Получи документы

Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников

Елена Бездетко
Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников

Аннотация. Данная работа посвящена актуальной теме речевого развития

дошкольников и влияния на него синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. В

статье рассмотрены особенности детей с синдром гиперактивности, а также развитие компонентов речевой системы у детей с данной патологией.

Ключевые слова. Речевые нарушения, синдром дефицита внимания и гиперактивности,

Публикация «Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах

дошкольники, дошкольники с речевой патологией, поведенческие расстройства.

В последние годы распространенность речевых расстройств постоянно растет, что обусловливает интерес к этой патологии и заинтересованность специалистов различных профессий: медицинского, педагогического и психологического профилей [1]. При этом отмечается высокая коморбидность речевых нарушений с эмоциональными и поведенческими расстройствами, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ).

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (синдром двигательной

расторможенности, синдром гиперактивности, гипердинамический синдром) обширно освещается в научной литературе как одно из наиболее распространенных пограничных нейродетских поведенческих расстройств [3].

Согласно Е. Л. Григоренко, Т. М. Марютиной синдром дефицита внимания с

гиперактивностью представляет собой хроническое расстройство поведения в детском возрасте, среди клинических проявлений которого называются двигательное беспокойство,импульсивность, невозможность сконцентрироваться.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью обусловливается общими

нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне реакции психической деятельности. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это дисфункция центральной нервной системы. СДВГ характеризуется определенными 14 особенностями поведения и эмоциональной сферы, которые зачастую являются одной из основных причин социальной дезадаптации.

Причины СДВГ сложны и остаются недостаточно изученными, несмотря на большое количество исследований. В качестве возможных факторов считаются биологические (наследственная предрасположенность, осложнения во время беременности, генетические (врожденные отклонения от нормы некоторых систем головного мозга) социальные (характер и склонности родителей, условия воспитания, материальное положение семьи, экологический (некачественные продукты питания, дефицит минералов и витаминов).

Согласно российской классификации медицинских болезней МКБ - 10, синдром гиперактивности имеет другие симптомы: рассеянность, повышенная возбудимость, импульсивность моторных и вербальных реакций. У детей данной группы, наряду с такими типичными проявлениями синдрома встречаются и речевые нарушения.

Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ в значительной степени способно усугублять их дезаптацию, ограничивая коммуникацию и развитие.

Нарушения речи у детей с проявлениями СДВГ представлены недостаточностью развития моторной функции артикуляционного аппарата, брадилалией, тахилалией, нарушением голоса и речевого дыхания, нарушением звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченностью словаря и синтаксиса, недостаточностью семантики,

заиканием.

Речевые расстройства : неумеренность речи, снижение плавности, речь менее логичная, менее связная и организованная; задержка развития внутренней речи; снижение способности к грамматически правильному речевому поведению.

Из - за снижения плавности и организованности речи, отвлекаемости у детей с СДВГ наблюдаются нарушения в звукопроизношении. Низкий уровень развития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова, что ведет к нарушению фонематических процессов.

Остро стоит проблема формирования грамматического строя речи у данных

воспитанников. Проблемы усвоения грамматического строя речи во многом объясняются особенностями нервнопсихической деятельности: нарушение когнитивной системы контроля и поддержания информации в рабочей памяти.

Формирование грамматического строя речи у обучающихся с СДВГ осуществляется с определенными трудностями, которые обусловлены особенностями психофизического развития [2]. Быстрая утомляемость, низкая концентрация внимания, прокрастинация и импульсивность, а также низкий уровень самоконтроля затрудняют овладение грамматическим строем речи обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Нарушения фонематических процессов нередко служат причиной проявления

вторичного дефекта, который проявляется в специфических нарушениях чтения и письма.

Характер расстройств письма и чтения обнаруживает недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций в различных сочетаниях: чаще всех трех, реже двух, но иногда одной.

Отставание развития зрительной функции ведет к сложностям воспроизведения и запоминания графического образа букв и цифр. Неполноценность пространственной ориентировки и конструктивной деятельности приводит к тому, что такие дети с трудом ориентируется в пространстве тетрадного листа.

Учащиеся первых классов с СДВГ с трудом научаются обозначать границы

предложений. Это вызвано трудностями распределения внимания между технической стороной письма и необходимостью выделять законченную мысль и правильно оформить ее на письме.

Такие дети часто при письме нарушают звукобуквенную структуру слова (пропуски и замены букв). Это объясняются как недоразвитием устной речи, так и регуляторными трудностями – слабость произвольного внимания одинаково отражается на распознавании

акустических или артикуляционных признаков звуков, актуализации зрительных образов буквы и слова. перактивностью [1].

Таким образом, синдром дефицита внимания с гиперактивностью влияет не только на эмоционально - волевую и поведенческую сферу детей, но и речевую, что проявляется в виде нарушения артикуляционной моторики, фонематического недоразвития, лексико -грамматических нарушений, а также трудностей выражения смыслового компонента в речевом высказывании.

Список литературы

1. Заваденко, Н. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью : выбор

оптимальной продолжительности лекарственной терапии / Н. Н. Заводенко, Н. Ю.

Суворинова // Журн. неврол. и психиатр. им. С. С. Корсакова. - 2011. - №10. - С. 28 - 32.

2. Фесенко, Ю. А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и

гиперактивности у детей : учебное пособие для вузов / Ю. А. Фесенко, Е. В. Фесенко. — 2 - е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 250 с.

3. Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства. / Л. С. Чутко. – СПб. : Хока, 2007. – 386 с.

Публикации по теме:

Взаимодействие воспитателя с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) В последнее время в детских садах и школах все чаще встречаются невнимательные, неорганизованные, непоседливые, внутренне беспокойные дети.

Игры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опытаИгры и упражнения на развитие зрительного внимания у дошкольников из личного опыта Очень важно развивать у дошкольников наблюдательность, способность при рассматривании предметов замечать у них отличительные черты, признаки.

«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»«Путешествие в страну книг». Итоговая НОД в областях «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» План – программа итогового НОД в областях «Речевое развитие». «Социально - коммуникативное развитие» с детьми средней группы на тему: «Путешествие.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников» Консультация для родителей «Влияние музыкально-ритмических игр на физическое развитие дошкольников»Оздоровительная цель муз. воспитания:.

Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние конструктивно-строительных игр на развитие речи дошкольников» Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры»Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников через словесные игры» Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний.

Влияние ритмической гимнастики на развитие двигательной активности дошкольников В настоящее время ритмическая гимнастика — одна из самых популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние синдрома дефицита внимания с гиперактивностью на речевое развитие дошкольников
Опубликовано: 27 июня 2023 в 10:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД