Получи документы

Воображение как средство познания и преобразования действительности

Елена Семенова
Воображение как средство познания и преобразования действительности

Творческая деятельность человека – это создание чего-то нового, будь это вещь внешнего мира или построение новой мысли, чувства, которые обнаруживаются в самом человеке. Общеизвестно, что деятельность может быть воспроизводящей (репродуктивной) и творческой (продуктивной). Воспроизводящий вид деятельности теснейшим образом связан с нашей памятью. Творческая деятельность основывается на комбинирующей способности нашего мозга, которая является механизмом воображения. Именно воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания.

Публикация «Воображение как средство познания и преобразования действительности» размещена в разделах

Воображение – психический процесс создания новых образов на основе ранее сформированных представлений. Этот процесс основан на познании свойств объектов и преобразовании этих свойств. Поэтому при всей разновидности методов развития воображения, они имеют общую модель:

«Объект - Преобразование признака или его значения - Новый объект»

Пример создания фантастического объекта по данной модели:

Синица (объект) - говорит (добавлен признак человека) – говорящая птичка (новый объект)

Синица (объект) - без цвета (убран признак цвета) – прозрачная синица, которую не видно в воздухе (новый объект)

Синица (объект) - все части тела сменили форму и стали круглыми (преобразование значения признака формы) - птичка, составленная из шариков (новый объект фантастическая птица - Шаросин).

Умение манипулировать признаками объекта и их значениями необходимо человеку при решении творческих задач. Работа с данной моделью способствует развитию воображения и является первым шагом при формировании творческих способностей человека в целом.

Уже в раннем детстве можно заметить возникновение творческих процессов, которые в большей степени выражаются в играх, речевой и изобразительной деятельности. Игры детей – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности.

Стремление ребенка к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра.

Основная характеристика воображения ребенка.

В каждый период детского развития воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития. Оно, несомненно, зависит от опыта ребенка, складывается и развивается постепенно. Можно выделить основные характеристики воображения, на основании которых можно определить уровень развития этого психического процесса.

1. Произвольность (активность) характеризуется степенью принятия дошкольником творческой задачи. Произвольность зависит от мотива, который позволяет ребенку сделать то или иное, и воли, которая помогает “удержать” и довести творческую деятельность до конца.

Поэтому перед педагогом ставятся следующие задачи:

• формирование произвольного воображения,

• формирование мотивационного поля,

• развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности.

Непроизвольность характеризуется пассивностью, уходом от заданной темы.

2. Воображение может быть воссоздающим (представление образа по описанию) или творческим (создание новых образов, требующее от ребенка отбора материала в соответствии с замыслом).

Учитывая эти показатели, перед педагогом ставятся следующие задачи:

• организация работы с дошкольниками по развитию творческого воображения;

• расширение информационного фонда ребенка.

3. Уровни творческого воображения :

Первый уровень - представление объектов или процессов, бывших в опыте ребенка.

Второй уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте дошкольника, но у него имеется достаточно полная информация о них из разнообразных источников (телевидение, рассказы очевидцев, чтение литературы и т. д.).

Третий уровень - представление объектов или процессов, которых не было в опыте ребенка и информации о них крайне мало.

В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

• организация работы по увеличению заданий, требующих от ребенка второго и третьего уровней творческого воображения;

• расширение информационного фонда ребенка, которое позволит представить тот или иной объект с разной степенью подробности;

• организация длительных наблюдений объекта или процесса с подробным обсуждением;

• создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств.

4. Показатели вариативности и подробности воображаемого объекта.

Об уровне развития воображения можно судить по показателям вариативности (выделение большого количества разных модификаций какого-либо образа) и подробности (умение ребенка представить разнообразные признаки одного объекта в их взаимосвязи).

При развитии уровня подробности воображаемого образа целесообразно использовать модель описания объекта по набору признаков: функция, составляющие части, материалы, размер, форма, цвет, окружение фантастического объекта, история его возникновения и возможности дальнейшего развития.

В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

• организация работы по созданию детьми разных вариантов одного объекта;

• выбор одного из созданных образов и составление речевого или изобразительного продукта о нем с большой степенью подробности.

5. Показатель оригинальности.

Ребенок способен выдвигать идеи, отличающиеся от общепринятых или типичных.

В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

• создание условий работы в группе (предоставление детям возможности выслушать ответы других и выбрать самый необычный объект из предложенных);

• создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга, доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей.

6. Показатель толерантности характеризуется степенью открытости творческому продукту, созданному другим.

В связи с этим перед педагогом ставятся следующие задачи:

• создание условий для воспитания у детей умения слушать друг друга,

• учить радоваться чужим успехам,

• приучать уважительно относиться к мнению других детей.

Правила оценки уровня творческих работ дошкольников.

Общеизвестно, что положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к любому виду деятельности. Используя данные правила, педагог имеет уникальную возможность позитивной оценки каждой детской работы по тому или иному показателю развития творческого воображения.

Для определения уровня творческих работ детей разработаны правила, в основе которых лежат идеи автора ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера и мастера ТРИЗ Марата Семеновича Гафитулина.

Правило 1

Уровень оригинальности работы определяется на основе сравнения с работами других детей группы, выполняющих это же задание.

ПР: дети старшей группы по заданию воспитателя рисовали разные виды транспорта будущего. Все воспитанники группы нарисовали какие-либо механизмы, имеющие обязательно колеса или крылья. Один из детей изобразил движущийся подземный тоннель как средство перемещения людей. Эту работу можно считать оригинальной в рамках данной темы, так как аналогичного решения не было ни у одного ребенка группы.

Правило 2

Оригинальность определяется по четырем основным критериям:

• новизна;

• убедительность;

• гуманность;

• художественная ценность на доступном для дошкольника уровне.

Характеристика каждого критерия дается в правилах 3, 4, 5, 6 соответственно.

Правило 3

Используя критерий новизны для оценки детской продуктивной деятельности, необходимо учитывать уровни:

Первый уровень: прототип аналогичен ранее высказанному или сделанному кем-либо (в сюжете, ситуации, рисунке, лепке и т. д.).

ПР: тема “Дом, который я никогда не видел”; к первому уровню относятся рисунки домов, встречающихся в опыте ребенка, с разнообразными по цвету и форме деталями.

Второй уровень: прототип изменен, но отсутствует качественно новая идея. Ребенок произвел некоторую модификацию объекта без значимого изменения.

ПР: изображение дома, необычного по форме, цвету, деталям (дом круглый или окна в виде силуэта мишки) и т. д.

Третий уровень: прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.

ПР: сам дом “прячется” в других предметах (дом в виде торта или телевизора); дом в необычной среде обитания и нетипичный для жителей (дом для муравьев под водой в виде улья).

Четвертый уровень: какой-либо прототип отсутствует, появляется совершенно новая идея в данной ситуации.

ПР: дом представлен как абстрактное понятие (неизвестная планета - дом для всего инопланетного населения).

Правило 4

Используя критерий убедительности для оценки детской продуктивной деятельности, необходимо учитывать уровни:

Первый уровень: вымышленная идея (сюжет, ситуация и т. д.) только фиксируется, но не раскрывается и не обосновывается.

Второй уровень: ребенок с достаточной степенью достоверности объясняет, как появился фантастический образ, за счет чего существует и с чем или кем взаимодействует. Идет установка причинно-следственных связей между воображаемыми образами. Ребенок описывает или изображает ситуацию взаимодействия между ними.

Правило 5

Критерий гуманности предполагает анализ взаимоотношений и взаимодействий вымышленного объекта с окружающим миром с точки зрения созидательной деятельности.

Правило 6

Критерий художественной ценности творческого продукта определяется уровнем использования изобразительно-выразительных средств, доступных дошкольнику.

ПР: при описании фантастического животного ребенок использовал необычные сравнения (“. голос у Кирга похож на шелест песка, когда его ветер тревожит”.); при лепке на тему “Необычная посуда” ребенок использовал множество мелких деталей для украшения поверхности.

Правило 7

Педагогом может вводиться субъективный критерий, бездоказательно основанный на личной оценке («Мне очень нравится твоя работа, но я не могу объяснить почему»).

Правила оценки созданного ребенком творческого продукта позволяют не только определить, на каком уровне находится воображение ребенка, но и дают возможность поощрять детскую индивидуальность и творчество, что, в свою очередь, формирует у него устойчивый интерес к созданию нового.

Психолого-педагогические исследования имеют различные точки зрения на создание условий для развития воображения у детей. Некоторые авторы считают, что педагоги должны лишь стимулировать творческие процессы средствами изобразительной деятельности. Другие считают, что уровень воображения повышается тогда, когда создается специальный эмоциональный настрой детей на творческую деятельность. Многие исследователи склонны утверждать, что ребенка можно научить создавать воображаемые образы.

Мировой фонд методов развития воображения и производных от них насчитывает около 70 единиц. Главной целью этих методов является снятие психологической инерции у человека, создающего какой-либо творческий продукт.

Публикации по теме:

Игра как основной источник познанияИгра как основной источник познания В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности, характера, формы поведения детей. К школе ребенок должен уметь ориентироваться.

Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?»Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.

Наглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослыхНаглядность как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых Людмила Рыбакова «Наглядность, как средство познания. О пользе наглядности для детей и взрослых». Мультимедийная презентация для педагогов.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Центр познания и природыЦентр познания и природы Центр познания и природы. Уголок природы – необходимая составляющая воспитательного процесса в детском саду. Он помогает научить детей.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение»Консультация для воспитателей «Иллюстрации, которые развивают воображение» Уважаемые коллеги! В далеком 2008 году я встретилась с книгой, которую не могу забыть до сегодняшнего дня и которую хотела бы иметь в своей.

Обобщенный педагогический опыт работы «Формирование восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания» «Формирование полноценного восприятия окружающей действительности в процессе сенсорного воспитания детей третьего года жизни» Уважаемые.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем»Фотоотчёт «В кинетический песок играем — воображение развиваем» Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию фотоотчёт игр с кинетическим песком. Кинетический песок это уникальный материал для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воображение как средство познания и преобразования действительности
Опубликовано: 12 июня 2022 в 06:54
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД