Лучший педагог года

Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами экологических игр

Елена Гаврилова
Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами экологических игр

Кто не любит природы,

тот не любит человека,

тот не гражданин.

Достоевский Ф. М.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, родной природе, и родной стране.

Воспитание патриота — сложный процесс. Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Природа – это наш родной край, земля, которая нас растит и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти качества с детства.

Публикация «Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами экологических игр» размещена в разделах

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края - одно из средств воспитания патриота. И что бы сформировать эти чувства наш детский сад поставил перед собой несколько задач:

неторопливо и бережно ввести ребёнка в мир природы родного края, формируя начало экологической культуры; способствовать развитию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы; создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.

Мы, педагоги детского сада, прививая любовь к родному краю, можем взрастить патриотов страны.

Учитывая актуальность эколого-патриотического воспитания дошкольников, мы начали свою работу с систематизации знаний о родном крае, продумывали и рассказывали то, что характерно для нашего поселка, города, показывали связь малой родины со всей страной. Во всех видах деятельности учили детей не причинять зла и страдания живым существам, рассказывали, как правильно о них заботиться.

При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения на природе.

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы:

игры,

беседы,

тематические занятия,

наблюдения,

целевые прогулки,

уход за растениями,

праздники и развлечения.

Используя эти формы и методы, мы тем самым ненавязчиво учим своих воспитанников, любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью. Систематически подчёркиваем, что в природе всё взаимосвязано, поэтому надо сохранять всё живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Учим ребят правилам поведения на природе, объясняем, что нельзя делать, а что можно и нужно:

не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей,

оберегать животных, подкармливать их,

не трогать муравейники,

не рвать много цветов, а любоваться ими и сажать новые,

не разорять гнёзда птиц,

не бросать мусор, а убирать за собой,

не расходовать зря воду, а беречь её.

При формировании экологических знаний у детей мы придаем большое значение исследовательской деятельности – проведению опытов. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность. Во время экскурсий, целевых прогулок любуемся пейзажами природы: осенью наблюдаем листопад, зимой – деревья и кусты в заснеженном уборе, весной –молодую нежную зелёную листву. Помогаем детям выделить главные признаки времён года, установить связь явлений живой и неживой природы. Красота природы окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Возвращаясь с прогулок, дети выражают свои эмоции в рисунках и поделках.

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей мы уделяем прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета, Ф. Тютчева, М. Пришвина, К. Ушинского, Л. Толстого, В. Бианки и другие. После чтения с детьми обязательно проводятся беседы, ведь очень важно донести до детей смысл произведения.

Еще один вид практической деятельности – это проекты. Сущность экологических проектов заключается в дидактическом средстве активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формировании определённых личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребёнка как непрерывная перестройка его опыта. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка.

В целях закрепления и систематизации знаний педагогов о методе проектов в нашем дошкольном учреждении был подготовлен и проведен педагогический совет «Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями». Педагогами были разработаны и успешно проведены различные экологические проекты : «Посадим дубок»; «Пейзаж родного поселка»; «Бережем планету вместе»; «Природа Отечества».

Задачи у проектов были разные, но цель каждого заключалась в формировании у ребенка нового экологического мышления, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Формирование эколого-патриотических чувств, проходит эффективнее, если привлекать к этой работе семью. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Так вместе с родителями ежегодно проводятся такие мероприятия, как:

– акции «Убери планету», «Уютный дом для скворца», «Накормим пернатых» (изготовление и размещение скворечников и кормушек);

– операция «Росток» (посадка деревьев, кустарников, цветов, «Напои растения» (уход за растениями);

– конкурсы «Лучшая клумба», «Чудеса на грядке», «Дары природы» и др.

Таким образом, воспитание патриотических чувств черезпривитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Родины, народа, природы. Важно, чтобы детство каждого было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы развивалась детская любознательность, чтобы каждый ребёнок стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Благодаря такой целенаправленной работе ребята чувствуют личную ответственность за состояние ресурсов родной земли.

Литература:

1. Киреева Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Учитель. – Волгоград, 2008.

2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников : Пособие для специалистов дошкольного воспитания. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» 1998

3. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.

+ В Мои закладки

Публикации по теме:

«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности«Рисуют мальчики войну». Патриотическое воспитание средствами изобразительной деятельности В мае 2015 года вся страна будет отмечать 70-летие со Дня Победы. Основная цель наших художественных работ о войне - выразить любовь и благодарность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Формирование у дошкольников старшего возраста основ патриотизма. Работа по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, её традициям.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Проект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельностиПроект в старшей группе «Волшебница-вода». Экологическое воспитание детей средствами экспериментальной деятельности Проект в старшей группе «Волшебница – вода»Вид проекта: познавательно-исследовательский Срок реализации: краткосрочный (1 неделя) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ патриотизма у дошкольников средствами экологических игр
Опубликовано: 18 августа 2021 в 18:12
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД