Получи документы

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся

Ольга Деревягина
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся

Организация внеурочной деятельности и воспитательной

работы в свете ФГОС. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся.

В настоящее время общество характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной сферы. Сегодня востребованы люди творческие, активные, умеющие быстро адаптироваться и социализироваться в окружающем нас мире.

Публикация «Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся» размещена в разделах

Проводимая в стране модернизация образования ориентирует образовательные организации и педагогов на поиск новых путей и способов развития адаптационных способностей детей, их социальной компетентности.

В связи с этим, ответом системы образования стала идея компетентностного подхода в обучении и воспитании, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью ФГОС является усиление практической жизненной направленности образования. Одной из ключевых компетентностей является социальная компетентность, т. е. готовность и способность личности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.

Сегодня уже мало просто воспитывать в детях традиционные ценностные отношения. Обучающийся должен сам уметь формировать свою жизненную позицию, быть способным и готовым к разумному выбору, выработке самостоятельных идей и принятию решений. Речь идет о личности, способной управлять своим поведением, выстраивать жизненную стратегию, но с опорой на существующие правила, нормы и законы общества.

Ребенок с детства усваивает различные модели поведения в социуме и потом реализует их во взрослой самостоятельной жизни. Приобретенный опыт и социальные компетенции во многом определяют его в дальнейшей жизни. Хаотичное становление поведенческих моделей не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Ребенку необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих моделей и стратегий, поэтому развитие социальной компетентности обучающихся должно стать одним из важнейших направлений работы педагогов.

Социальная компетенция предполагает определенный круг полномочий, относя его к социальной сфере, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности становится ясно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности обучающихся в данном виде деятельности. Поэтому, если педагог хочет в качестве результата своей работы иметь компетентность обучающихся, он должен не принуждать, а мотивировать детей к выполнению той или иной деятельности.

Внеурочная деятельность является широким полем для формирования и развития социальной компетентности. Внеурочная работа побуждает обучающихся участвовать в принятии решений, повышает их инициативность, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной, идущей от желания самого ребенка. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности.

Внеурочная деятельность даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и обучающимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; создает для ребенка ситуацию успеха; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.

В процессе работы важно научить ребенка вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т. д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место во внеурочной деятельности обучающихся.

На смену занятиям, где раньше доминировал педагог, сегодня приходят активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые игры, занятия с элементами тренинговых упражнений. Педагог сегодня должен отказываться от монолога и занимать позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.

Для повышения эффективности формирования социальной компетентности педагогу необходимо использовать во внеурочной деятельности драматизации с разыгрыванием ситуаций, игровые упражнения, направленные на обучение детей принимать решения, вступать в контакт, сотрудничать с окружающими, избегать конфликтных ситуаций и т. д. Особенно важно это в работе с детьми с ОВЗ.

В работе с детьми перед педагогом может встать проблема интереса. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях; от ее решения зависит, насколько хорошо ребенок усвоит полученные во внеурочной деятельности знания и навыки, насколько он их будет использовать в качестве алгоритмов действия. Чтобы у обучающихся возникал и развился интерес, необходимо создавать определенные условия:

• Необходимо организовывать занятия так, чтобы ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.

• Занятия необходимо делать интересными, новыми и разнообразными для каждого ребенка.

• При подготовке занятий, необходимо подбирать посильный и понятный материал, желательно чтобы он мотивировал детей на получение новых знаний, нового опыта.

• Материал занятий должен быть ярким, запоминающимся, а сам педагог должен быть эмоциональным и заинтересованным в результате обучения, т. к. это оказывает глубокое воздействие на ребенка, на его отношение к работе над новым материалом.

Приведенному выше комплексу условий могут отвечать только подготовленные, нетрадиционные формы внеурочной деятельности.

В ходе занятий я стараюсь организовать свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы они взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого необходимо создать проблемную ситуацию, необходимо чтобы они работали в парах, в группах, умели высказать и отстаивать свое мнение, выслушать мнение другого.

Так же применяю инсценировку отдельных проблемных ситуаций, ввожу в занятия элементы тренинговых упражнений, что создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания ситуации. Использую в работе ИКТ. Такие занятия предоставляют детям возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения, что в конечном итоге повышает готовность и способность личности ребенка к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанникаИспользование дидактических игр как средство развития социальной личности воспитанника Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания и отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид деятельности.

Дыхание как средство формирования правильной речи В нашем детском саду в рамках годового плана учителя-логопеды организовали семинар-практикум «Проблема предупреждения и коррекции недостатков.

Внеурочная деятельность по музыке Мы осознаем, что предметы Искусства в школе всегда были одним из главных каналов идейно-политического воспитания школьников. Смена идеологий.

Обучение в cотрудничестве как средство повышения познавательной активности учащихся В современном обществе особенно ощущается потребность в развитии коммуникативного и познавательного потенциала ребёнка, развитии самостоятельности,.

Поликультурная образовательная среда как основа формирования межэтнических отношений учащихся Одни из главных механизмов преодоления негативных процессов в жизни общества является формирования культуры межэтнических отношений в обществе.

Познавательно-исследовательская деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о ЗОЖ Приобщение детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни на основе осознанного отношения к своим действиям нуждается в создании.

Проект по самообразованию «Изобразительная деятельность как средство формирования творческого воображения у дошкольников» Тема: «Изобразительная деятельность, как средство формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста» Участники проекта:.

Проектная деятельность, как средство формирования экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста Проектная деятельность, как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. «Мир, окружающий ребёнка,.

Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляются результаты работы на тему «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных.

Внеурочная деятельность в первом классе по ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся
Опубликовано: 7 апреля 2017 в 19:38
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД