Надежда Андреянова
Консультация «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа№6»
дошкольное отделение
Автор разработки:
воспитатель
высшей квалификационной категории
Андреянова Надежда Петровна
г. Сланцы, 2021 год
Введение
Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.
Публикация «Консультация „Волшебный мир театра“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.
Мы живем с вами в период интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.
Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена проблема: как, каким образом? найти способ повышения уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Нашли решение этого вопроса в использовании в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогическую деятельность на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является – технология организации театрализованной деятельности.
Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. В связи с этим нами был разработан и впоследствии реализован творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».
Проект по театрализованной деятельности
«Волшебный мир театра»
«Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….»
Б. М. Теплов.
В людях с рождения заложено творческое начало, и театр наиболее полно способствует его развитию в личности дошкольников. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: действием и словом, изобразительным искусством и музыкой. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски и звуки. Театр помогает формировать у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку.
Во время работы над выразительностью речи персонажей начинает активизироваться словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, появляется интонация. У ребенка улучшается речь в диалоге.
Каждый ребенок – актер от природы, который живет эмоциями.
Очень важно развитие эмоциональной сферы ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.
Большую роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) и т. д
В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствовались ОП ДО МОУ «Сланцевская СОШ №6». Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.
Проект органично вписался в педагогическую деятельность и проводился в несколько этапов.
На начальном этапе мы изучили научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А. М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А. В. ; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А. Л. ; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л. И. ; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З. А. ; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И. А., Богданова О. С.
Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметили основные направления своей педагогической деятельности:
формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;
формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
НАЗВАНИЕ «Волшебный мир театра»
Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников
Возраст воспитанников 5-7 лет
Тип проекта Групповой; краткосрочный;
Вид проекта Информационно-творческий
Срок реализации проекта Октябрь – 2021г.
Цель проекта Формирование нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Задачи проекта Образовательная:
1. Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.
2. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.
Развивающая:
1. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.
2. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.
Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.
2. Воспитывать чувство собственного достоинства.
Инновационность Инновационность проекта состоит во внедрении в базовую театральную постановку ритмопластики, танцевальных этюдов, простого диалога в сочетании со стихотворным. Строение проекта предполагает ознакомление от начального знакомства с устройством театра до изготовления атрибутов, разных видов театра разными техниками, выступления детей на «большой сцене».
Результативность
Участие в данном проекте помогло сформировать интерес к театрально-игровой деятельности, к изготовлению сказочных персонажей своими руками, раскрыло творческий потенциал личности детей, их творческие способности, умение импровизировать в образе сказочных героев, помогло развить дружеские и партнерские отношения. Дети стали увереннее выступать на публике. Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком позволило сблизить, вызвало много положительных эмоций, обострило чувство гордости за родителей, которые участвовали в театральных постановах.
Транслируемость Данный проект может быть использован педагогами, учителями-логопедами и психологами.
Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Работа по реализации проекта тесно связана со всеми видами детской деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная, конструирование, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Для детей:
• сформированность расширенных знаний о современном театре у дошкольников ;
• развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;
• укрепление взаимосвязи между дошкольниками.
Для педагога:
• Создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.
• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по театрализованной деятельности.
• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.
Для родителей:
• Повышение участия родителей в мероприятиях при реализации проекта.
Разработанное нами, в рамках проекта планирование будет способствовать:
• эффективному и системному усвоению детьми знаний о театре и театральном искусстве
• эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
Подготовка к работе педагога:
• Анализ методической литературы.
• Подборка рассказов, сюжетных картинок, иллюстраций по теме «Волшебный мир театра».
• Опрос, оценка уровня знания детей по теме проекта.
• Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;
• Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
• Подготовка дидактического и практического материала для постановки и драматизации.
II. Практический - продуктивный.
• введение в проблему - формулирование проблемы;
• совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности;
• непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом через разные виды детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители» .
• Занятия по актерскому мастерству, подготовка к драматизации и спектаклю. Выступление детей в спектакле в качестве актера.
Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:
Организация развивающей предметно-пространственной среды Работа с детьми Взаимодействие с родителями
Цель: Пополнение РППС:
- пополнить центр книги «Там, на неведомых дорожках»;
- дополнить центр творчества «И снова сказка нас зовет» :
пальчиковым театром, костюмами, декорациями,
- работа над «Бумажной книгой сказок»;
- создание мини – музея «В гостях у сказки». Цель: Развитие творческой деятельности детей, посредством использования следующих методов:
- сочинение сказок,
- модификация сказок,
- сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.
Цель: Установление сотрудничества между МДОУ семья воспитанников в вопросах нравственно – этического воспитания.
Она включает в себя:
- участие в создании мини - музея группы;
- посещение выставок детского творчества;
- участие в творческом конкурсе «Театр своими руками»;
- участие в детско -родительских проектах;
- участие в конкурсе афиш.
В рамках реализации практически – продуктивного этапа нами был разработан перспективный план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с театром и сценическим искусством, который включил в себя:
цикл бесед на тему «Таинственный мир театра»;
подобрана и адаптирована картотека игр, упражнений и театральных этюдов на развитие различных аспектов театрального искусства.
Основной формой работы составленного перспективного плана стали беседы, которые носили эвристический характер, т. е. в ходе бесед дети пытались отвечать самостоятельно на три вопроса: «Что мы знаем?», «Чего мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?». Поэтому знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
На познавательной непосредственно образовательной деятельности использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание предлагаемого материала.
Исходя из того, что детская природа требует наглядности, мы широко в своей практике использовали ИКТ. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало нам готовить дидактический материал красочным и эстетическим. Используемый нами мультимедийный материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной живо и легко.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.
В своей работе в ходе развития речевого аспекта мы применяли современную инновационную технологию «Синквейн».
На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Активными участниками проекта являлись родители воспитанников, проведен показ открытой НОД для родителей по речевому развитию с элементами театрализации «Что за чудо эти сказки!», выставлялись папки – передвижки «Играем в театр».
В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы:
- приобретены красочные книги разных авторов, чем значительно пополнили центр «Там, на неведомых дорожках» группы;
- изготовлен вязанный пальчиковый театр «Грибок - теремок»;
- пополнена методическая копилка конспектами занятий : «Что за чудо эти сказки», «По страницам добрых книг»;
- создана картотека игр и упражнений на тему: «Театр и дети»;
- подготовлены тематические презентации: «Театры мира», «Театр это здорово!», «Разговор о театре», «Правила поведения в театре», «Знакомство с театром»;
Презентативный.
• Мониторинг развития нравственно – этических качеств дошкольников.
• Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».
• НОД и продуктов деятельности.
В завершении реализации проекта в результате наблюдений, опросов, можно отметить положительную динамику в освоении детьми знаний по развитию нравственно – этических качеств. У детей систематизированы знания о различных видах театров и правилах поведения в театре, как в общественном месте; они умеют эмоционально передавать настроение, выражая его через речевые зарисовки, дети овладели знаниями общественных взаимоотношений, владеют театральной терминологией, а так же умеют образно передавать характер героев, умеют давать объективную оценку их поступкам, сформирован ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень нравственно - этического воспитания дошкольников.
На заключительном этапе реализации проекта нами был проведен мониторинг развития нравственно – этических норм у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики Н. В. Верещагиной, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» критериями которой стали такие разделы:
• Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;
• Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;
• Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;
• Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается.
А также проведен мониторинг «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н. Ф. Сорокиной критериями которой стали такие разделы:
• Интонационная выразительность речи.
• Эмоциональность.
• Характерологические особенности детей (общительность, скованность).
• Творческие проявления.
• Внимание.
• Память.
• Действия с кукольными персонажами.
• Координация и ловкость движений.
• Использование выразительных средств (мимика, жесты).