Получи документы

Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста (3 фото)

лариса королева
Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Авторы:

Королева Лариса Евгеньевна

Орлова Елена Владимировна

Публикация «Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По утверждению известных ученых – педагогов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) к концу дошкольного возраста ребенка характеризует предельно развитое чувство инициативы. Он способен:

• придумывать интересный замысел, то есть проявлять творчество;

• создавать вещь в процессе продуктивной деятельности;

• общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками,

• узнавать новое или понимать устройство вещей, что и является исследовательской деятельностью.

Она в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования с предметами или вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как).

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, занятия, прогулку, сон, даже прием пищи. Всем известно с каким азартом ребенок разбирает механические устройства, чтобы посмотреть как они действуют или манипулируют различными предметами с целью вызвать какой- ибо эффект.

В нашем детском саду воспитательно - образовательный процесс строится в рамках образовательной программы, базирующейся на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой и программе «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой и др.). Проводя занятия по познавательно – речевому развитию детей (образовательная область «Познание») заметили, что занятия, как правило, проходят в форме рассказа воспитателя и вопросов к детям, направленных на закрепление знаний. Дети на этих занятиях обычно лишены возможности проявить инициативу, они находятся в роли пассивного получателя информации.

Изменить эту ситуацию решили путем организации исследовательского экологического кружка, где в опытной форме изучаем с детьми связи и зависимости в живой и неживой природе.

Изучив методическую литературу, за основу взяли методическое пособие «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л. Н. Прохоровой, так как здесь очень подробно описана структура организации работы, требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования, диагностика, рекомендации для родителей.

Цель данной работы: организация занятий в форме партнерской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Задачи:

развитие исследовательской деятельности ребенка;

• оказание помощи в оформлении ее результатов;

• создание условий для ее презентации сверстникам.

На первом этапе составили перспективный план работы кружка на год, опираясь на программу «Детство».

Организовали предварительную работу с родителями: подготовили консультацию по теме «Развитие ребенка с помощью экспериментирования», дали необходимую информацию на родительском собрании, попросили заполнить небольшую анкету, целью которой стал сбор информации, с какими предметами и материалами дети любят манипулировать дома и как к этому относятся взрослые в семье.

Большое внимание уделили организации развивающей среды. Для пополнения группового уголка экспериментирования необходимыми материалами и оборудованием обратились за помощью к родителям, которые откликнулись на нашу просьбу: принесли различные приборы – от пипеток до микроскопа, материалы для экспериментирования (песок, глину, магниты и т. д.). Есть в группе схематические правила работы с различными материалами, а чтобы дети не испачкали одежду, мы изготовили целлофановые фартучки.

Параллельно накапливали информацию: сделали картотеку опытов. Описание каждого опыта наклеили на карточку, а все карточки разделили по разделам: «Воздух», «Почва», «Вода», «Растения», «Животные». Картотека дает возможность детям самостоятельно выбрать и провести опыт. Ребята придумали и зарисовали правила работы в лаборатории.

Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
Фото №1 Воспитание детей

Вместе с детьми решили вопрос о названии кружка: узнав, что будем изучать взаимодействие различных веществ, их свойства и почти волшебное изменение в процессе взаимодействия, решили назвать кружок Гарри Поттер. Детям название понравилось, а родители по нашей просьбе изготовили куклу, и теперь Гарри Поттер – постоянный участник исследований. Он задает детям проблемную ситуацию от своего лица или приносит письма с вопросами от других сказочных персонажей.

Фото №2 Материалы для педагогов Воспитание любви к природе в процессе развития

Экспериментированием занимаемся в вечернее время, 1 раз в две недели. Придерживаемся мнения, что во время проведения исследований не должно быть никакого психологического принуждения – это добровольная деятельность, вызванная подлинным интересом детей. Как правило, так и получается: как только воспитатель начинает производить какие-то действия в уголке экспериментирования, тут же собираются любопытные и начинаются вопросы: «А что мы сегодня будем делать? Какие опыты?». В результате равнодушных и пассивных не остается. Самое главное, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в проведении опыта, поэтому важно иметь приборы и материалы на всех детей, или хотя бы на каждый стол.

Хочется подчеркнуть, что в уголке дети с удовольствием занимаются и в свободной деятельности: что-то взвешивают, рассматривают через увеличительное стекло, берут магниты, песочные часы и другое оборудование. Но мы объяснили детям, что это не игрушки, обращаться с этими предметами нужно осторожно.

Неподдельный интерес к исследованиям, благотворное влияние на всестороннее развитие ребенка подтверждают результаты мониторинга. В начале работы провели диагностику отношения детей к деятельности экспериментирования (Прохорова Л. Н.). Результаты показали, что на начало года экспериментирование занимает третье место по популярности после изодеятельности и игровой деятельности.

Проведя итоговую диагностику в конце года убедились, что поисковая деятельность стала приоритетной. Благодаря системной целенаправленной работе дети научились ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем и делать выводы.

Публикации по теме:

Научная конференция «Информационные технологии в образовании»Научная конференция «Информационные технологии в образовании» 4 и 15 ноября 2013 г. В г. Ростове – на – Дону проходила научная конференция «Информационные технологии в образовании». Ее участниками.

Поделки к Международному женскому Дню 8 марта!Поделки к Международному женскому Дню 8 марта! Название работы: Мамина любимая Кошечка Куратор: Князькина Елена Владимировна Ребенок: Румянцева Злата Возраст: 4,5 года Название работы:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 22:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к природе в процессе развития исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем лариса королева (УИ 218) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД