, ежедневно.

Перед началом, игру можно обсудить, можно обсудить роли, создать положительный эмоциональный настрой.

Перед началом обязательно нужно разогреть ладони.

Упражнения следует проводить в медленном темпе от трех до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, потом двумя вместе.

Взрослый выполняет упражнения вместе с детьми. Руководство игрой осуществляется спокойным доброжелательным тоном.

44-й слайд. Театр теней Для развития мелкой моторики можно поиграть с ребенком в театр теней. Для этого нужно затемнить комнату. Источник света (торшер, настольная лампа, фонарик) освещает светлую стену или потолок. Между источником света и стеной (потолком) производятся движения руками, от которых падает тень на освещенную стену (потолок).

Ролевые игры с детьми в театр теней очень полезны для развития мелкой моторики ребенка, особенно в раннем возрасте. Сюжеты постановок такого театра теней из пальцев будут зависеть от того, какие схемы вы сможете освоить и того, какие схемы сможет повторить ребенок.

45-й слайд. Схемы для театра теней с использованием рук

46-й слайд. Уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на речевое, умственное, а также общее развитие ребенка.

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев

(В. Сухомлинский

47-й слайд. Список литературы

1. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М. :1973.

2. Яковлева И. Физическое воспитание и оздоровление, «Пальчиковая игра – одна из форм закаливания» (текст)/- Яковлева И. ГОУ д/с№2432.

Интернет источники

3.https://budetrebenok.ru/palchikovaya - gimnastika – 2863.html.

4. https://doshvozrast.ru/metodich/konsul.

5.www.domsovetof.ru

6.www.just-kids.ru театр теней для детей.

7.Nsportal.ru

8.Neposedа. net

9.Ped-kopilka.ru

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Речевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторикиРечевой центр группы и пособие для развития речи и мелкой моторики «Лучший речевой центр группы и лучшее пособие для развития речи и мелкой моторики.» В ноябре месяце стартует конкурс на лучший речевой.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки»Дидактическая игра для развития мелкой моторики и речи «Веселые фруто-крышки» Многофункциональная дидактические игра "Веселые фрутокрышки". Практически все родители балуют своих детей вкусными фруктовыми пюре. А вот.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи Рекомендации для воспитателей. У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние развития мелкой моторики руки на формирование и развитие речи ребёнка
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 04:49
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД