Папки-передвижки

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

Галина Шинаева
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста

«Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста».

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Актуальность данной проблемы отражена в мудром народном изречении – «Без труда нет добра». «Добро» в народном понимании – это не столько создание трудовыми усилиями реальные продукты, сколько (и это главное) заключенные в труде возможности положительно влиять на ум и сердце ребенка, его поведение, отношение к окружающему миру. Таким образом, в трудовом воспитании главный аспект - содействие развитию личности.

Публикация «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Подготовка молодежи к жизни, к участию в труде, к удовлетворению физических и духовных потребностей сегодня является приоритетным. Активная целеустремленная личность, способная к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию – является целью воспитательно-образовательной работы всех образовательных учреждений.

Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.

Последнее время трудовому воспитанию уделяется недостаточное внимание, приоритетным направлением является интеллектуальное развитие ребенка. Труд остается эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОУ, не осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества и содействия в трудовой деятельности, трудовое воспитание не становится ведущим направлением в образовательном процессе.

Существуют и объективные проблемы, затрудняющие воспитание трудолюбия у дошкольников : снижение внимания к формированию трудолюбия (в сравнении с физическим, умственным, эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей.

Таким образом, возникает определенное противоречие между социальной значимостью формирования трудолюбия и недостаточной реализацией данной педагогической задачи в дошкольных учреждениях.

Это составило сущность проблемы и определило тему нашего исследования: «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста»

Цель исследования: определить и экспериментально проверить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Объект исследования: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формы, методы и условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования была положена гипотеза: воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если:

- трудолюбие будет рассматриваться как интегрированное качество личности, включающее компоненты: проявление общественных мотивов, владение различными умениями и навыками, понимание важности и ценности труда, представление о труде взрослых;

- содержание и формы организации различных видов труда учитывают возрастные особенности дошкольников, соответствуют личным интересам детей пяти-семи лет и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы;

- обеспечено усвоение детьми приемов, средств, методов трудовой

деятельности в различных видах труда;

- создана соответствующая предметно – развивающая среда;

- осуществляется взаимодействие с семьей на принципах параллельности воздействия на детей и организации совместной деятельности детей и взрослых.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

- изучить уровень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике;

- определить наиболее эффективные формы и методы, а также условия воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

В первой главе работы раскрываются научные основы трудового воспитания и воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в частности. Данная проблема достаточно широко изучалась психологами (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.) и педагогами, так было разработано содержание труда детей в ДОУ (Е. И. Корзакова, В. Г. Нечаева, Е. И. Радина и др.); выделены формы организации детей в труде (З. Н. Борисова, Р. С. Буре, А. Д. Шатова); изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В. И. Глотова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегенова, М. В. Крулехт и др.); рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.).

Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе, которая проводилась в ГОУ Детском саду № 486 ЮАО города Москвы.

Экспериментом было охвачено 20 детей старшего дошкольного возраста. Целями констатирующего этапа эксперимента было определение номинального уровня проявления трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе были проведены индивидуальные беседы с детьми (методика Р. С. Буре, наблюдения за поведением детей в разных видах труда, что позволило определить уровень проявления трудолюбия у старших дошкольников. Полученные данные показали, что дети находятся на разных уровнях сформированности трудолюбия, в основном это средний и низкий уровни (нет устойчивого желания трудиться, на низком уровне находятся трудовые навыки, знания о профессиях поверхностные).

Исходя из теоретических положений, раскрывающих сущность и условия формирование трудолюбия у дошкольников, а также результатов конста-тирующего этапа эксперимента, были определены цели формирующего этапа эксперимента. В связи, с чем была выстроена система работы по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и вовлечению детей в трудовую деятельность.

Система построена в соответствии с основными дидактическими принципами: - связь с жизнью, систематичность и последовательность в обучении, наглядность; а также принцип интеграции предполагающий взаимосвязь разных видов деятельности.

Система предусматривает формирование у ребенка определенных трудовых навыков, решает задачу нравственно-трудового воспитания.

Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Большое значение в трудовом воспитании дошкольников имеет их самостоятельный труд, поэтому режим жизни детей в группе был организован так, что на каждом его этапе предусматривались трудовые дела (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд). В целостный педагогический процесс были включены все формы организации труда детей (поручения, дежурство, коллективный труд, совместный труд детей и взрослых, а также было предусмотрено разнообразие его содержания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников. Дети были объединены в небольшие подгруппы (по желанию детей, их личной симпатии, такое объединение ведет к установлению контактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дошкольников учили самостоятельно распределять обязанности, направлять общую деятельность к единой цели, т. е. развивали умение быть не только исполнителями, но и руководителями.

Важным условием является создание предметно-развивающей среды, способствующей качественной организации трудовой деятельности дошкольников. Поэтому оборудование и инвентарь в группе привлекательны для детей соответствуют эстетическим и гигиеническим требованиям. При оформлении группы использовались работы детей (картины, поделки из разных материалов).

При формировании системных знаний о труде взрослых проводились наблюдения за трудовыми процессами, встречи с интересными людьми (рассказы родителей о своих профессиях, выпуск ими стенгазет «Мамы разные нужны, папы всякие важны»).

В педагогический процесс трудового воспитания включалось народное творчество во всем его многообразии, (потешки, пословицы, поговорки, сказки и т. д., чтение художественной литературы, этические беседы. Для закрепления знаний проводились дидактические игры типа: «Угадай профессию», «Кем я буду» и др. Были введены схематические модели, которые позволяют наглядно представить функции взрослых в трудовых процессах, связь людей в труде.

Данные, полученные при обработке результатов контрольного этапа эксперимента, продемонстрировали динамику проявления трудолюбия у старших дошкольников : так высокий уровень составил 40%, на среднем уровне количественной динамики не наблюдалось, но при этом качественные показатели имели место, динамика низкого уровня составила

– 40%.

Анализ полученных результатов опытно – экспериментальной работы показал, что разработанная и реализованная в воспитательно–образовательном процессе система работы повлияла на развитие трудолюбия у детей.

В процессе систематической и методически правильной организации работы у дошкольников повысился интерес к труду; сформировались навыки совместной деятельности; повысился уровень воспитанности; раскрылись склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; укрепились товарищеские связи, установились взаимопонимание и взаимопомощь; расширились представления детей об окружающем и знания о труде взрослых; труд стал для детей потребностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования подтвердилась, т. е. нам удалось доказать, что выделенные формы, методы и условия являются наиболее эффективными в воспитании трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста Работая в подготовительной группе с детьми шести - семи лет, исходя из наблюдений за поведением детей, мы отметили недостаток культуры поведения.

Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей Уважаемые родители! Сегодня одной из актуальных проблем нашего времени является проблема воспитания трудолюбия детей.

Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей «Воспитание трудолюбия у детей дошкольного возраста» Анкета для родителей Уважаемые родители! Сегодня одной из актуальных.

КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Задачи: закрепить знания детей о живой природе, развивать эмоционально – положительное отношение к природе, формировать у детей нравственные.

Литературное воспитание детей старшего дошкольного возраста Работа по литературному воспитанию по ФГОС ДО в подготовительной к школе группе. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве.

Памятка для родителей. Воспитание трудолюбия у детей в семье. 1. Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Беседуйте с ребенком о проделанной им работе..

Программа «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Пояснительная записка Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Воспитание трудолюбия у детей I младшей группы Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ Изменения, происходящие в жизни общества, оказывают огромное влияние и на современное воспитание и образование молодого поколения нашей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 ноября 2015 в 23:42
+150Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД