Ольга Крылова
Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения в мультикультурном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Наилучшее воздействие на формирование
дружеских чувств к детям других национальностей
оказывает общение с ними в быту и детском саду.
М. И. Богомолова
Российская Федерация – многонациональное государство, и поэтому проблема межнационального общения всегда будет актуальной. В России живут разные национальности. В течении последнего времени в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими её народами. Происходят столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли. Конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, с возрождением народных традиций, религиозных верований. Поэтому, особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения, необходимость воспитания межнациональной толерантности. Одной из важнейших задач в современном обществе является- формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими как они есть.
Публикация «Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения в мультикультурном образовательном пространстве» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Так, что же такое культура межнационального общения и межнациональная толерантность? Культура межнационального общения - это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.
Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности». Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 стр. 28 наш детский сад перешёл на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, в котором одним из требования является требование о том, что ребёнок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Современный ребёнок должен правильно принимать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого, живущих на планете, понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизни общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Я думаю, что, работу по воспитанию у детей толерантности и культуры общения необходимо начинать уже в детском саду. Мы прививаем детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. У воспитанников должно быть представление, что в нашей стране проживают люди разных национальностей. Самое главное для человека это общение, в детском саду это общение со сверстниками. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка.
Межнациональное воспитание, начиная с дошкольного возраста, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим культурам. У дошкольников, необходимо воспитывать дружелюбие, уважение к людям разных национальностей, культуру межнационального общения. Также важно дать детям правильные ориентиры в социальном окружении: о человеке судят не по его национальности, а по тому, каков он, по его делам и поступкам. Добрые дела - значит и человек добрый, хороший.
Очень многое в воспитании наших детей зависит от нас - воспитателей, нашей профессиональной этики и нравственной культуры. Также, следует отметить, процесс формирования толерантности зависит не только от профессиональных усилий воспитателя, но и от той среды, в которой происходит воспитание и в которой «обитает» ребенок, от систематической работы, повышения уровня самосознания и проявления толерантности и культуры общения у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников. Дошкольное образовательное учреждение - это естественное жизненное пространство, где дети строят отношения к окружающему их миру. В процессе непосредственной образовательной деятельности, во время проведения досуговой, самостоятельной игровой деятельности закладываются основы культуры общения. В общеобразовательной программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы и др.) разработано примерное комплексно – тематическое планирование на все возрастные группы. Вводятся темы «Я в мире человек», «Народная игрушка», «Мой дом, мой город», «Знакомство с народной культурой и традициями», в подготовительной к школе группе тема «Мой город, моя страна, моя планета».
Прежде чем начать работу с детьми, я сама изучила литературу, соответствующую теме, подобрала художественную литературу, через которую дети совершенствуют знания, разработала тематический план по теме «Воспитание межнациональной толерантности и межнациональной культуре общения у дошкольников». Свою работу я решила начать с «Круглого стола» с родителями на тему «Давайте познакомимся». Родителям был задан вопрос, как они понимают, что такое межнациональная толерантность, как они относятся к межнациональному общению. Их заинтересовал этот вопрос. Они решили принять активное участие. Для родителей были вывешены консультации «Русские народные праздники», «Праздники и обычаи разных народов мира», «Национальная кухня». К средствам воспитания культуры межнационального общения можно отнести : традиции, общение, художественную литературу, сказки, пословицы и поговорки, национальные куклы. Именно родители помогли нам в изготовлении национальных костюмов для куклы. Что позволяет детям в процессе игры с куклой приобщиться к национальной культуре. Игра сопровождает ребёнка в течении всего времени нахождения в дошкольном учреждении. Создаются картотеки подвижных игр с использование национальных атрибутов. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре и очень благотворно воздействуют на формирование культуры общения. В картотеку входят мордовские народные игры («Горшочек», «Бабушка», татарские народные игры («Серый волк», «Скок-перескок», «Лис и курочки», украинские народные игры («Дедушка Макар», «Защитник крепости») и т. д. Создаются демонстрационные альбомы об обычаях и традициях народов России: «Я, семья и Родина моя», «Широка страна моя родная», «Что означают наши имена» и т. д. Приобретаются и изготавливаются дидактические игры: «Что ты знаешь обо мне», «Найди пару», «Кто построил этот дом?», «Одень куклу». Эти игры дают детям представление о многообразии народов, о том, что все мы разные- разный цвет кожи, разрез глаз, одежда, но мы живём друг с другом, формируют обобщающие понятия: народ, жилище. Были созданы картотеки «Сказки народов мира», «Национальные традиции», «Пословицы о дружбе и семье», «Старинные игры и забавы». Приобретаются игрушки, наглядно-демонстрационные материалы, картины художников мира. Вместе с родителями провели конкурс рисунков «Национальность моей семьи». Также проводилась работа по ознакомлению детей с фольклором народов Мира. Совместно с музыкальным руководителем заинтересовываем детей участием в народных праздниках, таких как: «Масленица», «Веселится народ- праздник Пасхи у ворот», «Троица», «9 мая», «День защиты детей», «Рождество», был организован досуг для детей и родителей «Мама, папа и я- спортивная семья» и т. д. Активизируем их желание участвовать в них. В процессе подготовки к праздникам разучиваем с детьми обычаи, песни, хороводы, стихи, народные танцы, в которых используем атрибуты национальных костюмов (ленточки, венки, фартуки, головные уборы и т. д.) Дети с удовольствием танцуют ни только русские народные танцы, но и танцы народов ближнего зарубежья, танцы народов мира. В нашем детском саду проводилась неделя «Дружат дети всей планеты» приуроченная празднику День народного единства - мы проводили беседы о важных нравственных ценностях: о доброте, об уважении, о любви, проводился «День семьи» и неделя «Доброты».
В группе я провожу занятия и беседы, которые способствуют сплочению детей, формированию у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания. («Разноцветные люди», «Русские народные традиции», «Дружные ребята», «Ты и я –мы с тобой друзья», «Я, ты, он, она, вместе дружная семья», «Широка страна моя родная»). У детей появляется потребность в общении и формируется представление о том, люди каких национальностей живут рядом с нами.
Для воспитания у детей культуры межнационального общения мы устраиваем в группе фотовыставки: «Праздники в нашей семье», «Город детства моих родителей», «Достопримечательности городов мира».
В нашем детском саду есть мини-музей «Русская изба», где помещены различные предметы русского быта, это костюмы, кухонная утварь, полотенца, вышитые русскими и татарскими орнаментами и т. д. Предметы быта постоянно, пополняются. Их приносят родители и жители нашего посёлка. Ребята подготовительной группы с удовольствием проводят экскурсию в мини-музее «Русская изба» для младших ребят. Осуществляется взаимодействие с педагогами дополнительного образования. В течении года мы посещаем Выездновский «Центр ремёсел», где нам проводят очень интересные и познавательные экскурсии. Благодаря этим увлеченным людям, наши дети научились изготавливать различные поделки, сувениры. А в выездновской библиотеке нам предложили отправиться в путешествие с героями народных сказок по нашей планете, где мы познакомились с условиями жизни разных народов.
В нашей группе предметно-развивающая среда отвечает принципам культуросообразности, индивидуальности. Она стимулирует интерес детей в получении ими знаний о разных народах, их национальных праздниках, играх. Побуждает желание узнавать больше о своей нации, и о нациях товарищей по игровому сообществу, прививает интерес к общению между детьми, стимулирует формирование положительных межличностных отношений между детьми разных национальностей.
В результате совместной и целенаправленной работы по формированию межнациональной толерантности и межнациональной культуры общения были достигнуты следующие результаты:
- воспитанники проявляют уважение к людям различных национальностей, учатся общаться с разными людьми;
- соблюдают нравственный такт по отношению к национальному обычаю и традициям других народов;
- стремятся развивать общечеловеческие ценности;
Я считаю, что формирование положительных межличностных отношений детей разных национальностей так же зависят и от уровня знания детей о национальностях, совместного участия в играх и праздниках, обогащения предметно-развивающей среды. Поэтому воспитатели должны вести работу систематически и планомерно, строить с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Материал должен быть интересный и разнообразный, с использованием инновационных технологий и методик. Так же целесообразна интеграция с содержанием занятий по художественно-эстетическому развитию, познавательному, речевому, физическому развитию, игровой деятельности. Нужно работать в тесном контакте педагогам, родителям и детям по данному вопросу.
Воспитание культуры межнационального общения и воспитание межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах уважения, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей.
В условиях детского сада воспитательный процесс должен проводится в духе толерантности и терпимости, уважении ребенком другого ребенка, независимо от его национальности.