Лучший педагог года

Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности с помощью пособия «Мы живем в Сибири»

Анна Гусакова
Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности с помощью пособия «Мы живем в Сибири»

В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Публикация «Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности с помощью пособия „Мы живем в Сибири“» размещена в разделах

Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края.

Мы живем в Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.

Чтобы сделать процесс ознакомления с историей Родины интересным и увлекательным, коллективом муниципального дошкольного образовательного учреждения «Верх – Чебулинский детский сад «Рябинка» разработано игровое дидактическое пособие «Мы живем в Сибири».

Основные элементы пособия : макет избы, методическая и музыкальная поддержка.

Основным элементом является макет избы со всей необходимой утварью - от большой глиняной корчаги до хлебной лопаты. Здесь есть и "бабушка" мясорубки - корытце с сечкой, и "бабушка" миксера - деревянная мутовка. В избе нашли место сундук с "добром" и прялка, лавка и колыбелька для малыша. Возле избы - двор. Там гуляют домашние животные: лошадь, корова, петух и курица с цыплятами. Там же находится колодец - журавль.

Печь в избе занимает почетное место. В старину говорили: «Без печи нет избы».

«Ой ты, печка-сударыня»

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Помоги и спаси,

В дом богатство принеси.

Изба «оживает», когда в ней появляется «семья» кукол в одежде русских старожилов Сибири : дедушка и бабушка, батюшка и матушка, Машенька, Ванюшка и младенец Митенька.

Методическую поддержку игрового дидактического пособия составляют материалы по теме «Быт и традиции Сибири».

Традиции - это такие элементы культуры или общественных отношений, которые долго существуют, медленно меняются и передаются без критиче-ского к ним отношения из поколения в поколение.

Смыслом крестьянской жизни был труд, производимый силами членов семьи на «своей» пашне. Земледелие дополнялось животноводством, промыслами.

Традиционными были и познание окружающей среды, «лад» семейных и общинных взаимоотношений, воспитание и обучение детей. Традиционной оказывалась вся материальная и духовная культура деревни - созданный своими руками предметный мир (орудия труда, поселения и жилища, одежда и т. д., сохраняемые в сознании и «на сердце» верования, оценка природных и социальных явлений.

Часть народных традиций была принесена в Сибирь из Европейской России в ходе заселения этого края, другая часть сложилась уже здесь, под влиянием специфических сибирских условий.

Одежда русских старожилов Сибири

Требования к одежде, обуви и головному убору в Сибири были довольно высоки. Суровость климата предопределяла выбор теплой и при этом легкой одежды, не стеснявшей движений. Одежда должна была хорошо защищать человека от ветра, попадания снега за ворот, но при этом не вызывать усиленного потоотделения.

Применительно к зимней одежде сибиряки говорили : «Сибиряк не тот, кто мороза не боится, а кто умеет от мороза «хорониться».

Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов-портов. Рубахи были длинными, до колен, и подвязывались поясом. По подолам, рукавам и вороту рубахи украшались вышивками. Это было не только украшением, но и магическим «оберегом» от зла, болезней, «нечистой силы».

Если для крестьян Европейской России основной обувью были лапти из лыка, конопли или бересты, то сибиряки носили кожаную обувь. Видов ее было множество: сапоги, бродни, чижи, чирки, бахилы, поршни и пр.

С наступлением зимы мужчины носили разнообразную одежду из овчины, толстого сукна: шубы, полушубки, тулупы, дохи.

Головные уборы сибиряков были также многообразны. Летом носили картузы, катанушки - шерстяные шляпы, суконные фуражки; зимой: бобровые шапки, малахаи из меха, «монгольские» меховые шапки, папахи.

Женщины носили длинную рубаху. Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафаны украшались лентами, вышивкой, пояском, пуговицами. Об-щераспространенной была телогрея - длинная, с широкими косыми клиньями в подоле верхняя одежда. Телогрея имела длинные рукава и множество оловянных или медных пуговиц.

На голову сибирячки чаще всего повязывали платки. При этом платки были как треугольные, так и четырехугольные. Существовало множество других уборов: капор - шелковый убор, на меху; наколка - убор из шелка на каркасе, чебак - парчовая шапочка на меху и др. Девушки во многих местах носили праздничное украшение - «ленты», этот убор состоял из пучка 20 - 30 разноцветных лент.

Невозможно было представить себе женщину без головного убора, с непокрытыми волосами - это считалось позором и верхом неприличия ( Аналогия: «распущенные волосы - распутная женщина»).

Пища сибиряков. Излюбленным сибирским кушаньем считались пироги. Их в Сибири пекли более пятидесяти видов. Пироги начинялись рыбой, ягодой, мясом, овощами, творогом, яйцами, черемухой. Как и рыбные, пироги с черемухой были особо любимы сибиряками.

Из муки готовили жидкие блюда - болтушки, затирки и густые - каши, запаривая их в русской печи.

Повсеместно выпекали и блины, оладьи.

Мясо в пищу шло свежим - “свеженина”; соленым - “солонина” и вяленым - “провислое”. Зимой мясо окунали в воду, давали ему обледенеть и складывали в кадки, засыпав снегом. Мясо отваривали, тушили, жарили, запекали в тесте. Мясные блюда были разнообразны: студень, холодное из языков, ушей и губ, свиные окорока, мясные щи. Но любимым традиционным блюдом сибиряков считались и считаются сейчас пельмени.

На всю зиму повсеместно запасали кедровый орех, из него отжимали масло, а главное - орехи были неизменным угощением на вечерках и посиделках.

В пособии собраны обряды и традиции наших предков.

Традиции сибиряков держались на «заветах предков», на постоянном обращении к правилам, по которым жили отцы. «Старики не велели», «Старики говорили.» - это слова - обращения к правилам предков. Традиции выражались и в четко очерченном круге ритуалов, обрядов.

Комплекс неписаных правил, норм поведения, моральных принципов закреплялся с раннего возраста хранителями традиций - стариками, «всевидящим оком» общественного мнения и общественного воспитания. Традиции старожилов воспринимались переселенцами.

На первом месте в системе ценностей стоял труд человека.

Мотовство и расточительность осуждалось. Детям постоянно внушали: «Пить до дна, — не видать добра», «Не вздумай вино пить и табачище ку-рить».

Бесчестьем считалось покушение на чужую собственность. «Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели», говорили в Сибири. Честность и уважение к собственности — вот черты, присущие, по мнению старожила, сибиряку.

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушие, щедрость и почитание гостя. Почетных гостей встречали на улице, перед воротами или у крыльца, приглашали: «Милости просим, побеседуйте.» Гостю полагалось быть умеренным в еде и питье, не быть спесивым, благодарить за угощенье.

Деньги в долг всегда давали под честное слово. Отмечали, что сибиряки «расчет делают всегда в срок, честно и добросовестно». В случае обмана веры человеку больше не было. «Изверишься в рубле, не поверишь и в игле», - говорили по такому случаю сибиряки.

Музыкальную поддержку пособия представляют сборник «Народный календарь», где собраны звуки окружающего мира и диск с записями традиционного фольклора Чебулинского района, подаренные нам Детской школой искусств.

Использование пособия «Мы из Сибири» в работе с дошкольниками

Пособие используется мною при ознакомлении детей с историей, куль-турой и бытом сибиряков. С этой целью разработана серия занятий : «Дуня – Дуня, Дуняша» (изучение одежды сибиряков); «Предметы старины глубокой», «В тереме расписном я живу» (ознакомление с предметами быта); «На бабушкином дворе», «В гостях у бабушки Полины» (ознакомление с дворовыми постройками и их обитателями); «Знакомство с русской избой» (ознакомление с предметами быта, традициями и обрядами сибиряков).

О жизни в старину могут многое рассказать малые фольклорные жанры, которые так нравятся маленьким детям. Пользуясь игрушечными предметами, дети с удовольствием повторяют за взрослым потешки и колыбельные песенки.

Опыт, мудрость, знания людей, живших задолго до нас, пришли к нам с пословицами и поговорками. Дети лучше понимают их смысл в процессе игры.

Для этого на тему той или иной пословицы или поговорки с использованием кукол и предметов дидактического пособия разыгрываются сценки, создается динамические картинки.

Особенно ребятам нравится слушать рассказы о старинных обрядах и традициях, обыгрывать их.

Много старинных обычаев и обрядов было связано со строительством новой избы.

Строили её, так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Прихо-дите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». Традиция помогать друг другу - называлась «помочь».

Вот и мы с ребятами попросили друзей, знакомых Людмилу Ивановну Осипову, методиста отдела культуры, Сергея Сергеевича Мурашкина, ху-дожника отдела культуры, И. В. Кадочникова, директора Центра народных ремесел, - помочь нам избу срубить. Люди добрые не отказали, помогли.

Выбору места, где должен будет стоять дом, уделялось большое внимание. Не строили там, где раньше проходила дорога или стояла баня, так как эти места считались нечистыми.

Приглядели хозяева площадку, где можно дом ставить, а с вечера три маленьких хлеба испекли. Поутру с ними на место вышли. Два хлеба за пазуху положили: один - с правой стороны, другой - с левой, а третий хлеб - прямо на сердце, пусть он правду скажет. Потом их на землю бросали. Коль упали хлеба кормами кверху, можно дом строить, а уж если нет, то не обессудь - выбирай другое место.

А сколько традиций связано с самим заселением! Перед тем как семья по-селится в доме, его освящали.

Еще до рассвета хозяева с хлебом - солью обходили избу по кругу, посыпая соль. Один из хозяев мазал медом каждый угол в помещении. Считалось, что тогда жизнь новоселов будет сладкой.

В избу, прежде всего, запускали кошку. Считалось, что эти животные каким - то образом связаны с нечистой силой, то есть кошка сумеет указать на нее. Кошачий инстинкт поможет выбрать самое безопасное и самое уютное место. Туда потом ставили хозяйскую кровать или детскую колыбельку.

Была еще одна традиция, сохранившаяся в сельской местности до наших дней - запирать в новом доме на ночь петуха, чтобы люди первыми не ночевали под новой крышей. Наутро петух кукарекал, выгоняя из необжитого дома нечистую силу.

Хозяин первым переступал порог жилища и приносил уголь в горшочке, проходил с ним по всему дому, а потом разводил огонь в очаге.

После освещения дома созывали гостей. Гости приносили с собой хлеб и полную солонку соли. Этим они желали изобилия и благополучия.

На праздничном столе обязательно должны были быть пироги - символ сытой жизни и гостеприимного дома. Угощение соседей пирогами означало желание жить с ними в мире и дружбе.

В этот день могли приготовить и что - либо из курицы, чтобы денег было - куры не клюют.

Праздновали новоселье три - четыре дня, а то и целую неделю.

Подарки вручали перед уходом. Это были важные и нужные вещи для семейного пользования.

Так и нам, следуя старинному обычаю, Андрей Николаевич Сладков, отец наших воспитанников, подарил мебель в избу; воспитательница Надежда Кесаревна Савина - домотканые дорожки и прялку; Надежда Павловна Кочергина - цветы для украшения горницы.

Перед отъездом присаживались «на дорожку» и хозяйка угощала всех род никовой водой из ковша.

Наши предки жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, ро-дители, бабушка, дедушка. А детей в русских семьях всегда было много! Как же радовались каждому родившемуся младенцу и как его принимали.

Обряд первого купания

Первое купание - особенное. В ушат с водой клали уголек из печи, зер-нышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу. Будь всегда сыт и благополучен.

Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочки - материна, для мальчика – отцова. Расти хорош, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье! Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб - соль – верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья.

Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотиче-ские чувства? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию. Воспитание патриотизма средствами регионального культурного наследия Одна из важнейших задач современного общества – нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Одним из принципов воспитания.

Опыт работы «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» «Формирование основ патриотизма у детей дошкольного возраста» Доклад из опыта работы Рысаевой Светланы Валерьевны, воспитателя МБДОУ.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детейОпыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Опыт работы по экологическому воспитанию в старшей группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 10 г. Сим Ашинского района Челябинской области.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Мы живем в Сибири» Вид проекта: практико-ориентированный, информационный Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители Срок реализации: январь-март.

Опыт работы ДОУ по экологическому воспитанию Сохраним природу для потомков Отношение человека к окружающей среде – это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его.

Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста Статья «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста» «ДЕТСТВО - каждодневное открытие мира и, поэтому.

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников Экологическое воспитание дошкольников Аннотация: экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для.

Опыт работы по экологическому воспитанию в ДОУ Экологическое воспитание в ДОУ В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда,.

Опыт работы воспитателя первой младшей группы. Дидактические игры и пособия своими рукамиОпыт работы воспитателя первой младшей группы. Дидактические игры и пособия своими руками От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, вся его жизнь. Воспитатель детского сада - это состояние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по воспитанию патриотизма и гражданственности с помощью пособия «Мы живем в Сибири»
Опубликовано: 1 октября 2018 в 11:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД