Светлана Зорина
Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность нравственно-патриотического и экологического воспитания. Используемые формы и методы в работе со старшими дошкольниками
Прежде, чем давать знания надо
Научить думать, воспринимать,
Наблюдать и беречь природу, любить
Природу родного края
В. Сухомлинский
Публикация «Воспитание у старших дошкольников любви к родному краю» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание любви к родному краю через нравственно-экологическую культуру – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Экология родного края, засоренность среды обитания – все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию и умению беречь природу.
Чтобы процесс воспитания был увлекательным и познавательным целесообразно использовать все формы и методы работы с детьми.
Начинать надо с простого:
-- Разработка перспективного планирования;
-- Подбор материал по местному фольклору, традициям, приметам и явлениям природы;
-- Отбор наглядного и дидактического материала;
-- Составление сценариев занятий, праздников, развлечений по экологии родного края.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
Как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине», т. е. формирующих устойчивый познавательный интерес к ней.
Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только парком или сквером, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка – это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней.
Мы приведем некоторые формы педагогической работы:
-- экскурсии в музеи (краеведческий музей, выставочный зал, «Кузнецкий Алатау»).
-- экскурсия в парк, к городскому мемориалу «Шахтерам-горнякам Междуреченска»;
-- беседа «Богатства родного края»;
-- целевая прогулка «По проспекту Шахтеров»;
-- занятие «Знакомство с произведениями шорских писателей, музыкантов";
-- тематические прогулки;
-- взаимодействие с родителями: проведение с их участием выставок поделок и рисунков на темы: «Моя семья», «Мой город» и т. д.
-- встречи с интересными людьми (ветеранами, поэтами и т. д.)
Воспитатель должен так организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у детей интерес развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствует развитию образного и логического мышления ребенка. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи, рассматривая фотографии о родном крае, о подвигах и труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать себя частью этого.
Но было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничится показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может сложиться неправильное представление о родном крае, как части большой страны – России, в которой они живут. Нужно обязательно подчеркнуть, что каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит свое отражение то, что типично, характерно для всей страны:
- люди работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях, в магазинах, в полях и т. д., они всегда готовы помочь друг другу;
- в родном городе, районе, селе, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечают общенародные и знаменательные даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу в армию, чествуют знаменитых людей, ветеранов труда и т. д. ;
- в родном краю могут жить люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;
- здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о детях;
- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу;
- каждый человек, любящий Родину, должен проявлять уважение к труду, интерес к культуре родного народа.
Разнообразны и методы нравственно-патриотического и экологического воспитания:
-- игра, как основной вид деятельности дошкольников;
-- наблюдения на прогулках, экскурсиях;
-- моделирование;
-- экспериментирование;
-- проектирование;
-- чтение природоведческих рассказов, стихов;
-- изобразительная деятельность;
-- труд на участке, в уголке природы;
-- и многое другое.
Итак, формирование у дошкольников любви к своей Родине, своему краю заключается, прежде всего, в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а также во взаимосвязи различных форм и методов воспитания. Важнейшим средством педагогического воздействия при формировании патриотических чувств у дошкольников является организованное наблюдение окружающей действительности. Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
С. Михалков
Заключение
Педагог Н. Волков писал: «Народ наиболее в чистом виде всегда представляют дети, когда национальное умирает в детях, то это означает начало вымирания нации». Воспитание не приводит к сиюминутным результатам, оно оказывает воздействие на личность ребёнка на много лет вперёд.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, экологического, а также физического воспитания. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Важно отметить, что необходимость духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания в нашем обществе вытекает из самой сути этого процесса, который предполагает понимание наиболее важных, социально-значимых целей и задач, а также главных подходов к их достижению. Вопросы нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются актуальными и приоритетными, их основой служит преемственность поколений и национальная культура.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитываем настоящего патриота, любящего свою Родину. Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях и в других формах и видах педагогической деятельности, обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к своему краю, воспитывает положительное и бережное отношение к нему.