Папки-передвижки

Консультация «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста

Надежда Андреянова
Консультация «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста

МОУ «Сланцевская средняя общеобразовательная школа№6»

дошкольное отделение

(старший дошкольный возраст)

Автор разработки:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Андреянова Надежда Петровна

г. Сланцы, 2021 год

Введение

Актуальность проблем, связанных с нравственно - этическим воспитанием подрастающего поколения бесспорна. Дети «зеркало» души нашего общества, и обществу нужно присмотреться к детям, чтобы через них понять, какое будущее мы себе готовим.

Публикация «Консультация „Волшебный мир театра“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Наблюдая за происходящим вокруг, понимаешь, что недостаток нравственно- этического воспитания детей в настоящее время стал чрезвычайно остро и серьезно, в связи с заметным ухудшением воспитанности у подрастающего поколения. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, состоит не в развале экономики, а в разрушении личности. Современные дети быстрее решают сложные математические или логические задачи, но реже восхищаются, удивляются, и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

Мы живем с вами в период интенсивного развития высоких компьютерных технологий, который требует большой динамичности, мобильности и сейчас такое время, когда, о чем бы ни заговорили, будь то наука, промышленность, образование или искусство, все обрастает массой проблем. Пресса, телевидение, фильмы и даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, остро ощущаешь недостаток воспитанности. На сегодняшний день материальные ценности доминируют над духовными и многие из родителей заняты созданием благоприятных и комфортных условий для своих детей, где в изобилии присутствуют дорогие электронные игрушки, компьютеры, компьютерные игры и другие различные гаджеты, дети зачастую заняты покорением виртуальных вершин и они остаются обделёнными простым человеческим общением со взрослыми и сверстниками. Находясь под влиянием этих факторов у детей происходит искажение представлений о доброте, милосердии и патриотизме.

Как уберечь детей от такой страшной разрушительной силы? Кто придет на помощь ребенку? Только взрослые: педагоги и родители. Но как быть с постоянно возникающими противоречиями между детским садом и семьей в вопросах формирования нравственно – этических качеств детей, исходя из этого мною была выделена проблема: как, каким образом? найти способ повышения уровня нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Нашли решение этого вопроса в использовании в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогическую деятельность на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видов детской деятельности. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является – технология организации театрализованной деятельности.

Учитывая, что в свете реализации ФГОС ДО в работе с детьми большое место отводится проектной деятельности, как форме, наиболее полно отражающей и сочетающей интеграцию всех направлений развития детей. В связи с этим нами был разработан и впоследствии реализован творческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Волшебный мир театра».

Проект по театрализованной деятельности

«Волшебный мир театра»

«Театр- это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….»

Б. М. Теплов.

В людях с рождения заложено творческое начало, и театр наиболее полно способствует его развитию в личности дошкольников. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: действием и словом, изобразительным искусством и музыкой. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски и звуки. Театр помогает формировать у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку.

Во время работы над выразительностью речи персонажей начинает активизироваться словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, появляется интонация. У ребенка улучшается речь в диалоге.

Каждый ребенок – актер от природы, который живет эмоциями.

Очень важно развитие эмоциональной сферы ребенка. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Большую роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость) и т. д

В проекте учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствовались ОП ДО МОУ «Сланцевская СОШ №6». Разработанный проект на тему «Волшебный мир театра» позволяет дополнить традиционную систему работы с детьми дошкольного возраста по формированию представлений о многообразии человеческих отношений, о нормах и правилах жизни в обществе через театрализованную деятельность.

Проект органично вписался в педагогическую деятельность и проводился в несколько этапов.

На начальном этапе мы изучили научно – методическую литературу по заявленной теме: «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» под редакцией А. М. Виноградовой»; «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника», Запорожец А. В. ; «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю» Берлова А. Л. ; «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович Л. И. ; «Ты детям сказку расскажи» Гриценко З. А. ; «Азбука нравственного воспитания» Каиров И. А., Богданова О. С.

Опираясь на методические материалы выше перечисленных авторов, наметили основные направления своей педагогической деятельности:

формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;

формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту;

формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

НАЗВАНИЕ «Волшебный мир театра»

Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников

Возраст воспитанников 5-7 лет

Тип проекта Групповой; краткосрочный;

Вид проекта Информационно-творческий

Срок реализации проекта Октябрь – 2021г.

Цель проекта Формирование нравственно – этических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Задачи проекта Образовательная:

1. Познакомить детей с видами театра и правилами поведения в театре.

2. Формировать готовность к совместной деятельности детей со сверстниками и взрослыми.

Развивающая:

1. Развивать становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе театрализованной деятельности.

2. Развивать творческую активность детей и эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям.

Воспитательная:

1. Воспитывать положительное отношение к миру театра, другим людям и самому себе.

2. Воспитывать чувство собственного достоинства.

Инновационность Инновационность проекта состоит во внедрении в базовую театральную постановку ритмопластики, танцевальных этюдов, простого диалога в сочетании со стихотворным. Строение проекта предполагает ознакомление от начального знакомства с устройством театра до изготовления атрибутов, разных видов театра разными техниками, выступления детей на «большой сцене».

Результативность

Участие в данном проекте помогло сформировать интерес к театрально-игровой деятельности, к изготовлению сказочных персонажей своими руками, раскрыло творческий потенциал личности детей, их творческие способности, умение импровизировать в образе сказочных героев, помогло развить дружеские и партнерские отношения. Дети стали увереннее выступать на публике. Привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком позволило сблизить, вызвало много положительных эмоций, обострило чувство гордости за родителей, которые участвовали в театральных постановах.

Транслируемость Данный проект может быть использован педагогами, учителями-логопедами и психологами.

Интеграция образовательных областей Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Работа по реализации проекта тесно связана со всеми видами детской деятельности (игровая, коммуникативная, продуктивная, конструирование, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Для детей:

• сформированность расширенных знаний о современном театре у дошкольников ;

• развитие интереса к миру театра, к самостоятельным занятиям театрализованной деятельностью;

• укрепление взаимосвязи между дошкольниками.

Для педагога:

• Создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности.

• Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по театрализованной деятельности.

• Повышение теоретического и профессионального уровня педагога через овладение метода проекта в работе с детьми.

Для родителей:

• Повышение участия родителей в мероприятиях при реализации проекта.

Разработанное нами, в рамках проекта планирование будет способствовать:

• эффективному и системному усвоению детьми знаний о театре и театральном искусстве

• эффективной работе воспитателя с родителями в рамках проекта.

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

Подготовка к работе педагога:

• Анализ методической литературы.

• Подборка рассказов, сюжетных картинок, иллюстраций по теме «Волшебный мир театра».

• Опрос, оценка уровня знания детей по теме проекта.

• Наблюдение за детской театрализованной деятельностью - выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам;

• Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

• Подготовка дидактического и практического материала для постановки и драматизации.

II. Практический - продуктивный.

• введение в проблему - формулирование проблемы;

• совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности;

• непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом через разные виды детской деятельности в системе «Педагог - Ребенок – Родители» .

• Занятия по актерскому мастерству, подготовка к драматизации и спектаклю. Выступление детей в спектакле в качестве актера.

Вся практическая работа осуществляется по трем направлениям:

Организация развивающей предметно-пространственной среды Работа с детьми Взаимодействие с родителями

Цель: Пополнение РППС:

- пополнить центр книги «Там, на неведомых дорожках»;

- дополнить центр творчества «И снова сказка нас зовет» :

пальчиковым театром, костюмами, декорациями,

- работа над «Бумажной книгой сказок»;

- создание мини – музея «В гостях у сказки». Цель: Развитие творческой деятельности детей, посредством использования следующих методов:

- сочинение сказок,

- модификация сказок,

- сопровождение движений кукол песенкой, интерес и желание танцевать.

Цель: Установление сотрудничества между МДОУ семья воспитанников в вопросах нравственно – этического воспитания.

Она включает в себя:

- участие в создании мини - музея группы;

- посещение выставок детского творчества;

- участие в творческом конкурсе «Театр своими руками»;

- участие в детско -родительских проектах;

- участие в конкурсе афиш.

В рамках реализации практически – продуктивного этапа нами был разработан перспективный план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с театром и сценическим искусством, который включил в себя:

цикл бесед на тему «Таинственный мир театра»;

подобрана и адаптирована картотека игр, упражнений и театральных этюдов на развитие различных аспектов театрального искусства.

Основной формой работы составленного перспективного плана стали беседы, которые носили эвристический характер, т. е. в ходе бесед дети пытались отвечать самостоятельно на три вопроса: «Что мы знаем?», «Чего мы хотим узнать?», «Как узнаем об этом?». Поэтому знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.

На познавательной непосредственно образовательной деятельности использовались различные методы и приемы, которые помогали воспитанникам более полно воспринять содержание предлагаемого материала.

Исходя из того, что детская природа требует наглядности, мы широко в своей практике использовали ИКТ. Применение и использование инновационных технологий в работе с дошкольниками помогало нам готовить дидактический материал красочным и эстетическим. Используемый нами мультимедийный материал был самым разнообразным: презентации, слайды, игры – тренажеры, электронные игры на закрепление полученного материала, игры – викторины, благодаря чему процесс подачи знаний для детей становился более современным, разнообразным, насыщенным, информация подавалась мной живо и легко.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

В своей работе в ходе развития речевого аспекта мы применяли современную инновационную технологию «Синквейн».

На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Активными участниками проекта являлись родители воспитанников, проведен показ открытой НОД для родителей по речевому развитию с элементами театрализации «Что за чудо эти сказки!», выставлялись папки – передвижки «Играем в театр».

В результате реализации проекта также значительно пополнилась развивающая предметно – пространственная среда группы:

- приобретены красочные книги разных авторов, чем значительно пополнили центр «Там, на неведомых дорожках» группы;

- изготовлен вязанный пальчиковый театр «Грибок - теремок»;

- пополнена методическая копилка конспектами занятий : «Что за чудо эти сказки», «По страницам добрых книг»;

- создана картотека игр и упражнений на тему: «Театр и дети»;

- подготовлены тематические презентации: «Театры мира», «Театр это здорово, «Разговор о театре», «Правила поведения в театре», «Знакомство с театром»;

Презентативный.

• Мониторинг развития нравственно – этических качеств дошкольников.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?».

• НОД и продуктов деятельности.

В завершении реализации проекта в результате наблюдений, опросов, можно отметить положительную динамику в освоении детьми знаний по развитию нравственно – этических качеств. У детей систематизированы знания о различных видах театров и правилах поведения в театре, как в общественном месте; они умеют эмоционально передавать настроение, выражая его через речевые зарисовки, дети овладели знаниями общественных взаимоотношений, владеют театральной терминологией, а так же умеют образно передавать характер героев, умеют давать объективную оценку их поступкам, сформирован ряд качеств, ценных для дальнейшего этического развития: активность, сознательность, самостоятельность, способность к сочувствию и сопереживанию, непосредственность впечатлений, яркость в выражении и проявлении воображения, что должным образом влияет на уровень нравственно - этического воспитания дошкольников.

На заключительном этапе реализации проекта нами был проведен мониторинг развития нравственно – этических норм у детей старшего дошкольного возраста, с использованием методики Н. В. Верещагиной, по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» критериями которой стали такие разделы:

Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками;

• Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам/действиям;

• Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, этические качества, эстетические характеристики;

• Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается.

А также проведен мониторинг «Психомоторного развития ребенка» по методике А. Бурениной и критериями оценки результатов театрально – игровой деятельности, разработанными Н. Ф. Сорокиной критериями которой стали такие разделы:

• Интонационная выразительность речи.

• Эмоциональность.

• Характерологические особенности детей (общительность, скованность).

• Творческие проявления.

• Внимание.

• Память.

• Действия с кукольными персонажами.

• Координация и ловкость движений.

• Использование выразительных средств (мимика, жесты).

Публикации по теме:

Театрализованное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День театра»Театрализованное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День театра» Цель: создание условий для театрализованной деятельности, формирование умений изображать героев сказки через голос, жесты, мимику, воспитание.

Дидактическая игра «Волшебный чемодан» по ФЭМП у детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Волшебный чемодан» по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста Авторская дидактическая игра «Волшебный чемодан». Цель: упражнять детей в счете в пределах первого десятка, овладение умениями пользоваться.

Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный мир театра»Интегрированное занятие для старшего дошкольного возраста «Путешествие в волшебный мир театра» Цель: познакомить с историей театра. Задачи: • Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. • Дать детям представление о театре,.

Конспект НОД по рисованию «Волшебный зимний лес» для старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по рисованию «Волшебный зимний лес» для старшего дошкольного возраста Конспект НОД по рисованию на тему: «Волшебный зимний лес» для старшего дошкольного возраста с применением нетрадиционной техники рисования.

Конспект «Волшебный цветок Феи Светофорных Наук» для старшего дошкольного возрастаКонспект «Волшебный цветок Феи Светофорных Наук» для старшего дошкольного возраста Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и в автотранспорте, развивать.

Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Волшебный цветок» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации в технике оригами «Волшебный цветок» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток, коллеги, гости моей странички. Сегодня вашему вниманию предлагаю не сложный мастер-класс по аппликации в технике оригами.

Мастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс рисования по ткани «Волшебный батик» с детьми старшего дошкольного возраста День рисования по ткани на МААМ. RUОписание: данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного.

НОД познавательно-практического характера для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный фильтр» Непосредственная образовательная деятельность познавательно - практического характера для детей старшего дошкольного возраста Образовательная.

Развивающая игра по ФЭМП «Волшебный ёжик» для детей старшего дошкольного возрастаРазвивающая игра по ФЭМП «Волшебный ёжик» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток дорогие коллеги, друзья и гости моей странички. Предлагаю вашему вниманию развивающую игру по ФЭМП " Волшебный ёжик".

Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный компьютер Деда Мороза»Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный компьютер Деда Мороза» «ВОЛШЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕР ДЕДА МОРОЗА» Взрослые: Ведущий, Дед Мороз, Зима. Дети: звездочёт, звёздочки -6; вирус, роботы, фея, поворята. Дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Волшебный мир театра» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 19:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД