Папки-передвижки

Формирование интереса к художественному слову у дошкольников

Елена Агарева
Формирование интереса к художественному слову у дошкольников

Формирование интереса к художественному слову у дошкольников.

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

Денни Дидро

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книг. В связи с этим мы, воспитатели дошкольного образовательного учреждения, озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми является одним из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критериям ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове, как средстве общения с детьми.

Публикация «Формирование интереса к художественному слову у дошкольников» размещена в разделах

Актуальность: социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили следующие тенденции:

Заметное снижение интереса к чтению у младших школьников и подростков.

Резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей из-за того, что телевидение, видео и аудиотехника, а также компьютер практически вытеснили книгу из жизни.

Подмена подлинной детской художественной литературы суррогатами массовой культуры.

исчезновения традиций семейного совместного чтения с детьми.

Цель: воспитание в ребенке дошкольнике будущего читателя через развитие интереса к художественной литературе.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность формирования интереса дошкольников к художественной литературе.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя по формированию у дошкольников интереса к художественной литературе.

3. Обогатить лексику образными словами, выражениями, помочь сформировать грамотную речь.

4. Способствовать психофизиологическому развитию (фонематического слух, памяти, внимания, воображения, художественного и литературного творчества.

Дети дошкольного возраста наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с наибольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей дошкольного возраста и нравственные чувства, и оценки, и нормы нравственного поведения и воспитывает эстетическое восприятие.

Тяга к книге проявляется у детей, как правило, раннего возраста. Почему это происходит? Может быть интерес к книге возникает потому, что она дает возможность действовать и пальчикам, и ушкам, и глазкам, и языку, доставляет удовольствие и при рассматривании, и при перелистывании, и при слушании.

Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня.

Вопросы приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной отечественной педагогике. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Во ФГОС, САНПИН, программах дошкольного образования большое место отведено чтению художественной литературы

Цели: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы.

В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

Своеобразие системы работы:

Своеобразие системы работы мы видим в том, что прививая интерес к художественной литературе, формируя литературный вкус, мы используем разнообразные, в том числе нетрадиционные формы работы с детьми, родителями, общественностью (литературные конкурсы, работа в библиотеке ДОУ, проектную деятельность, так как только кропотливая совместная работа, усилия взрослых, окружающих детей, смогут приобщить детей к чтению книг).

Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные :

чтение художественных произведений;

беседы по прочитанному;

заучивание наизусть;

пересказ произведений;

выразительное чтение.

Практические:

игры-драматизации;

дидактические игры;

элементы инсценирования;

изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации);

театрализованная деятельность.

Наглядные;

показ иллюстраций, картинок, игрушек;

просмотр видеороликов, фильмов;

оформление выставок.

Использование разных видов театра.

Какие же Формы работы существуют для достижения цели:

Занятия (по ознакомлению с художественной литературой, фольклором по ознакомлению с биографиями писателей, поэтов, с творчеством художников – иллюстраторов, с историей возникновения бумаги, книг, письменности, по развитию речи);

Кружковая работа;

Культурно - досуговая деятельность; литературные конкурсы, праздники, развлечения, интеллектуальные игры;(конкурс чтецов, театральная весна)

Свободная от занятий деятельность: экскурсия в библиотеку, оформление тематических выставок, макетов, организация «Книжной больницы»; проведение «Недели детской книги»; игровая деятельность: (сюжетно - ролевые игры, игры – драматизации, режиссерские игры, настольно-печатные игры)

Сотрудничество с родителями

Формы работы :

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

Семинары – практикумы;

Папки – передвижки;

Фотопрезентации.

В нашем ДОУ и группе проводилась в течение года целенаправленная работа по воспитанию будущего читателя:

- Конкурс юных талантов: «Маленькие звездочки».

- Праздник «Познакомьтесь, ребятки – так играли в «Святки»»

- Конкурс театральных постановок «Театральная весна»

- Конкурс чтецов «Мои первые стихи», приуроченный к 110-летию со дня рождения детской писательницы Агнии Барто. (Дети учили дома и рассказывали стихи Агнии Барто, за что были награждены грамотами.)

- Выставка «Любимая книга» (Дети приносили из дома любимую свою книгу)

- Анкетирование «Приобщение ребенка к художественной литературе»

( Результаты анкетирования таковы: наши родители книги читают, покупают, т. к. понимают важность чтения в развитии ребенка этого возраста. Анкетирование было необходимо, для того чтобы узнать, понимают ли родители важность чтения, действуем ли мы сними сообща, для формирования интереса к ним, к чтению. И чтобы пометить свою дальнейшую работу, для достижения цели.

Планируется:

-создание «Книжкиной больницы»;

- экскурсия в библиотеку;

Выводы:

Система работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению книг с опорой на разнообразные формы работы с детьми, родителями, общественностью позволяет:

1. Повысить уровень познавательного, речевого, психофизического развития детей;

2. Создает предпосылки для реализации творческих способностей, самовыражения;

3. Помогает детям войти в мир художественной литературы, сформировать читательские умения.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Обязанность воспитателя привить детям любовь к книге, уметь слышать и чувствовать литературное произведение. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений.

Публикации по теме:

Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных.

Формирование интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. в Москве В. В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус.

Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста «Поможем найти Солнышко» Программное содержание: Обучающие задачи : Продолжать учить произносить звукосочетания : мяу – мяу, вить-вить,Ж-Ж-Ж Формировать умение.

Формирование интереса к различным видам спорта у дошкольников Харитонова Ольга Николаевна инструктор по физической культуре Физическое воспитание подрастающего поколения всегда было и есть в центре.

Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников Формирование интереса к трудовой деятельности у дошкольников. Предлагаемый вниманию материал посвящен проблеме воспитания интереса к труду.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников интереса к Донскому фольклору и истории казачества» В современном мире мы в полном объеме пытаемся возродить казачьи традиции, потому что время ушло безвозвратно. Наш педагогический коллектив.

Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору»Консультация для родителей «Формирование интереса у детей к русскому фольклору» Подрастая,ребенок слышит различные потешки,песенки,прибаутки постоянно, например: «Уж я Танечке пирог испеку, Уж я внученьке румяненький.».

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.

Развитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского садаРазвитие речи и формирование интереса к книге в условиях детского сада В условиях реализации ФГОС в развитии речи дошкольников особую роль имеет художественная литература. Современный ребенок мало времени проводит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование интереса к художественному слову у дошкольников
Опубликовано: 20 июня 2016 в 19:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД