Папки-передвижки

Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет (1 фото)

Ольга Зырянова
Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет»

Воспитатель МАДОУ № 188 :

Зырянова Ольга Викторовна

Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались взрослые и дети.

Публикация «Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет» размещена в разделах

Поэтому. одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности.

Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из нас подумали: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время? Ведь впереди школа, говорили родители, там всему и научат». Даже сочетание понятий «дошкольник и экономика» вызывали у многих внутренний протест. А что же такое экономика?

Экономика — это особый мир. Он сложен, интересен и загадочен и открыт для всех. Существовать вне экономики невозможно.

Наблюдая за детьми, как их интересуют очень многие вопросы такого характера. И чем чаще они соприкасаются с социальной действительностью, тем больше вопросов возникает у них.

Самыми распространё нными среди них являются: потребность — возможность, товар — цена, работа — заработная плата, банк — валюта и др.

Самыми «непонятными» — всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся игрушку, почему дома нет денег.

Очень часто в речи детей можно слышать слова : «реклама», «валюта», «обмен», «бизнесмен», «рынок» и другие, смысл которых дети не понимают и поэтому употребляют не по назначению. Их экономическая любознательность закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи. Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома.

И ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.

По данным психологов, старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно-операционную деятельность, в частности трудовую. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, и, естественно, упустить из виду этот период взрослым никак нельзя.

Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. В настоящее время, в связи с переходом России к рыночным отношениям, значительно повышаются требования к экономической грамотности, как взрослых, так и детей.

Мы становимся очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Мы знаем, для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работу в этом направлении нужно с 5 – 6 летнего возраста в тесном сотрудничестве с родителями.

Психологи утверждают, что у детей именно старшего дошкольного возраста появляются новые произвольные психические процессы развития памяти, внимания, восприятия и игра достигает высокого уровня развития, где пятилетки воспроизводят не только мир взрослых, но и отношения между ними именно в этом возрасте.

Поэтому пятилетнему ребенку становится под силу усвоить сложные понятия, такие как «семейный бюджет» (доход и расход, деньги, цена, валюта разных стран, реклама и другие.

Но, при этом как быть, если современные дети начинают интересоваться вопросами финансовой грамотности гораздо раньше, например с 4-х лет (средний возраст, как это произошло в нашем случае.

Играя с детьми, общаясь с ними стали понимать, что в их обиходе всё чаще можно было услышать слова таких экономических категорий, как «труд», «товар», «деньги», а позднее «потребности», «бюджет», и то, что самыми «непонятными» для них— всё ли можно купить за папину зарплату, почему мама не может купить понравившуюся ему игрушку, почему дома нет денег и т. д.

Их экономическая любознательность была закономерна, ведь экономические отношения пронизывают все сферы жизнедеятельности людей и прежде всего — быт семьи.

Вместе с родителями ребёнок ходит в магазин, а иногда и сам делает покупки, приобретая тем самым определённый экономический опыт, которые потом подкрепляет в игровой деятельности в д/саду и дома.

И ввести дошкольника в мир экономики просто необходимо.

Ситуация по экономическому образованию детей, как уже отмечалось, начала складываться у нас в начале прошлого учебного года средней группы.

Для себя с коллегой мы определили, что очень важно научить детей понимать и ценить окружающий материальный мир как результат труда, учить уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

Потому грамотно организованная работа по экономическому воспитанию поможет ребёнку развить свои способности и пополнить знания о жизнедеятельности современного общества.

И чтобы начать формировать правильные первичные представления об экономических категориях у наших воспитанников, с коллегой продумали и разработали план мероприятий работы с детьми нашей средней группы.

Цельюкоторого является: формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности» «труд» «товар» «деньги» «семейный бюджет»;

Задачи:

- познакомить детей с трудом разных профессий и его результатами;

- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- сформировать нравственные понятия – бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)

Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет

омплексно-тематический план работы с детьми 4-5 лет

по формированию основ экономических представлений

на 2019– 2020 учебный год (средняя группа)

Сентябрь НОД: «Что такое деньги?»

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Продукты»».

• Д/игра «Подбери монету к товару» • Рисование «Деньги».

• Выставка «В мире монет»

Октябрь • НОД: «Товар имеет цену».

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

• Д/игра «В магазине».

• Разбор проблемных ситуаций «Ребенок в магазине»

• Отгадывание загадок об игрушках.

• Просмотр мультимедийной презентации «Что такое товар?»

• Аппликация «Одежда для мамы».

Ноябрь • НОД: «Что такое труд?».

• Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

• Д/игра «Кто как работает?».

• Разбор проблемных ситуаций «Труд в сказках».

• Отгадывание загадок о труде.

• Составление коллажа «Все профессии важны, все профессии-нужны».

• Чтение сказки «Три поросенка».

Декабрь • НОД: «Что такое банк?»

• Сюжетно-ролевая игра «В банке»

• Д/игра «Четвертый лишний».

• Разбор проблемных ситуаций

• Просмотр видеофильма «Один день из жизни банка»

• Аппликация «Кошелек».

Январь • НОД: «Добросовестный труд: что это?» • Сюжетно-ролевая игра «На почте»

• Д/игра «Разложи товар».

• Разбор проблемных ситуаций «Обслуживание клиентов на почте».

• Чтение сказки «Волк и лиса».

• Отгадывание загадок о профессиях.

• Просмотр видеофильмов «В мире профессий».

• Рассматривание фотографий «Профессии моих родителей»

Февраль • НОД: «Что такое семейный бюджет?»

• Сюжетно-ролевая игра «В магазине».

• Д/игра «Помоги семье купить продукты».

• Разбор проблемных ситуаций «За покупками».

• Отгадывание загадок о товаре.

• Просмотр мультимедийной презентации «Как зарабатываются деньги».

Март • НОД: «Что такое потребности»

• Разбор проблемных ситуаций «Можно-нельзя».

• Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха –Цокотуха».

• Рисование «Денежка»

Апрель • НОД: «Как правильно тратить деньги?».

• Д/ига «За покупками».

• Рассматривание картинок «На что тратятся деньги».

• Д/игра «Доходы и расходы».

Май • НОД: «Что такое зарплата?»

• Сюжетно-ролевая игра «В банке»

• Д/игра «Услуги и товары»

• Разбор проблемных ситуаций «Качественные услуги и товары».

На первом этапе совместно с детьми и родителями мы собирали информационную копилку, изготовили и приобрели несколько игр «Кто как работает», «Где можно это купить», «Наши деньги», изготовили Лэпбук «Детям о деньгах» и др. В библиотеке взяли детскую энциклопедию, книги Э. Успенского «Бизнес крокодила Гены». Там же нам предложили ряд детских познавательных журналов. В интернете нашли видео уроки тетушки Совы «Азбука денег», которые включали и проводили, как часть НОД в компьютерном классе.

Поддерживая возникший познавательный детский интерес по данной проблеме мы изготовили и проводили в соответствии с планом: дидактическиеигры:

- «В магазине»;

- «Подбери монету к товару»;

- «Кто как работает?»;

- «Четвертый лишний»;

- «Разложи товар»;

- «Профессии моих родителей»;

- «Помоги семье купить продукты»;

- «За покупками»;

- «Доходы и расходы» и др.

Совместно с детьми играли в сюжетно-ролевые игры:

- «Магазин «Продукты»;

- «Магазин «Игрушек»;

- «Автобус»;

- «На почте»;

- «В Банке» и др.

Особое внимание уделяли НОД по данной теме:

- «Что такое деньги?»;

- «Товар и цена»;

- «Что такое труд?»;

- «Знакомство с Банком»;

- «Что такое семейный бюджет?» и др.

В процессе которых, проводили:беседы, рассказы, обсуждали проблемные ситуации, совместно просматривали тематические презентации, проводили эксперименты, читали соответствующую художественную литературу, целью которых были: раскрыть ребёнку-дошкольнику окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Полученные знания старались закреплять в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

Результаты нашей небольшой деятельности с детьми по формированию у них элементов финансовой грамотности заключались в следующем:

- сформированы элементы первичныхпредставлений об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;

- сформированы первоначальные некоторые правильные отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумного их использования;

- сформированы элементы нравственных понятий – бережливость, честность, экономичность, щедрость;

-большинство детей умеют правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте.

Начало года (%) Конец года (%)

Высокий - 0 Высокий - 18%

Средний - 36% Средний - 44%

Низкий - 63% Низкий - 38%

Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности элементов экономического мышления (дети стали соотносить возможности и желания в играх при покупках, сравнивать цены, выбирать товар, а иногда и отказывать себе в покупке).

Исходя из выше изложенного, можно сделать

вывод: создание даже элементарных специальных условий, вовлечение в игровую деятельность детей в этих условиях, положительно воздействуют на формирование элементов финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников, начиная уже с 4-х лет.

Экономическое воспитание дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому нам педагогам необходимо в дальнейшем, чтобы продолжить работу с детьми по данной проблеме, необходимо подробным образом изучить авторские программы по экономике : «Экономическое воспитание дошкольников» Е. А. Курак, «Дошкольник и экономика» А. Д. Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А. А. Смоленцевой, пополнить свои теоретические знания через курсовую подготовку, усовершенствовать предметно-развивающую среду, определить для себя, применительно к нашим условиям наиболее рациональные методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы»Фотоотчет о проекте «Основы финансовой грамотности для детей подготовительной группы» Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Хочу представить Вамфотоотчет по ознакомлению старших дошкольников с основами финансовой.

Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег»Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности для детей подготовительной группы «История возникновения денег» Конспект НОД по обучению основам финансовой грамотности "История возникновения денег" для детей подготовительной группы. Цель. Знакомство.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольниковЛэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги»НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» Конспект НОД по финансовой грамотности «Что такое деньги» в старшей группе Цель: SSS 61482; раскрыть сущность понятия «деньги», «монета»,.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

Консультация «Детям о финансовой грамотности»Консультация «Детям о финансовой грамотности» Помню, в детстве, мама оставила мне денег на молоко. Путь в магазин пролегал мимо стихийного базарчика, где торговали всем тем, что вырастили.

Сюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группыСюжетно-ролевые игры «Кафе» и «Супермаркет» при обучении финансовой грамотности детей подготовительной группы Сюжетно-ролевые игры "Кафе" и "Супермаркет" при обучении детей подготовительной группы по финансовой грамотности. Детский сад — второй.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 17:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание финансовой грамотности у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Зырянова (УИ 597913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД