Ольга Деревягина
Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Организация внеурочной деятельности и воспитательной
работы в свете ФГОС. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся.
В настоящее время общество характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной сферы. Сегодня востребованы люди творческие, активные, умеющие быстро адаптироваться и социализироваться в окружающем нас мире.
Публикация «Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетенции учащихся» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Проводимая в стране модернизация образования ориентирует образовательные организации и педагогов на поиск новых путей и способов развития адаптационных способностей детей, их социальной компетентности.
В связи с этим, ответом системы образования стала идея компетентностного подхода в обучении и воспитании, реализованная в Федеральных государственных образовательных стандартах. Отличительной особенностью ФГОС является усиление практической жизненной направленности образования. Одной из ключевых компетентностей является социальная компетентность, т. е. готовность и способность личности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, как единству социальной адаптированности и мобильности.
Сегодня уже мало просто воспитывать в детях традиционные ценностные отношения. Обучающийся должен сам уметь формировать свою жизненную позицию, быть способным и готовым к разумному выбору, выработке самостоятельных идей и принятию решений. Речь идет о личности, способной управлять своим поведением, выстраивать жизненную стратегию, но с опорой на существующие правила, нормы и законы общества.
Ребенок с детства усваивает различные модели поведения в социуме и потом реализует их во взрослой самостоятельной жизни. Приобретенный опыт и социальные компетенции во многом определяют его в дальнейшей жизни. Хаотичное становление поведенческих моделей не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Ребенку необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих моделей и стратегий, поэтому развитие социальной компетентности обучающихся должно стать одним из важнейших направлений работы педагогов.
Социальная компетенция предполагает определенный круг полномочий, относя его к социальной сфере, поведению и взаимодействию в нем. При таком понимании компетентности становится ясно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности обучающихся в данном виде деятельности. Поэтому, если педагог хочет в качестве результата своей работы иметь компетентность обучающихся, он должен не принуждать, а мотивировать детей к выполнению той или иной деятельности.
Внеурочная деятельность является широким полем для формирования и развития социальной компетентности. Внеурочная работа побуждает обучающихся участвовать в принятии решений, повышает их инициативность, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной, идущей от желания самого ребенка. Именно внеурочной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности.
Внеурочная деятельность даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и обучающимися; создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание; создает для ребенка ситуацию успеха; предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности; отражает общечеловеческие ценности.
В процессе работы важно научить ребенка вступлению в контакт, организации совместной работы, распределению обязанностей, разрешению конфликтов, слушанию другого, запрашиванию помощи и т. д. Эти навыки формируются в групповой работе, которая должна занять достойное место во внеурочной деятельности обучающихся.
На смену занятиям, где раньше доминировал педагог, сегодня приходят активные формы работы: работа в парах, группах, дискуссии, мозговые штурмы, коллективные обсуждения, ролевые игры, занятия с элементами тренинговых упражнений. Педагог сегодня должен отказываться от монолога и занимать позицию сотрудничества во взаимодействии с детьми.
Для повышения эффективности формирования социальной компетентности педагогу необходимо использовать во внеурочной деятельности драматизации с разыгрыванием ситуаций, игровые упражнения, направленные на обучение детей принимать решения, вступать в контакт, сотрудничать с окружающими, избегать конфликтных ситуаций и т. д. Особенно важно это в работе с детьми с ОВЗ.
В работе с детьми перед педагогом может встать проблема интереса. Проблема интереса – это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на занятиях; от ее решения зависит, насколько хорошо ребенок усвоит полученные во внеурочной деятельности знания и навыки, насколько он их будет использовать в качестве алгоритмов действия. Чтобы у обучающихся возникал и развился интерес, необходимо создавать определенные условия:
• Необходимо организовывать занятия так, чтобы ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера.
• Занятия необходимо делать интересными, новыми и разнообразными для каждого ребенка.
• При подготовке занятий, необходимо подбирать посильный и понятный материал, желательно чтобы он мотивировал детей на получение новых знаний, нового опыта.
• Материал занятий должен быть ярким, запоминающимся, а сам педагог должен быть эмоциональным и заинтересованным в результате обучения, т. к. это оказывает глубокое воздействие на ребенка, на его отношение к работе над новым материалом.
Приведенному выше комплексу условий могут отвечать только подготовленные, нетрадиционные формы внеурочной деятельности.
В ходе занятий я стараюсь организовать свою деятельность и деятельность обучающихся так, чтобы они взаимообучали друг друга, обменивались информацией, а для этого необходимо создать проблемную ситуацию, необходимо чтобы они работали в парах, в группах, умели высказать и отстаивать свое мнение, выслушать мнение другого.
Так же применяю инсценировку отдельных проблемных ситуаций, ввожу в занятия элементы тренинговых упражнений, что создает благоприятную эмоциональную атмосферу для восприятия и углубленного понимания ситуации. Использую в работе ИКТ. Такие занятия предоставляют детям возможность раскрыть индивидуальные способности, экспериментировать, демонстрировать свои умения, что в конечном итоге повышает готовность и способность личности ребенка к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах.