МААМ-картинки

Воспитание начал национального сознания у дошкольников. (1 фото)

Галина Тогочакова
Воспитание начал национального сознания у дошкольников.

Воспитание начал национального сознания у дошкольников.

Воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным.

К. Ушинский

Воспитание начал национального сознания у дошкольников.

В ходе исторического развития каждый народ выработал, апробировал и внедрил присущую только ему систему национального воспитания. Известный русский исследователь начала XX века Г. С. Виноградов убедительно доказывал, что народная педагогика как практика массового воспитания опирается на философское миросозерцание народа. Он писал, что у народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, известные цели и задачи воспитания и обучения их, известные средства и пути воздействия на юные поколения «Совокупность и взаимозависимость их и дают то, что следует называть народной педагогикой [1]. Национальное воспитание – это созданная в течение веков самим народом система взглядов, убеждений, идей, идеалов, традиций, обычаев, призванных формировать мировоззренческие убеждения и ценностную ориентацию подрастающего поколения, передавать им социальный опыт, приобретения предыдущих поколений.

Публикация «Воспитание начал национального сознания у дошкольников,» размещена в разделах

Национальное чувство у хакасов лежит в нашей древней земле, в нашей вере, нашем народном языке, нашей исторической судьбе, которую мы все прошли в нашем народном характере – мифах, легендах, сказках, песнях – в нашем духовном богатстве, созданном вековым трудом многих поколений.

Для воспитания национального сознания педагоги Центра развития ребенка – детский сад «Тополек» (далее Центр) руководствуются программами «Моя малая родина», «Растим юного гражданина». Эти программы способствуют формированию национальных черт ребенка через освоение им культуры своего народа, главными элементами в которых для него выступают ценности и нормы жизни, деятельность и поведение.

Важную роль для развития личности играет предметно-развивающая среда – важный компонент развития ребенка. Поэтому педагоги Центра в каждой возрастной группе создали предметное окружение, в которых дети знакомятся: с юртой; предметами быта; национальным хакасским костюмом - в игровых зонах; национальными узорами - в зоне изодеятельности. Все эти атрибуты повседневно окружают ребенка и способствуют гуманизации общественной среды, создавая предпосылки становления личности для формирования национального воспитания.

Процесс «врастания» ребенка в его национальную общность и культуру позволяет свободно ориентироваться в окружающей среде, пользоваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимоотношения с другими. [2].

Одним из примеров такого «врастания» ребенка в национальную культуру является игра.

Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельность для детей дошкольного возраста, игра созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет ей огромное значение. Поэтому одной из основных задач педагогического коллектива Центра создание игрового пространства и использование игровых методик для разностороннего развития личности ребенка. С целью воспитания национального сознания педагоги используют в своей работе хакасские народные игры.

Народные игры в практике педагогов Центра используются на физкультурных занятиях, музыкально-спортивных досугах, физкультурных праздниках, на прогулках, в свободной деятельности детей, а также игровые методы и приемы в обучении детей. Именно в играх развиваются такие личностные качества ребенка, как интеллект, фантазия, воображение, волевая готовность к обучению в школе, внимание, память, все познавательные процессы.

Существует трехступенчатая мотивация игры: «Хочу!» - «Надо!» - «Могу!». Именно эти мотивы в процессе игры влияют на личность ребенка и являются мотивом самовоспитания национального самосознания. Педагоги Центра руководствуются в организации игровой деятельности следующими задачами:

- вовлекать детей в народную игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);

- помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо!»);

- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»

В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, народная игра ставит их в условия поиска, побуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей. Очень многие народные игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «Отвечай правильно!», «Кто угадает?», «Отвечай сразу!». Значительная часть народных игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепили, повторили полученные знания.

Особую роль в игровой деятельности педагоги отводят стратегии обучению умению сделать правильный, морально обоснованный выбор и принять нравственное решение. Эти принципы способствуют воспитанию нравственных и национальных чувств. Педагоги считают, ценность метода игровой организации детской деятельности измеряется тем, насколько сохранились в обычной жизни детей более высокий уровень нравственного поведения, на который они оказывались способными во время проведения творческой игры. Чтобы закрепились эти качества поведения в игре, педагоги обращают внимание детей не только на воображаемом смысле игровых действий, но и на реальное содержание и результатах этих действий для коллектива. Они подчеркивали, что благодаря игре реально выполняемое действие в новом свете, что, пока идет игра, эти действия приобрели в их глазах жизненную ценность. Тогда у детей возникает потребность производить такие же действия и достигать таких же результатов и вне игры. Таким образом, детские народные игры – это особый способ мобилизации творческой активности детей, средство побуждения ребенка к самовоспитанию, к добровольной работе над улучшением своего поведения, и мощный фактор формирования нравственных и национальных чувств дошкольника.

Народная педагогика использует для формирования начал национального самосознания народные сказки.

Материалом для хакасских народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования, обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Для чтения народных сказок педагоги Центра использовали занятия по развитию речи, а также и в свободное от занятий время.

При чтении народных сказок, главный герой, как правило, является персонаж чем-либо обделенный, который вызывает сочувствие и сопереживание у детей. Ребенок легче отождествляет себя с героем. Он занимает позицию героя сказки и пытается преодолеть стоящие на его пути трудности. В результате этого сопереживания и перевоплощения в одного из героев народных сказок у ребенка появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное воспитание нравственных и национальных чувств дошкольника. Что в свою очередь, ведет к духовному росту ребенка и приводит к национальному сознанию. [3]

Положительные герои народных сказок, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красавица хыс - умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый алып - трудолюбивый, любящий Родину. Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, заложенный в дошкольном детстве, во многом определяет его как личность.

Народная сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не ленись», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к сказке. Так, в сказке «Певец и чатхан» воспитывает уважение и гордость к национальному искусству; сказка «Сильнее чуда» высмеивает трусость и жадность одних, а также верность, бескорыстие и любовь других, сказка «Счастье Палысхана» высмеивает глупость одних и мудрость других.

Из всего этого следует: моральное воспитание используется педагогами через все виды народных сказок, так как нравственность изначально заложена в их сюжетах. Через сказки идет освоение народных норм поведения. Сказки наполнены ситуациями морального выбора. Благодаря сказке ребенок понимает, что есть добро, а что – зло. В сказках отрицательный герой совершает плохие поступки, а положительный хорошие.

Решение эмоционально-личностных проблем ребенка происходит через снятие их уникальности. Персонажи сказок подвергаются испытаниям, они не всегда успешны в своих действиях, что позволяет ребенку прожить эти ситуации вместе с ним.

Ребенок получает опыт через сказку. Сказка предлагает ребенку различные модели поведения. Через сказку ребенок приобретает качества, необходимые для решения трудных ситуаций. В каждой сказке заложено противоречие, столкновение добра со злом, сила с трусостью, глупость с мудростью. Выход из ситуации зависит от использования различных ресурсов.

Все компоненты: освоение народных норм поведения, решение эмоционально-личностных проблем ребенка, получение нового опыта через сказку способствует формированию у ребенка не только нравственных, но и эмоциональных чувств.

Наш край имеет самобытную культуру. Прекрасные сказки хакасского народа всегда несут заряд особой теплоты, доброты, нравственности. Каждая хакасская сказка – прекрасный урок щедрости, порядочности, доброты для маленького гражданина.

Хакасские сказки привлекают детскую литературу своим оптимизмом, познавательностью. В этом одна из причин того, что народ не забывает свои сказки и не расстается с ними, они оказывают нравственное, эмоциональное воздействие на развитие детей, но и также на формирование национального чувства.

Хакасские сказки, легенды, предания сыграли большую роль в зарождении национальной литературы, разных видов искусства и до сих по не утратили своего значения.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая направила бы всю свою энергию и волю на защиту своей Родины, мирную жизнь и интернациональную дружбу между народами, победу добра над злом, достижение социальной гармонии.

Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Задачи педагогов нашего Центра – использовать сохранившиеся жемчужины нашего опыта по воспитанию детей, ибо сила их положительного воздействия проверена веками.

Хакасский детский фольклор – неотъемлемая часть творчества хакасского народа. На протяжении многих веков – это основное средство воспитания.

Детский фольклор во всем своем жанровом богатстве (колыбельные песни, частушки, прибаутки, приговорки, считалки, дразнилки) использовались в работе с детьми дошкольного возраста при обучении хакасского языка.

Детские фольклорные произведения с их веселыми, задорными стихами, словесной игрой, яркой образностью способствовали глубинному овладению богатством родного языка, развитию речи. Особое место занимают колыбельные песни.

Народная музыка входит в жизнь ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песенка матери. Колыбельная матери – начало начал : ребенок слышит ее с самого рождения. Простая нежная мелодия колыбельных песен успокаивает, усыпляет малыша, ласкает его, доставляет ему радость. Народные песни складывались голосом, без помощи инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и усваиваются детьми. В хакасских колыбельных песнях отмечается мягкость, певучесть, например, «Пай, пай, пай палычах». Народная мелодия сама по себе красива, содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на ребенка. Ребенок чувствует любовь матери. Чтобы не навредить ребенку, запрещалось называть его по имени.

Хакасские колыбельные песни – прекрасные образцы устного народного творчества. Через них формировался первичный запас ребенка, без которого невозможно познание окружающего мира, развивалось мышление.

Поэтому при обучении детей дошкольного возраста хакасскому языку используем народный фольклор, который начинается с изучения колыбельной поэзии на музыкальных занятиях. Музыкальный репертуар разбит по всем дошкольным возрастным группам. Мы знакомим детей с народной песней в подлинном виде с неизмененной мелодией и непосредственным текстом.

Большое значение в воспитании национального самосознания играют национальные праздники «Чир инее», «Чыл пазы», «Хуртуях». Народный обряд, праздники являются большой, яркой и глубокосодержательной своеобразной народной философией. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе обряды и праздники мы воздействием на эмоционально-национальную сферу детей и оставляет в памяти глубокий след.

Воспитательное значение фольклора велико. Он становится не только средством художественного воспитания, но и национального самосознания, и является одним из путей воспитания у детей любви к своей малой Родине, народу, быту, чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое искусство, тем легче он воспринимает искусство других народов.

Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию к современному национальному музыкальному и литературному творчеству.

Литература

1. Виноградов Г. С. Народная педагогика. Иркутск. 1926.

2. Бондарчук А. И. Воспитание начал национального сознания у дошкольников. Современный детский сад. М. 2008.

3. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольника. //Дошкольное воспитание. М. №5. 2005.

Публикации по теме:

Факторы формирования нравственно-патриотического сознания дошкольников. Современные дошкольники наиболее восприимчивы для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания. Пережитое.

Формирование начал экологической культуры дошкольников В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Формирование нравственного сознания у детей дошкольного возраста При формировании нравственного сознания у детей дошкольного возраста, основной задачей является создание новой системы ценностей, способствующей.

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста Петрищева Юлия Владимировна Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой.

Формирование толерантного сознания воспитанников. Игровой тренинг «Планета Добра и Дружбы» Актуальность: Мы часто сталкиваемся с агрессивностью и недоброжелательностью, неспособностью сопереживать другому человеку, радоваться за.

Конспект занятия «Семья — начало всех начал» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (аппликация,.

Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе ВВЕДЕНИЕ Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной.

Организация работы по формированию экологического сознания личности дошкольников Аннотация В данной статье рассказывается о формах работы, которые наиболее эффективно способствуют развитию экологического сознания у детей.

Патриотическое воспитание дошкольников. Фотоотчёт встречи дошкольников с ветеранами. Праздничный концерт ко Дню победы.Патриотическое воспитание дошкольников. Фотоотчёт встречи дошкольников с ветеранами. Праздничный концерт ко Дню победы. В этом материале я продолжаю разговор о патриотическом воспитании в нашем ДОУ. В предверие празднования Дня победы мы проводим следующие.

Проект «Вода-начало всех начал» Актуальность темы Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание начал национального сознания у дошкольников.
Опубликовано: 9 июня 2017 в 18:21
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД