МААМ-картинки

Конспект НОД «Волшебное электричество»

Татьяна Мурашева
Конспект НОД «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

Установить причину возникновения статического электричества.

Образовательные задачи:

обобщать знания детей об электричестве;

расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

познакомить детей с причиной проявления статического электричества;

закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

Публикация «Конспект НОД „Волшебное электричество“» размещена в разделах

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

вызывать радость открытий, полученных из опытов;

воспитывать умение работать в коллективе.

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Материалы и оборудование к занятию:

Материалы, используемые в ходе беседы:

иллюстрации электроприборов;

изображение потока воды в реке, движение тока по проводам;

Материалы, используемые для наблюдения и экспериментирования:

пластмассовые трубочки;

кусочки шерстяной ткани; бабочки из салфеток

перец и сахар

Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций, беседы по теме, заучивание стихотворений, рисование электроприборов.

Ход НОД.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Они зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. Пусть сегодня на занятии вам поможет сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Ведь мы сегодня отправимся в страну волшебных предметов. Согласны?

Дети садятся на стульчики.

К нам в гости пришла сказочная героиня.

Отгадайте, кто она?

Про девушку эту сказку читаю,

Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.

Не справиться девушке с тяжкой работой,

А на балу оказаться охота.

Никто не оценит бедняжки стараний!

Ей так не хватает машины стиральной.

Приходится девушке дом убирать,

Но где пылесос, чтобы ей помогать?

Как трудно тарелок огромную груду

Помыть без машины, что моет посуду.

А надо еще приготовить обед:

Как жаль, что электроплиты в доме нет.

Присела бедняжка - всего не успеть.

Сейчас телевизор бы ей посмотреть!

Однако работает, сил не жалея,

Надеется только на добрую Фею. –

– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О золушке (слайд 2)

-Она работает целыми днями, а о чем же она мечтает? (Ответы детей).

-Хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).

- Сегодня мы с вами будем в роли Феи, и я предлагаю вам сделать Золушке подарки.

2. Бытовая техника (электроприборы)

-Я буду вам загадывать загадки, и если вы правильно назовете отгадку, то подарок появится на экране. (показ слайдов)

Есть у нас в квартире робот,

У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

(пылесос (слайд 3)

Гладит все, чего касается,

А дотронешься — кусается.

(утюг) (слайд 4)

Посмотри на меня

В брюхе жарко у меня,

А в носу моем дыра.

Когда все во мне кипит,

Из нее пар валит…

(чайник (слайд 5)

Наша тетушка игла

Строчку по полю вела.

Строчка в строчку,

строчка в строчку,

Будет платье

вашей дочке…

(швейная машина) (слайд 6)

Эта прачка-автомат

Нам стирает всё подряд.

(стиральная машина (слайд 7)

Только я, только я,

Я на кухне главная.

Без меня как не трудитесь,

Без обеда наседитесь.

(электроплита (слайд 8)

– Вот какие молодцы! Сколько подарков Золушке подарили.

– Как можно, одним словом назвать эти предметы? (Ответы детей)

-Это бытовая техника, которой мы пользуемся каждый день дома.

Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

Назовите их.

3. Происхождение лампочки

- Ребята а давайте мы расскажем Золушке, как люди придумали лампочку. Свет от лампочки настолько плотно вошел в нашу повседневную жизнь, что мы перестали даже замечать, насколько важным является это изобретение. Оценить его необходимость мы можем лишь иногда, когда отключают электричество, и то, если это случается вечером, когда темно. Мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки.

Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду. Источником тепла и света был живой огонь. Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры. (слайд 9)

Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки. Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. А затем на конец палки стали наматывать промасленную паклю. Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (слайд 10)

Как вы думаете, ребята, всегда ли было удобно пользоваться факелом?

(опасно, его нужно держать в руках)

- В России для освещения русской избы использовали лучину – тонкую сухую щепку. Она укреплялась над корытцем с водой, куда падали угольки. Это сооружение называлось «светец». (слайд 11)

Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место Под светец ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, часто происходили пожары. Пожары случались часто, да и света от лучины было не много, она быстро сгорала, очень часто её надо было заменять.

(Слайд 12) Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Такой светильник горел долго и ровно. Первой лампой служил камень с углублением, ракушка, наполненный животным или рыбьим жиром в качестве топлива и с фитилем из тростника, камыша или шнура, сплетенного из древесного волокна. Так родились масляные лампы.

Прошли годы и человек придумал свечу. (слайд 13)

Первые свечи были сделаны из растопленного жира животных, из пчелиного воска, разлитые в формы.

На смену свечке пришла керосиновая лампа. (слайд 14)

Керосиновая - так как горела при помощи керосина. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать.

А вот, что пришло на смену керосиновой лампе вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живёт в нём огонёк.

Днём он спит, а как проснётся,

Ярким пламенем зажжётся. (лампочка)

(слайд 15)

4. Словесная игра «Что есть, что было». Давайте, ребята, на несколько минут вернёмся в прошлое и посмотрим, как люди обходились без электричества.

Перед вами на карточках изображена бытовая техника, которая помогает сейчас папам, мамам и вам, и предметы, которыми пользовались до появления электричества. Вам нужно взять одну карточку с изображением электроприбора, подобрать ему пару.

стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – русская печь, электролампа – свеча, вентилятор – веер, миксер – венчик, чайник – самовар, магнитофон – гармонь, балалайка, калькулятор – счеты, швейная машина – игла

А теперь давайте расскажем Золушке, для чего же нужны все эти электроприборы?

5. Беседа об электричестве

А что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?

К дальним селам, городам,

Что идет по проводам?

Светлое величество!

Это …. (электричество)

- Ребята, что такое электрический ток, кто знает? (Ответы детей)

- А вы хотите узнать, как к нам в дом приходит электричество?

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. (слайд 16)

Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. (слайд 17,18) Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы. (слайд 19)

Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.

Электропоезд приводит в движение тоже электрический ток. (слайд 20)

Электричество в природе

-Дети, как вы думаете в природе можно встретить электричество?

В морях и океанах живут такие необычные рыбы, которые тоже могут вырабатывать электрический ток. (слайд 21,22)

Знает ли кто-нибудь как они называются? (электрический скат, электрический угорь, рыба звездочёт или морская корова). Электрические рыбы используют свои особые органы для защиты от врагов, в качестве оружия поражения добычи.

Гроза, молния тоже электрический разряд. (слайд 23)

-Ребята, мы помогали Золушке и немного устали. Я предлагаю вам превратимся в электрончики, которые бегут по проводам, и размяться. Выполняйте движения со мной.

6. Физминутка.

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам. (Руки вверх, встать на носочки)

Чтоб работали приборы, (кулачками постучать друг о друга)

Холодильник, мониторы. (обнять себя и подрожать)

Мясорубки, пылесос, (вращение руками)

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

7. Правила пользования электроприборами

– У нас есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Электричество, при помощи которого работают электроприборы опасно для человека.

– Почему? (Ответы детей).

– Ребята, вы знаете правила обращения с электроприборами.

Давайте вспомним правила безопасности. Посмотрите на экран

1. Электроприборы могут ударить током, стать причиной пожара. Поэтому, выходя из дома, необходимо выключать телевизор, магнитофон, утюг и т. д.

Если ты включил утюг,

Убегать не надо вдруг.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил, проверь. (слайд 24)

2. Нельзя тянуть руками электрический провод, можно брать в руки только вилку.

Не дергай шнур и не тяни

Затея выйдет боком.

Порвется провод и тебя

Ударить может током. (слайд 25)

3. Не включай в одну розетку несколько приборов

От короткого замыкания

Может произойти возгорание.

Никогда в одну розетку

Не включай, мой юный друг,

Телевизор и светильник,

И компьютер, и утюг.

Если все приборы разом

Ты в одну розетку включишь,

То пожар проводки сразу

В одной комнате получишь. (слайд 26)

4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электрическим приборам и проводам. (слайд 27)

5. Нельзя вставлять никакие предметы в розетку.

Ты, малыш, запомнить должен

Будь с розеткой осторожен.

С ней никак нельзя играть,

Гвоздики в нее совать.

Сунешь гвоздик ненароком

И тебя ударит током.

Дело кончится бедой

Ток в розетке очень злой. (слайд 28)

Ситуации.

-Ребята, а сейчас разберём ситуации

- Нет воды горячей в доме,

нужно срочно постирать.

И решили мы водичку кипятильником нагреть.

Нагревается вода, и проверим без труда,

Надо пальчиком потрогать – не нагрелась ли она.

- Верно ли поступили девочки?

(Нет. Нельзя прикасаться к нагреваемой воде и металлической посуде при включении электронагревателям)

- Ленту гладила Марина, позвонила ей Полина.

Отвлекалась на три минуты и забыла про утюг.

Тут уж дело не до шутки, вот, что значит 3 минутки.

Ленты нет, кругом угар, чуть не сделала пожар.

- Что забыла сделать Марина?

(Забыла убрать утюг с ленты, надо было поставить на несгораемую подставку или выключить.)

-Ты помни правила всегда.

Чтоб не случилась вдруг беда

И неприятность не пришла,

И где- то вдруг тебя нашла

Ведь надо их не только знать

А постоянно выполнять

8. ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

- А вы знаете, ребята, что люди научились приручать электричество, и даже прятать его в специальных «домиках» : аккумуляторах и батарейках – их называют «элементы питания»

1. Эксперимент (специально приготовленный стол). Мы сейчас с вами проведем эксперимент и проверим: правда ли электрическая система может работать от обычных батареек. И убедиться в том, что в них действительно «живёт» электричество (Опыт с батарейками).

Воспитатель: Ребята, а кто знает, где ещё люди используют эти «домики» для хранения электричества : батарейки, аккумуляторы? ( Ответы: видеокамера, фонарики, пульт управления, часы и т. д.). (слайд 29)

Электричество еще бывает неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Это статическое электричество

ОПЫТ 1. «Бабочка»

Перед детьми на столе лежат кусочки шерстяной ткани, пластмассовые палочки, бумажные бабочки.

- Дети, возьмите палочку и прикоснитесь к бумажным бабочкам. С бабочками что-то происходит? (ответы детей).

- Как же заставить бабочек притянуться к палочке?

Предположения детей.

- Сейчас мы сделаем обычные палочки волшебными, электрическими. Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите им палочку. Медленно поднесите её к бабочкам и тихонько поднимите её. Что же происходит с бабочками?

(Бабочки притянулись к палочке)

- Как же палочка стала электрической?

(Её натёрли кусочком ткани)

-А на себе вы когда-нибудь ощущали лёгкий треск, а иногда даже искры, когда снимали одежду?

- Да.

- Какой же вывод можно сделать?

- электричество живёт в одежде, в шерстяной ткани.

- Правильно! Молодцы вы поймали электричество.

ОПЫТ 2. «Помоги Золушке»

Воображаемая ситуация. «Представьте себе, что Злая Мачеха придумала Золушке новое задание: перемешала перец с сахаром и велела успеть разделить их до утра. Бедная Золушка не знает, как это сделать. Сможем ли мы ей в этом помочь?»

Если дети сами не вспомнят о существовании статического электричества, то воспитатель с помощью наводящих вопросов напоминает им об этом явлении.

Дети потирают карандаши (деревянные палочки) о свои волосы и прикасаются к смеси. К наэлектризованным предметам быстро прилипает перец. Дети аккуратно его ссыпают в другую емкость. (Перец легче сахара, поэтому свободно прилипает к палочкам под действием электричества).

- Это электричество опасно, как вы думаете?

- Нет, оно доброе, неопасное, с ним можно поиграть.

9. Итог

Ребята, как вы думаете, мы помогли Золушке. Она успеет побывать на балу? Почему?

Вы правильно подсказали Золушке. Она быстро справилась с домашними делами и готова отправиться на бал! (слайд)

- Ну что, ребята, вам понравилось быть волшебниками?

Что мы с вами узнали об электричестве?

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомились с чем?

волшебным электричеством, с электроприборами).

Какие электроприборы вы запомнили? Ответы детей.

Правильно. Какие правила безопасного обращения с электроприборами вы запомнили? (нельзя мокрыми руками трогать электроприборы, нельзя тянуть за провод руками, нельзя играть с розетками).

Молодцы. Также мы узнали, что есть и безопасное электричество, где оно живет? (в волосах, в одежде, в батарейках).

Ой, какие вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия в младшей группе «Волшебное мыло»Конспект занятия в младшей группе «Волшебное мыло» Конспект занятия в младшей группе: Волшебное мыло Задачи: - познакомить детей со свойствами мыла и его разновидностями (туалетное, хозяйственное,.

Дистанционное интегрированное занятие «Электричество и электроприборы»Дистанционное интегрированное занятие «Электричество и электроприборы» Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами. Задачи: обобщить знания детей об электрических приборах,.

Фотоотчет «Доброе электричество»Фотоотчет «Доброе электричество» Ребята подготовительной группы узнали, что оказывается электрический ток помогает работать бытовым приборам, беседовали о безопасном поведении.

Опытно-экспериментальная деятельность  «Статическое электричество и свет»Опытно-экспериментальная деятельность  «Статическое электричество и свет» Электричество — это одно из самых странных понятий для дошкольников. На вопрос: «Что такое электричество?», каждый из нас легко получит.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество»Конспект организованной деятельности с детьми в подготовительной группе «Волшебное электричество» Цель: развивать у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об электричестве, закрепить понимание детьми значения.

Конспект по познавательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей группе План-конспект Раздел программы: познавательное развитие Цель: -дать представление детям об электричестве; -познакомить детей со статическим.

Конспект занятия по математике в младшей группе «Волшебное путешествие» Цель: Развитие у детей познавательного интереса к математике. Образовательные задачи: Закрепить умение различать и называть геометрические.

Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие»Конспект занятия в сенсорной комнате «Волшебное путешествие» Занятие в сенсорной комнате. " Волшебное путешествие"Занятие разработано на основе методических рекомендаций - Колос Галины Георгиевны;.

Конспект занятия в старшей группе «Свет зазря не нужно жечь, очень важно свет беречь! Электричество» Цель - формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни. Задачи. Образовательные: 1. Расширять представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Волшебное электричество»
Опубликовано: 14 ноября 2021 в 11:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Волшебное электричество»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мурашева (УИ 536845) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД