Ольга Крымова (Васина)
Воспитание интереса к своей родословной у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы. Этот процесс коснулся и такого важного элемента общества, как семья. То, что раньше было священным, полным смысла, значимым для членов семьи, сейчас потеряло смысловую высоту. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «семейные традиции», «родословная».
Часто дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, вряд ли у такого ребёнка появится ощущение родного очага.
Публикация «Воспитание интереса к своей родословной у дошкольников» размещена в разделах
Вместе с тем сформированный насыщенный образ родного дома становится психологическим основанием действительно нравственного человека.
Родной дом – это сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где родился и растёт ребёнок, родословную, атмосферу домашнего очага, определяемую семейными традициями.
Поэтому формирование любви к родному дому, к своей родословной является первой ступенью гражданского воспитания человека.
Воспитывать любовь к родному дому и интерес к своей родословной следует с дошкольного детства.
Основная цель такой работы: формирование положительного образа родного дома у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- создание условий для формирования положительного образа родного дома, для выработки ценностного отношения к своей семье;
- побуждение ребёнка и родителей к поддержанию традиций семьи;
- формирование знаний о семье, её родословной.
Работу по выполнению данных задач можно условно разделить на несколько направлений:
- семья, родословная;
- дом;
- трудовая деятельность на благо семьи;
- творческая деятельность ребёнка, направленная на украшение родного дома;
- семейные праздники и традиции.
Семья, родословная.
Главные задачи этого направления:
- закрепление знания своей фамилии, имени и отчества родителей;
- углубление представлений о семье, её составе, близких родственниках, способах поддержания родственных связей;
- составление родословной;
- формирование интереса к истории своей семьи и дома.
Начинать работу в этом направлении нужно с бесед и занятий на тему «Откуда я появился». Это формирует у детей представление о том, что появление человека на свет – самое удивительное чудо на свете и что все дети появляются благодаря любви своих родителей; раскрывает в доступной форме смысл таких понятий, как любовь и материнство; воспитывает у детей чувство любви, благодарности к родителям и гордости за них.
Следующий этап я бы обозначила работой по проблеме гендорного воспитания. Это - уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями и родственниками, развитие и поддержание устойчивого интереса к познанию себя, воспитание у девочек чувства женственности, а у мальчиков – чувства мужественности. Здесь я бы порекомендовала такие занятия и беседы как: «Кто я: мальчик или девочка?», «Из чего сделаны мальчики? Из чего сделаны девочки?», «Хочу быть похожим на папу», «Хочу быть похожей на маму», «Мужчина в доме», «Женщина в доме», «Маленькие рыцари», «Маленькие принцессы», игры «Наши мамы. Наши папы», «Помощники», «Кто я в семье?», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мужской и женский этикет», «Мальчики и девочки – будущие папы и мамы».
Формирование интереса к истории семьи и дома стоит развивать при помощи рассматривания семейных фотографий, рисования на темы: «Моя семья», «Портрет мамы», «Портрет папы», организации картинной галереи «Моя семья»; бесед «Мои близкие», «Самые дорогие люди», «На кого я похож», «История моего дома», «История моей семьи», «Как росли мои родители, бабушки и дедушки»; психологических этюдов «Дружная семья», «Любящие родители»; создания игровых ситуаций «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей».
Составление родословной – это семейный проект. Проектная деятельность в настоящее время чрезвычайно актуальна и популярна. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьёй как с явлением общественной жизни представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на взаимодействии с семьями воспитанников. Например, в младшей и средних группах таким проектом может стать составление семейного альбома. В старшей и подготовительной группах нужно обратиться к составлению родословной.
Используя принцип построения таблиц родства можно использовать интересные идеи. Гроздь винограда – это ещё и образ дружной семьи. Радуга как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений («Семья – 7-Я»).
В качестве вариантов можно использовать рисунок семейного или родословного дерева, поезда, дома, корабля, подковы, аквариума.
Важно, чтобы на рисунке чётко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.
При создании родословной, необходимо подводить детей к определению понятия семьи, к высказыванию суждений о ценности семьи:
- семья нужна потому, что без неё скучно;
- семья нужна, чтобы друг другу помогать, заботиться;
- семья – это много, много человек, которые друг друга любят;
- семья – это когда мама и папа никогда не ссорятся и не ругаются;
- в семье главное – любовь;
- дедушка и бабушка – главные в семье, потому что они самые старшие;
- в семье друг к другу относятся вежливо;
- хорошо, когда все весёлые и все вместе.
Такие суждения детей отражают не только знания и представления, которые они получили, в них звучат и пожелания взрослым – такой они хотят видеть свою семью.
Дом.
Главные задачи этого направления:
- воспитание любви к родному дому и отношение к нему как к ценности;
- расширять и углублять представления детей о родном доме, адресе, формировать интерес к истории родного дома (переезда в дом);
- воспитывать у детей привычку выражать в поступках и действиях любовь и бережное отношение к родному дому и предметам быта.
Для решения данных задач нужно привлекать родителей, которые расширят представления детей об истории своего дома.
Я бы порекомендовала проведение бесед на темы: «Дом, в котором мы живём», «Моя комната», «Почему я люблю свой дом»; обсуждение ситуаций «Новая семья», «Чтобы в доме стало веселей», «Мой игровой уголок»; рисование на занятиях по изодеятельности «Мой дом», «Дом моей мечты», «Мебель в моём доме», «Моя комната»; постройку дома на занятиях по конструированию ; сюжетно-ролевые игры «Дом», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Трудовая деятельность на благо семьи.
Главные задачи этого направления:
- воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому;
- формировать привычку выполнять свои домашние обязанности, оказывать посильную помощь по дому;
- обращать внимание детей на связь между поведением детей и чувствами взрослых ;
- дать детям возможность почувствовать свою значимость и полезность.
Решая задачи трудовой деятельности в семье, проводятся беседы и занятия на темы: «Мужчина и женщина в семье», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе», «Что умеют делать ваши папы, мамы и вы», «Учимся правильно мыть посуду», «Мои поручения», «За что я умею отвечать»; закрепление за ребёнком посильных домашних обязанностей, показывая значимость его помощи, благодарить, поощрять; проведение «Недели добрых дел» с последующим обсуждением результатов.
Творческая деятельность ребёнка, направленная на украшение родного дома.
Главные задачи этого направления:
- культивировать желание ребёнка проявлять творчество при украшении своего дома, своей комнаты собственными рисунками, поделками;
- воспитывать чувство гордости за членов своей семьи и их достижения.
Работая в этом направлении необходимо проводить беседы и занятия на темы: «Моя комната красивая», «Как я украшаю свой дом»; рисование «Укрась свой дом»; изготовление сувениров и игрушек для украшения своей комнаты и в подарок родственникам; проводить конкурсы поделок для дома, выставки творческих работ родителей и детей.
Семейные праздники и традиции.
Главные задачи этого направления:
- познакомить с культурными традициями разных семей;
- воспитывать интерес и желание продолжать семейные традиции. Принимать посильное участие в подготовке семейных праздников;
- разъяснять ценность семейных реликвий, альбомов с фотографиями памятных наград.
Пути достижения цели: беседы на темы: «Выходные в вашей семье», «Семейные праздники», «Традиции нашей семьи»; «Уроки вежливости»; разучивание и исполнение песен на праздничные темы; сюжетно-ролевые игры «День рождения», «Папин праздник», «Папа, мама, я – дружная семья».
В работе по данному направлению очень важно привлечь и заинтересовать родителей. Именно они являются носителями и хранителями семейных традиций и должны привлекать детей к деятельному участию в семейных праздниках, знакомить детей и активно вовлекать их в свои любимые занятия и хобби.
Литература.
1. «Родословная в детском саду : история и образ семьи» Ривина Е. / Журнал «Дошкольное воспитание». 2007. № 12.
2. «Формирование положительного образа родного дома» Атемаскина Ю. / Журнал «Дошкольное воспитание». 2006. № 10.
3. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир» Горбатенко О. Ф.
4. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Игры-занятия. Сигимова М. Н.
5. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Татаринцева Н. Е.