Папки-передвижки

Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада

Шестопалова Любовь Николаевна
Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада

Внедрение ТРИЗ — технологии в практику работы ДОУ

Л. Н. Шестопалова, старший воспитатель МБОУ «Береговская СШ» Нижнеомского муниципального района.

 «Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве,  любознательность, мотивацию в достижении успеха».

Александр Асмолов, руководитель Федерального  института  развития образования, председатель     рабочей  группы  разработчиков ФГОС

Публикация «Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада» размещена в разделах

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая,- организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал Федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

Актуальность проблемы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

Отсюда вытекает достаточно четкий вывод: необходимо формировать у детей такие психические качества как мышление и воображение, исследовательские навыки, способность быстро входить в новые предметные области, обучать работе с информацией, адаптировать к динамичной картине мира.

Понимание вышеперечисленного дало толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками в шашем детском саду. Методологической основой данной технологии является личностно - ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник является не пассивным объектом воздействия, а усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. Многолетний исследовательский опыт показал, что ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от систем обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

Анализируя эти качества, мы видим портрет дошкольника, соответствующий предложенным в федеральных государственных образовательных стандартах портрету дошкольника – выпускника.

В связи с этим педагогическим коллективом в качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что использование методов и приемов ТРИЗ может стать эффективным условием развития творческого потенциала воспитанников.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, мы решили для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе Программы воспитания и обучения в детском саду «Детство» В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, по которой работает наш детский сад.

Обозначили цель работы – создание системы целенаправленного воздействия на основе теории сильного мышления, адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития воображения (РТВ, обеспечивающих оптимальное развитие мышления и воображения детей.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретическую, психолого - педагогическую и методическую литературу по развитию творческого мышления, воображения и речи детей.

2. Раскрыть особенности мышления и воображения детей дошкольного возраста детей.

3. Разработать систему методов целенаправленного воздействия на воображение, творческой мышление и речь детей.

4. Определить эффективность работы по развитию творческого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ.

Для реализации намеченной цели спланировали свою работу по следующим направлениям:

1. Работа с детьми. Она включает в себя использование методов и приёмов ТРИЗ и РТВ в повседневной образовательной деятельности

2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Существующая в ТРИЗ система развития творческого воображения, разработаная Г. Альтшуллером, представляет собой набор приемов фантазирования и специальных методов. Назову некоторые из них, которые мы используем в образовательной деятельности:

Метод маленьких человечков.

Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства эмпатии (наглядность, простота) и не имеет присущих ей недостатков (неделимость человеческого организма).

Метод обоснования новых идей "Золотая рыбка"

Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Метод морфологического анализа.

Цель метода - систематический обзор и анализ всех мыслимых вариантов данного явления или объекта.

Круги Луллия..

Для работы с детьми пятого года брали сначала только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом. В дальнейшем стали использовать 2-3 круга с 5-6 секторами. С детьми старшего возраста используем 4 круга с 8 секторами на каждом.

Метод каталога.

Детям предлагали сочинить сказку с помощью каких — либо представленных предметов. Поощрялись логически связные тексты, в котором добро побеждает зло. Данный метод помогает детям снять психологическую неуверенность.

Приемы фантазирования:

-прием «сделать наоборот»;

- прием «изменить неизменяемое» (если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным, - измените его);

-прием объединения;

Упражнения на развитие творческого воображения:

«Создание нового»; «Изобрази свою память»; «Составь загадку»; «Придумай сказку (историю) о.»; «Придумай новый воздушный шарик (обувь, одежду)» и др.

Работа по ТРИЗ проводится во всех возрастных группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста. В младшей группе вся работа по ТРИЗ ведется в виде игр, упражнений и т.  д. В старшей- дополнительно с проведением НОД 1 раз в 2 недели. Проводятся и другие фрмы работы с детьми: конкурсы, викторины, развлечения с включением ТРИЗ.

Вся работа по ТРИЗУ включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.  д. Оновным же средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не дает детям готовых знаний, а помогает ребенку самому научиться находить истину.

Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом реализуют его в практической деятельности. Наши проекты: «Путешествие в Африку», «Я и мой друг»,

«Слон», «Цветы» и др. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей.

Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта. В работе с родителями используем следующие формы:

Тематические консультации, на которых стремлюсь дать квалифицированную помощь в реализации творческих идей и решений, помогаю заинтересовать родителей в совместной деятельности со своими детьми.

Анкетирование

(«Любит ли фантазировать Ваш ребенок?», «Как развита фантазия у вашего ребенка?» и др., цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.

Совместные конкурсы.

Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми

Памятки и рекомендации для родителей:

«Как развить творческие способности ребенка – дошкольника», «Что такое одаренный ребенок?» и др.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали партнерами совместных мероприятий с детьми и педагогами. Теперь они ощущают себя более компетентными в творческом воспитании детей. Дети начали воспринимать родителей по новому - как союзников, так как родители, участвующие во всех мероприятиях, знают проблемы и пути их преодоления. У детей повысилась самооценка, так как постоянно чувствуют поддержку, понимание родителей.

Успешность развития творческого потенциала детей в детском саду во многом определяется соответствующей квалификацией педагогов. И тут возникли свои трудности: чтобы работать по ТРИЗ, необходимо избавиться от психологической инерции, от сложившихся рамок стереотипного мышления (половина воспитателей в детском саду недавно пришли из школы). Используя методику «Волшебное дерево», выявили коэффициент творчества педагога. Его результаты: 40% – потребители, 45% – конструкторы и 15% – изобретатели. С целью развития творческого потенциала, знакомства педагогов с технологией ТРИЗ были организованы семинары-практикумы «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине»; «Познаём мир и фантазируем с кругами Луллия», мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада», педагогический совет «Технология ТРИЗ в детском саду», активно использовали интернет-ресурсы. Через практическую деятельность воспитатели познакомились с нетрадиционными приемами рисования, разными течениями живописи. В течение года работал кружок «Рисуем по ТРИЗ».

Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, помогла воспитателям и детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Подтверждением успешно проведенной работы стали высокие показатели психологичекой готовности детей к школе. Их быстрая адаптация в школе и способность творчески и нестандартно мыслить подтверждены положительными характеристиками учителей начальной школы.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возрастаДидактическое пособие «Рыбки» по технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста Дидактическое пособие "Рыбки" - это многофункциональное пособие, позволяющее развивать речь, воображение, логическое мышление, внимание.

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Развитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехникуРазвитие познавательных интересов через технологии: ТРИЗ, мнемотехнику На сегодняшний день развитие познавательных способностей, познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Сюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группеСюжетно-ролевая квест-игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе Сюжетно-ролевая квест игра «Школа» с применением технологии ТРИЗ. Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми; развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внедрение ТРИЗ — технологии в практику детского сада
Опубликовано: 21 октября 2020 в 09:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД