Лучший педагог года

Внеурочная профориентационная работа в начальных классах

Кристина
Внеурочная профориентационная работа в начальных классах

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

В настоящее время в школе накоплен достаточно большой опыт форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников. Однако в современном обществе, когда мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются, когда появляются новые отрасли хозяйства, новые технологии труда, изменяется социальная ситуация в обществе, актуальной становится целенаправленная, систематическая работа по профессиональной ориентации с учениками младшей школы.

Публикация «Внеурочная профориентационная работа в начальных классах» размещена в разделах

Приходя в первый класс, ребенок имеет смутные представления о роде деятельности своих родителей. Школа должна с первых дней помогать ему в овладении знаниями по миру специальностей, приучать к трудовым навыкам, работе над собой, к самообслуживанию. Формирование у младших школьников добросовестного отношения к труду, развитие интереса к профессиям, создание условий для получения первоначального представления о различных видах трудовой деятельности – в решении этих и других воспитательных задач как нельзя лучше, на мой взгляд, помогает внеурочная деятельность.

Профессиональная ориентация в школе – это система педагогического воздействия на школьников на уроках и во внеурочной деятельности для подготовки детей к осознанному выбору во взрослой жизни, опираясь на личные и общественные интересы.

Профессиональная ориентация – система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества [1, с. 74].

Одной из главных задач обучения и воспитания в начальной школе является подготовка школьников к осознанному выбору профессии. Работа по профориентации начинается уже в начальных классах, но должна быть построена так, чтобы детям было интересно.

Организация профориентационной работы в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. В начальных классах в первую очередь необходимо формировать положительное отношение к труду, его роли в жизни человека и общества, формировать потребность быть полезным людям. В этом возрасте формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, развивается интерес к будущей профессии. Реализация этих направлений возможна с помощью основных методов и приемов профориентационной деятельности : ролевые и дидактические игры, беседы, экскурсии на предприятия, классные часы [2, с. 3].

Существует ряд показателей, мотивационных и нравственно-волевых характеристик, для формирования которых младший школьный возраст является наиболее сенситивным. И, если это условие не будет учитываться, то у довольно значительной части школьников, так и не удастся в учебно-воспитательном процессе достичь должных результатов [2, с. 4].

Также в этот период у детей младшего школьного возраста актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе развития. Поэтому, детям данного возраста следует давать систематизированные, оптимальные знания о социальном производстве, мире профессий и специальностей, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

В этом возрасте младший школьник эмоционально реагирует на все новое, легко подвергается влиянию внешних обстоятельств. Он с удовольствием выполняет трудовые поручения, стремится к активной деятельности. Следовательно, учитель начальных классов должен использовать те формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся младшего школьного возраста. И чем шире и глубже осуществляется на этом этапе подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее будет процесс профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте [4, с. 8–9].

Профессиональная ориентация — это не выбор профессии, одной на всю жизнь, а формирование готовности у личности к профессиональному самоопределению, активизация его внутренних ресурсов с тем, чтобы включаясь в профессиональную деятельность, человек мог в полной мере реализовать себя в ней [2, с. 4].

В настоящее время в школе уделяется недостаточное внимание профессиональной ориентации младших школьников, отсутствует системность данной работы. Порой, учащиеся начальных классов не имеют представления о некоторых профессиях и не знают, кем работают их родители. Подготовка к выбору профессии является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, так как он способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. Профессиональная ориентация является важным компонентом в становлении и развитии каждого человека и функционировании общества в целом.

В младших классах наиболее действенным элементом является игра. Игра-это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра выполняет следующие функции: развлекательную, т. е. развлечь, воодушевить, пробудить интерес; коммуникативную; самореализацию в игре; игротерапевтическую, т. е. преодоление различных трудностей возникающих в разных видах жизнедеятельности; социализирующую, т. е. усвоение норм поведения человека в обществе [2, с. 6].

При планировании профориентационных занятий желательно включать различные модификации существующих психологических игр, учитывая возраст, направленных, как правило, на развитие произвольности внимания, восприятия, мышления. Существует множество игр и упражнений, направленных на осмысление отдельных элементов изучаемой профессии. Так, например при помощи развивающих игр мы можем узнать, какая сфера научного знания более всего интересует ребенка: природоведение, математика, литература, спорт, и т. д. Во время игр учащиеся учатся быть ответственными, серьезно относиться к поставленным перед ними задачам. Также важны и групповые игры для школьников по профориентации, так как дети начинают общаться друг с другом, делятся своими мечтами, впечатлениями, рассказывают, почему выбрали для себя ту или иную роль в игре, то есть совершенствуются коммуникативные навыки. С помощью игр профориентационная работа способна объяснить ребенку, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать в интересующей профессии [2, с. 10].

Следующим важным элементом профориентационного занятия является беседа. Беседы с обучающимися в начальных классах желательно строить с элементами игры. Одним из видов беседы является беседа с приглашенными специалистами. Важно помнить, что специалистов необходимо готовить и формировать их речь понятную детям.

В организации профориентационного занятия следует обратить внимание на проведение экскурсий на предприятия и организации города. В проведении экскурсии главное — сосредоточиться на одной какой-то профессии или группе взаимосвязанных профессий, показать существенные характеристики профессии.

В современном обществе профориентационная работа располагает огромными возможностями в построении профориентационного занятия, с использованием разнообразных методов и приемов: мини-лекции о содержании профессии, проективные методики, профориентационные игры, беседы с приглашенными специалистами, экскурсии на предприятия, оформление уголка профессии в пространстве класса. Готовить обучающихся к профессиональному выбору необходимо уже с начальных классов. В раннем возрасте у ребенка начинает проявляться интерес к различным профессиям, через книги, игру, телевиденье, интернет, профессии родителей. Интерес проявляется в зависимости от особенностей характера, его темперамента, способностей и склонностей. Например, кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т. п.

Важным направлением классного руководителя в пространстве школы, это профориентационная работа с родителями. Главная задача каждого родителя — понимание своих детей, их интересов и мечтаний. Учитель начальных классов должен провести консультацию родителям, посоветовать им с чего начать разговор на тему профессий, что именно необходимо рассказать. Учитель должен помочь разобраться с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, его желаниями и стремлениями.

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Ребенок становится заинтересованной стороной в развитии своих способностей, так как он может попробовать себя в различных областях взрослой жизни. На каждом занятии рассматривается определенная профессия, учащиеся имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности, применительно к рассматриваемой профессии.

Например, при изучении темы «Организм человека» ребята познакомились с профессией врача. Они узнали не только названия специальностей, но и в игровой форме учились накладывать повязки, бинтовать; участвовали в конкурсе рисунков «Я - доктор».

При первом посещении библиотеки, дети узнают не только о профессии библиотекаря, но и о тех профессиях людей, которые помогают книге попасть в магазины. В ходе таких бесед, демонстрации презентаций ребята учатся бережно относиться к книгам.

При изучении темы «Моя семья», ребята подготовили презентации о своих близких с рассказом о их профессии. Такие занятия очень интересны обучающимся. На занятия они приносят и фотографии своих близких, и их награды, и даже, если есть, газетные вырезки. Вывод на таких занятиях, что каждая работа в почете. Ребята любят выступать перед родителями. В этом году провели для родителей утренник на тему «Все профессии важны».

На занятиях можно провести игровые упражнения, например: «Угадай профессию по жестам», «Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву П, связанных с данной профессией».

На занятиях ребята играют в продавцов, в библиотекарей, учителей и играя, ребята узнают о профессиональных качествах, о способностях выполнения того или иного вида работы. Например, какими качествами должен обладать парикмахер? В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что парикмахеру необходимы: фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом. А хирургу – знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену – режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы? Главная идея такой работы - это дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь детей, расширить словарный запас; воспитать уважение к людям различных профессий.

Профориентационная работа в школе должна проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии с учетом их личных интересов, возможностей и потребностей, с изменениями, происходящими на рынке труда.

Грамотно построенная система профориентационной работы в начальных классах способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества [3, с. 66].

Таким образом, профессиональная ориентация в школе зависит от возрастных особенностей школьников. Спецификой организации профориентационного занятия с младшими школьниками состоит в том, чтобы на практике применять те методы и приемы, которые наиболее характерны и эффективны для данного возраста: мини-лекции, профориентационные игры, беседы со специалистами, экскурсии на предприятия. И чем раньше и шире будет осуществляться подготовка к труду и выбору профессии, тем эффективнее произойдет процесс становления профессионального самосознания в старшем школьном возрасте.

Литература

1. Зеер, Э. Ф. Основы профориентологии / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова. - М. : Высшая школа, 2005. -159 с.

2. Мухина, М. В. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников / М. В. Мухина. - Сочи, 2011.-38с.

3. Попова, Е. В. Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников: методические рекомендации / Е. В. Попова, В. А. Творожникова. - Сыктывкар. : ГАУ РК «РИЦОКО», 2011.-66с.

4. Яковлева, С. Путешествие в Страну профессий / С. Яковлева // Научная школа. - 1998.-№ 29.-С. 8–9.

Публикации по теме:

Анализ проведения декады естественных наук в начальных классахАнализ проведения декады естественных наук в начальных классах В начальных классах завершилась предметная декада естественных наук, которая проходила с 12 по 22 февраля 2018 г. Среди целей этой декады.

Анализ проведения декады математики в начальных классахАнализ проведения декады математики в начальных классах Со 2 по 13 декабря 2019 г. в школе проводилась предметная декада по математике среди учащихся 1-4 классов. Задачи предметной декады: • Привлечь.

Анализ проведения декады по математике в начальных классах Анализ проведения декады по математике в начальных классах МБОУ «Бродовская ООШ» 2017-2018 учебный год С 4 по 13 декабря 2017г. в школе.

Фотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классахФотоотчет о проведении Гагаринского урока «Космос — это мы» в начальных классах 12 апреля - День космонавтики, котрый отмечают во всех уголках нашей необъятной Родины. Космос всегда был и остается одной из наиболее.

Фототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классахФототчет о проведении проекта «Новогодняя сказка» в начальных классах Добрый день, коллеги! На пороге новогодние праздники и хотелось как-то увлечь ребят чем-то новым, занимательным. Поразмышляв, предложила.

Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы)Фотоотчёт «Уроки мужества в начальных классах» (2–3 классы) Добрый день, коллеги! Хочу представить Вашему вниманию фотоотчёт о проведении Уроков Мужества в нашей школе. Замечательный праздник 23.

Мастер класс «Подарочная упаковка для пасхальных яиц». Внеурочная деятельность в начальных классах. Для детей 7–10 летМастер класс «Подарочная упаковка для пасхальных яиц». Внеурочная деятельность в начальных классах. Для детей 7–10 лет Описание: данный материал будет интересен для проведения занятий по внеурочной деятельности для классных руководителей начальных классов,.

Мастер-класс «Шоколадница». Внеурочная деятельность в начальных классах.Мастер-класс «Шоколадница». Внеурочная деятельность в начальных классах. Описание: данный материал будет интересен для проведения занятий по внеурочной деятельности для классных руководителей начальных классов,.

Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия»Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия» Аннотация проекта Социальный проект «Арт – терапия» направлен на воспитание потребности у обучающихся класса помощи в снятии психологического.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Внеурочная профориентационная работа в начальных классах
Опубликовано: 19 февраля 2022 в 07:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД