Надежда Науменкова
Проект «Вода-начало всех начал»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. На ухудшение здоровья взрослых и детей влияет качество питьевой воды и источники ее использования, в результате чего люди пьют плохую воду. Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников. Очень важно научить детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Насколько дискомфортно мы себя чувствуем, когда вдруг водопроводный кран оказывается пустым! И в то же время не можем заставить себя соблюдать в своем доме, в детском саду элементарные правила рационального природопользования. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Публикация «Проект „Вода-начало всех начал“» размещена в разделах
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, поэтому главное для меня наполнить повседневную жизнь моих детей интересными идеями. Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только у детей начинается формироваться познавательный процесс, они используют воду для игр. Не секрет, что в период дошкольного возраста ребенок открывает для себя мир природы. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Вс это подчеркивает актуальность данного проекта.
Проект
«Вода – начало всех начал»
Образовательная деятельность: познание. Вид, тип проекта : групповой, информационный, практико-ориентированный.
Продолжительность проекта : 2 месяца (февраль – март 2013 г.). Место проведения: г. Тавда, МКДОУ детский сад № 6. Проблема: если воды вокруг так много, то надо ли ее беречь и влияет ли она на здоровье человека.
Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Закрепление знаний детей о сохранении водных объектов лечебных и целительных свойствах воды.
Задачи: Внести коррективы в рабочей программе с учетом поставленной цели. Обеспечить партнрское взаимодействие с семьей. Систематизировать, обобщить и представить опыт работы
образовательные: Формировать у детей представление о значимости воды для жизни человека. Побуждать любознательность детей. Закрепить у детей знания о разных состояниях воды, о круговороте воды в природе. развивающие: Познакомить детей с такой достопримечательностью нашего Тавдинского края, как минеральный источник, его целебными свойствами. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу. Развивать образное мышление, воображение, фантазию, развивать активную речь, творческие способности.
воспитательные: Воспитывать бережливое отношение к водным ресурсам, так как вода - источник жизни, необходимая для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека.
Предполагаемый результат: на уровне детей: Воспитание у дошкольников бережного отношения к воде, использования е богатств, сохранение чистоты воды; воспитание трудолюбия, любознательности; развитие речевой активности детей. Развитие у детей навыков экспериментирования и исследования, систематизирование знаний детей в опытах. Формирование знаний о значении воды, круговороте воды в природе. Понимание детей о необходимости бережного отношения к воде.
на уровне педагогов: координирование и планирование деятельности участников проекта оформить уголок «Вода волшебница» оформление работы по проекту на стендах для родителей обогащение опыта
на уровне родителей: донести, удивить, вызвать интерес и желание детей участвовать в совместных мероприятиях; видение родителями результатов проекта создавать условия в семье о значимости чистой воды в жизни человека для его здоровья
Гипотеза: Если мы будем говорить с ребенком о значимости воды, ее свойствах тогда он с детства будет знать, почему вода так необходима для здоровья и почему ее нужно беречь.
Этапы проекта
Деятельность педагогов Деятельность детей.
1 этап. Вводный
Выявление проблемы: дети пришли с прогулки и стали мыть руки, а воды в кране нет.
Вхождение в проблему. Находят решение: узнать у родителей «Зачем нужна вода?», «Почему нужно беречь воду?» (узнать, получить и передать информацию.)
2 этап. Подготовительный
Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта. Подобрать художественную литературу по теме. Пополнить развивающую среду: -подбор энциклопедий, карт, схем; -составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок; -составление картотеки опытов с водой; -подготовка оборудования для опытов с водой. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла. Подготовить информацию для родителей по темам: - Эксперимент в детском саду; -Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников; - Почему воду нужно беречь? - Памятка «Что почитать детям о воде».
-консультация для родителей «Безопасность на воде»
Составление схемы «Круговорот воды в природе»
Выполняют поручение педагога по поиску художественной литературы. по теме с родителями. Распределение ролей и обязанностей.
Сбор информации. (демонстрируют познавательную активность).
Упорядочивают знания (Отгадывают загадки, решают ребусы, учат стихи.)
Наблюдают, экспериментируют за преобразованием воды (опыты).
Осуществляются совместные планирования.
Показывают изображения, называемых предметов.
3 этап. Выполнение проекта
Разделы программы
Виды детской деятельности
Речь и речевое развитие
Познавательная деятельность
Познавательные занятия, беседы, наблюдения: Где живут капли воды в детском саду. Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной? Какие свойства воды ты знаешь? Что растет в воде? Зачем человеку нужна вода? А ещ кому нужна вода? Что было бы, если бы с земли ушла вода? Путешествие капельки Берегите воду. Свойства воды Где вода – там жизнь Наблюдение за осадками.
Художественная литература
Чтение и заучивание стихов и закличек: Я по воде могу ходить! С. Олегова Ручеек и речка. Что может быть в прозрачной капельке воды? Берегите воду Что такое вода? Вода из-под крана Кто знает, откуда берется вода? Загадки, пословицы и поговорки по теме: Вода – начало всех начал.
3этап. Выполнение проекта
Выполнение проекта. Обобщила, сгруппировала и оформила материал в проект
Переносят полученный опыт «Можно ли пить талую воду» в новые условия (показ опыта для детей младших по возрасту).
Выставляют на всеобщее обозрение свои работы.
Экскурсия на базу отдыха «Родник» (водоисточник). Изготовление книжек-малышек (подбирали картинки по теме и наклеивали, рисовали рисунки).
4 этап. Результаты
1. Подготовка к презентации. Презентация. Защита детьми проекта
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры: Путешествие в подводное царство. Путешествие на пароходе. Экологический десант. Дидактические игры: Отвечай быстро. Четвертый лишний. Да-нет. Капитан укладывает чемодан. Кто быстрее соберет. Круги на воде. игры с водой. игры со снегом. Словесные игры: Какой бывает вода? Кто больше назовет. Вода вредная – полезная.
Музыкальная деятельность
Слушание аудиозаписей: Звуки воды Журчание воды Шум воды Звуки дождя. Музыкальный этюд «Капельки».
Развлечение Волшебная вода
Физическая культура
Подвижные игры: Ручеек Море волнуется Удочка Водяной Ходят капельки по кругу Мы – капельки
Продуктивная деятельность, рисование
Рисование, лепка, аппликация: Рисование иллюстраций к прочитанным художественным произведениям напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду», «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» и т. д «Чистая вода» «Загрязнение воды».
Исследовательская
деятельность
Опыты: Таяние снега, вода бывает теплой, холодной, горячей, вода прозрачная, у воды нет вкуса, можно ли пить талую воду, тонетплавает, растворимость веществ в воде и другие.
Трудовая деятельность
Оформление уголка Вода – волшебница Выставка рисунков напоминающих знаков: «Не бросай мусор в воду» «Не рви водные растения», «Не бросай в воду стекло» Украшение участка цветными льдинками. Работа в уголке природы Мы – друзья природы Акция Трудовой десант (уборка снега на участке). Ручной труд. Изготовление корабликов из природного материала для игр с водой на прогулке (кораблики, лодочки) Изготовление альбома: Если б не было воды - не купались в море, речке мы Изготовление экологических знаков, охраняющих и сберегающих воду».
Работа с родителями
Анкетирование Экологическое образование в семье Создание альбомов Маршруты семейного водного эко-туризма Буклет «Лечебные и целебные свойства воды. Чем полезна вода» Фотоальбом: Если б не было воды, не купались в море речки мы. Конкурс чтецов: Вода – начало всех начал Родительское собрание: Где вода - там и жизнь Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, рисунков и поделок
Взаимосвязь с социумом
Работа со СМИ. ЦТР «Гармония» База отдыха «Родник» Акции: Можно ли пить талую воду. Чистые руки Береги воду