Приложение МААМ

Волевые качества личности детей старшего дошкольного возраста

Галина Тарновская
Волевые качества личности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям. Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться в интересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек должен обнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.

Публикация «Волевые качества личности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Нравственность личности является следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность, организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность, смелость.

Развитие воли начинается с первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольное поведение развивается с формированием инициативности — самостоятельности ребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможность почувствовать себя источником действия, и осознанности — способности понимать смысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность. Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолевать трудности, что придает действиям действительно волевой характер. Этот процесс длится от 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность к целеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуют достижению цели, преодолению разнообразных препятствий.

Особенно ответственным для развития воли является период, во время которого формируется самостоятельность ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых, хотя и не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воли взрослого в это время может повлечь нарушение поведения ребенка — негативизм. При переходе от раннего к собственно дошкольному возрасту самыми характерными являются такие проявления негативного поведения:

1. Стремление делать все наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его об этом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенок делает наперекор не только взрослому, но и себе.

2. Упрямство. Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требование ребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.

3. Непокорность. Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок все время возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорически отказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.

4. Своеволие. Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому,отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты, агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших, ломание игрушек.

5. Деспотизм. Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других. Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которых воспитывается один ребенок.

Все эти явления вызваны изломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи с недостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнять требование, совет взрослого, преодолевать трудности, достигать цели.

В этот период ответственности воспитания волевого поведения ребенка родители не всегда могут избрать целесообразные способы педагогического влияния, разобраться в сути и причинах негативизмов. Они склонны считать такие проявления наследственными качествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемо преодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить свои требования рассматривают как показатель сформированной воли и будущей силы характера. Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотности родителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. В действительности упрямство, прихоти свидетельствуют не о сильной, а о слабой воле, нарушении развития волевой сферы ребенка.

Формированию волевого поведения ребенка способствуют такие педагогические условия:

— постепенное усиление требований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;

— поощрение стремления и готовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;

— постепенный переход от заданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямым инструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;

— создание условий для реализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.

Педагог призван помочь ребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разных способах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поиске рациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведения самого оптимального.

Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование - доверие, требование-просьба, требование-совет, мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами -запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.

В старшем дошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.

Каприз — быстротечные несправедливые желания, проявления неоправданного неудовлетворения.

Такие немотивированные желания возникают спонтанно, сопровождаясь общим неудовлетворением, волнением, которое по большей части не могут объяснить ни родители, ни ребенок. Капризы могут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными (ребенок предъявляет определенные требования, добивается их выполнения). Они могут быть вызваны быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильным воспитанием, нарушениями в организации жизни детей. Ребенок капризничает, когда взрослый по различным причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересы и потребности. Предотвратить это можно благодаря четкой организации режима дня, устранению лишних раздражителей во время сна, приема еды, рациональном дозировании его впечатлений и получаемых знаний, формированию способности к внутреннему торможению.

Часто родители каприз не отличают от упрямства, поскольку в их внешних проявлениях есть много общего,хоть причины, что их порождают, разные.

Упрямство — сознательная попытка ребенка выполнять свои несправедливые желания.

Ребенок видит, что ошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства не хочет выполнять то, что нужно. Причиной этого могут быть посягательство на его самостоятельность со стороны взрослых, пораженное самолюбие, недостаточно развитые волевые качества. Для избегания таких проявлений необходимо создать условия, в которых ребенок сам осознавал бы свою неправоту, беспочвенность своих требований.

Проявляя каприз или упрямство, ребенок громко плачет, топает ногами, ложится на пол, разбрасывает игрушки, создает беспорядок в комнате, не считается со справедливыми требованиями и предложениями взрослого, демонстративно «замыкается в себе», отстраненно реагирует на то, что происходит вокруг него. Чаще всего это вызвано нервной перегрузкой и физическим переутомлением, избыточным количеством впечатлений, изменением привычного порядка жизни семьи и режима деятельности ребенка. Подобным бывает поведение и в начальном периоде заболевания, когда главные симптомы болезни еще ярко не выражены, и во время выздоровления. Во всех этих ситуациях проявления каприза и негативизма являются эпизодическими. Для предотвращения их по большей части хватает устранения этих причин.

Стойкие проявления негативизмов поведения являются следствием недостаточного воспитания, неправильного взаимодействия взрослых с ребенком. Упрямство чаще всего возникает там, где взрослые слишком требовательны, ожидают от детей немедленного и безусловного подчинения, не учитывая их возрастные возможности и интересы, не объясняя своих требований. Как правило, такие требования взрослых бывают немотивированными, высказываются раздраженно. Это порождает соответствующее поведение ребенка, которое является своеобразной защитной реакцией на конфликты, вызванные его несостоятельностью выполнять непосильные требования взрослого. Если, например, ребенка ругают за то, что он не выполнил непосильного для него задания, в следующий раз он вообще будет отказываться его выполнять. По утверждению психо - физиологов, упрямство предопределено биологическими особенностями функционирования нервной системы, которые могут быть последствиями родильных травм, асфиксии (патологическое состояние, вызванное недостатком кислорода, нагромождением углекислого газа в крови и тканях организма) новорожденных, перенесенных матерью в период беременности или ребенком в раннем возрасте инфекций.

К капризу прибегают дети, которые привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний, которых дома излишне опекают. Почувствовав определенные трудности (например, серьезные требования, они избирают такое поведение, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых и добиться от них привычной опеки. Как правило, каприз является результатом избыточной покладистости взрослых, а упрямство — избыточной требовательностью.

Во взаимодействии взрослого с ребенком, который проявляет упрямство, не следует слишком авторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно и твердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточная требовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативно отражается на развитии воли.

Педагог должен предотвращать эти явления. Проявляя упрямство или каприз, ребенок часто понимает нецелесообразность своего поведения, но не знает способы преодоления такого состояния, потому стоит помочь ему в поиске компромиссного решения конфликтной ситуации, одобрять успешные относительно этого его шаги. Относительно старших дошкольников целесообразнее использовать приемы отвлечения внимания от конфликтной ситуации, переключение на другую деятельность, например– подвижные игры. Эффективной является педагогическая пауза — отдаленная во времени реакция на негативный поступок ребенка.

В течение дошкольного детства развивается такое моральное качество, как дисциплинированность.

Дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.

В дошкольном возрасте ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не может понять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясь авторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки морального поведения, суть которого заключается в доверии к взрослому. С развитием самосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность. Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильного поведения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность, добивается успеха во всех делах.

Воспитание дисциплинированности — одно из самых сложных заданий педагогической теории и практики. Отдельные педагоги склонны считать дисциплинированность не только средством предотвращения плохих привычек, но и главным условием успеваемости учебы. Это самое распространенное проявление авторитарной, учебно-дисциплинарной модели воспитания. Проблеме дисциплины посвящены работы педагогов О. Демуровой, Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольном возрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадии формирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, когда педагогу и родителям нужно установить разумную черту между свободой, независимостью, самостоятельностью ребенка и его безопасностью. В этом возрасте у подавляющего большинства детей изъявляется стремление быть послушными, что основывается на эмоционально позитивному отношении ребенка к любимым взрослым (мамы, бабушки, воспитателя) и признании их авторитета, стремлении получать одобрение ими своего поведения, подражать им. Следовательно, для маленького ребенка определяющую роль играет желание «быть хорошим», заслужить похвалу близкого взрослого.

С возрастом следует подводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного их выполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствие требований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связь с интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдение четкого режима жизни детей дома и в дошкольном учреждении; единство требований взрослых к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, в период болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения взрослыми мотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, который способствует взаимному уважению ребенка и взрослого.

В теории воспитания дискутируется вопрос о возможности применения наказаний, в частности, в воспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок характеризуется пластичностью нервной системы, впечатлительностью. И если родители и воспитатели прибегают к такому средству, то оно должно быть мотивируемым, не унижать достоинства ребенка, соответствовать содержанию вины (например, запрещение на определенное время играть игрушкой, относительно которой ребенок не обнаруживал бережливость и тому подобное). Недопустимыми являются физические наказания и запугивание ребенка. Эффективным воспитательным методом относительно детей, которые нарушают дисциплину, являются назначения их «ответственными» за порядок в группе, которая удостоверяет доверие педагога к ним, оказывает значительное авансирующее влияние.

Высшим проявлением сознательной дисциплинированности ребенка дошкольного возраста является ответственное поведение — самостоятельное установление и выполнение требований, норм поведения и деятельности. Воспитанию ответственного поведения способствуют:

— пример взрослого (соблюдения обещанного);

— наставление детей в позитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуации безответственного поведения;

— использование эффекта собственного удовлетворения в результате ответственного выполнения порученного дела или самостоятельно определенной обязанности;

— использование шутливой формы разъяснения детям правил поведения («правила наоборот»);

— педагогическая оценка, которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьезной, шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшению поведения.

Большое значение в моральном воспитании имеет формирование у детей культуры поведения.

Культура поведения - совокупность полезных, стойких форм ежедневного поведения в быту, общении, разных видах деятельности.

Нормы, которые должны стать привычными формами культуры поведения ребенка, имеют в своей основе такие моральные ценности, как гуманность, милосердие, доброжелательность, трудолюбие, правдивость, честность. С ранних лет необходимо воспитывать уважение ребенка к народному этикету: здороваться, помогать тем, кто в этом нуждается, посещать больного, начинать день хорошим делом и др.

Содержание культуры поведения дошкольников охватывает :

— культурно гигиенические навыки (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды, обувь, культура употребления еды, поведения за столом);

— культура деятельности (умение держать в порядке место для работы, игр, учебы, привычка доводить до конца начатое дело, бережливое отношение к вещам, игрушкам, книг но др.);

— культура общения (соблюдение норм и правил общения со взрослыми и ровесниками на основе доброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах и тому подобное).

Ребенок должен осознавать, что соблюдение правил поведения является необходимым условием его признания в обществе взрослых и ровесников, собственного самоутверждения (быть красивым, опрятным, здоровым). Тягу детей к красоте и гармонии необходимо использовать для формирования единства их внешней и внутренней культуры.

Воспитание культуры поведения невозможно без правильно организованного режима занятий, игр, художественной деятельности, развития познавательных интересов детей, их стремления к общению. Важно при этом наладить совместную работу детского сада и семьи, обеспечить единство их требований к культуре поведения детей. Закрепление форм поведения, превращения их на привычку и потребность происходит на основе позитивного эмоционального отношения к соответствующим действиям, а также к взрослому, который убеждает в их целесообразности. Чувствуя доверие к взрослому, видя в нем пример уравновешенности, вежливости, справедливого отношения к людям, ребенок осознает значимость такого поведения и стремится подражать ей.

В психологии бытует мысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящего отношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается. Они способны быстро овладеть «языком чувств», который является составляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя, заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращать алекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом для детей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственны лексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики и жестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытой агрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такой культуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающей деятельности детей и родителей и тому подобное.

Связь задания с потребностями и интересами дошкольников. Проявление дошкольниками волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым для них.

Обозримость дошкольником цели, разрешимость задачи для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конец задания.

Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольника целенаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения.

Сложность задания должна быть оптимальной. Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могут привести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнения задания («все равно не сделать»). Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнить самолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание). Такое задание обеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизирует дальнейшие усилия.

Наличие инструкции о способах выполнения задания. Педагог должен рассказать учащимся, как, в какой последовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять задание механически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в свои силы.

Необходимо демонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельность старшего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное — осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.

Представляется целесообразным дать общие характеристики основным волевым качествам личности, которые начинают формироваться в период старшего дошкольного возраста.

Упорство и настойчивость. Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Мы также будем рассматривать эти понятия как синонимы. Про упорство говорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделать еще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.

Волевое качество решительность характеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь. В. В. Богославский характеризует решительность как волевое качество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способе его достижения

Существует немало трактовок волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качество отражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны с Е. П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражается в устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешней невозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость и т. п.

Следует отметить, что личностное развитие старшего дошкольника зависит от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.

Развитие волевых качеств личности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются в рожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью старшего дошкольника, является общая недостаточность воли.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Игры по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаИгры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста В уголке по безопасности дорожного движения можно играть с детьми в различные игры, используя макет дидактической игры, представленный в.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Лэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Добрый вечер уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию лэпбук, который я изготовила в рамках проекта «Дети и дорога» Цель: 1. Формирование.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Стихи для детей старшего дошкольного возрастаСтихи для детей старшего дошкольного возраста В продолжение темы радостных дней Когда в прошлый раз я открыла эту тему, совсем не предполагала, что будет продолжение. И вот, совершенно.

Теренкур для детей старшего дошкольного возраста Понедельник. Маршрут 1. Остановка 1. «Птичья столовая». Игра «Покормим птиц» Цель : прививать детям любовь к птицам, учить заботиться о.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Волевые качества личности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 марта 2020 в 10:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Волевые качества личности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Тарновская (УИ 1715946) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД