лариса королева
Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Авторы:
Королева Лариса Евгеньевна
Орлова Елена Владимировна
Публикация «Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По утверждению известных ученых – педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) к концу дошкольного возраста ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. Он способен:
• придумывать интересный замысел, то есть проявлять творчество;
• создавать вещь в процессе продуктивной деятельности;
• общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками,
• узнавать новое или понимать устройство вещей, что и является исследовательской деятельностью.
Она в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами или вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, сон, даже прием пищи. Всем известно с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть как они действуют или манипулируют различными предметами с целью вызвать какой- ибо эффект.
В нашем детском саду воспитательно - образовательный процесс строится в рамках образовательной программы, базирующейся на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой и программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и др.). Проводя занятия по познавательно – речевому развитию детей (образовательная область «Познание») заметили, что занятия, как правило, проходят в форме рассказа воспитателя и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний. Дети на этих занятиях обычно лишены возможности проявить инициативу, они находятся в роли пассивного получателя информации.
Изменить эту ситуацию решили путем организации исследовательского экологического кружка, где в опытной форме изучаем с детьми связи и зависимости в живой и неживой природе.
Изучив методическую литературу, за основу взяли методическое пособие «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, так как здесь очень подробно описана структура организации работы, требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования, диагностика, рекомендации для родителей.
Цель данной работы: организация занятий в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Задачи:
• развитие исследовательской деятельности ребенка;
• оказание помощи в оформлении ее результатов;
• создание условий для ее презентации сверстникам.
На первом этапе составили перспективный план работы кружка на год, опираясь на программу «Детство».
Организовали предварительную работу с родителями: подготовили консультацию по теме «Развитие ребенка с помощью экспериментирования», дали необходимую информацию на родительском собрании, попросили заполнить небольшую анкету, целью которой стал сбор информации, с какими предметами и материалами дети любят манипулировать дома и как к этому относятся взрослые в семье.
Большое внимание уделили организации развивающей среды. Для пополнения группового уголка экспериментирования необходимыми материалами и оборудованием обратились за помощью к родителям, которые откликнулись на нашу просьбу: принесли различные приборы – от пипеток до микроскопа, материалы для экспериментирования (песок, глину, магниты и т. д.). Есть в группе схематические правила работы с различными материалами, а чтобы дети не испачкали одежду, мы изготовили целлофановые фартучки.
Параллельно накапливали информацию: сделали картотеку опытов. Описание каждого опыта наклеили на карточку, а все карточки разделили по разделам: «Воздух», «Почва», «Вода», «Растения», «Животные». Картотека дает возможность детям самостоятельно выбрать и провести опыт. Ребята придумали и зарисовали правила работы в лаборатории.
Вместе с детьми решили вопрос о названии кружка: узнав, что будем изучать взаимодействие различных веществ, их свойства и почти волшебное изменение в процессе взаимодействия, решили назвать кружок Гарри Поттер. Детям название понравилось, а родители по нашей просьбе изготовили куклу, и теперь Гарри Поттер – постоянный участник исследований. Он задает детям проблемную ситуацию от своего лица или приносит письма с вопросами от других сказочных персонажей.
Экспериментированием занимаемся в вечернее время, 1 раз в две недели. Придерживаемся мнения, что во время проведения исследований не должно быть никакого психологического принуждения – это добровольная деятельность, вызванная подлинным интересом детей. Как правило, так и получается: как только воспитатель начинает производить какие-то действия в уголке экспериментирования, тут же собираются любопытные и начинаются вопросы: «А что мы сегодня будем делать? Какие опыты?». В результате равнодушных и пассивных не остается. Самое главное, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в проведении опыта, поэтому важно иметь приборы и материалы на всех детей, или хотя бы на каждый стол.
Хочется подчеркнуть, что в уголке дети с удовольствием занимаются и в свободной деятельности: что-то взвешивают, рассматривают через увеличительное стекло, берут магниты, песочные часы и другое оборудование. Но мы объяснили детям, что это не игрушки, обращаться с этими предметами нужно осторожно.
Неподдельный интерес к исследованиям, благотворное влияние на всестороннее развитие ребенка подтверждают результаты мониторинга. В начале работы провели диагностику отношения детей к деятельности экспериментирования (Прохорова Л. Н.). Результаты показали, что на начало года экспериментирование занимает третье место по популярности после изодеятельности и игровой деятельности.
Проведя итоговую диагностику в конце года убедились, что поисковая деятельность стала приоритетной. Благодаря системной целенаправленной работе дети научились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем и делать выводы.