Абрамова Яна Анатольевна
Воспитание экологической культуры через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание экологической культуры через проектную деятельность
Экологическое образование детей дошкольного возраста – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Оно оказывает интенсивное влияние на ум, чувства, эмоции и волю ребенка дошкольного возраста.
Современное образование требует применения наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе.
Публикация «Воспитание экологической культуры через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2021
Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Данный метод позволяет педагогу включать ребенка в разнообразные виды продуктивной деятельности для овладения новыми знаниями о природе: в поисковую и исследовательскую деятельность, в творческую и продуктивную.
Проектная деятельность помогает :
Повысить мотивацию, реализовать сотрудничество детей и взрослых, быть самостоятельным с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, осуществить деятельностный подход, отразить субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе.
Сущность метода проектов.
Основоположником метода проектов считается американец Уильям Херд
Кильпатрик, который в своей работе «Метод проектов» развивает идею обучения через организацию целевых актов, в которой он предполагал энергичную, «от всего сердца» деятельность ученика, целесообразную деятельность, целевой акт, особенно подчеркивая слово целевой.
Его идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, потому что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями.
Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт.
Особая педагогическая значимость метода проектов в том, что:
- он, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;
- это метод, идущий от детских потребностей и интересов.
Проект включает три этапа :
1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-й – исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
3-й – обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и разработка рекомендаций на основе собственных наблюдений.
Проект
Первый блок предполагает педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.
Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению.
Третий блок стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности.
Основные требования к использованию метода проектов :
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, проблема влияния дождей на окружающую среду, Почему в лесу так приятно дышится?и т. п.).
2. Практическая. теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад о количестве червяков на участке, факторах, влияющих на их количество, план мероприятий по увеличению их количества и т. п.).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
• сбор, систематизация и анализ полученных данных;
• подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
• выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Рекомендации педагогу.
Реализуя проект, пожалуйста, помните:
1. Работа должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок хотел участвовать в исследованиях, проявлял инициативу, осознавал, что экологический проект – это интересные задания, которые, кроме него, никто не может выполнить.
2. Необходимо предоставить детям свободу выбора. С одной стороны, есть ряд заданий, которые выполняют все участники проекта, с другой – кто-то из них (особенно в подготовительной группе ДОУ) может предложить что-то свое: самостоятельно понаблюдать за объектом, сделать дополнительные рисунки.
3. Относитесь к любым наблюдениям ребят серьезно. Как можно чаще хвалите их: за то, что они заметили первый лист на дереве, новую трещинку на коре, изменение ее запаха, обратили внимание на «настроение» дерева после дождя и т. д. Дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Такое отношение взрослого – прекрасный стимул для развития познавательного интереса.
4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок выполнил что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то из ребят сделал ошибку, неправильный вывод, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребенком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чем не прав.
5. Старайтесь избегать назидательности, лозунгов типа: «Дети! Вы должны любить и охранять деревья. Это наши зеленые друзья». Дети ничего не должны, это педагог обязан незаметно, доходчиво подвести их к пониманию правил поведения в природе.
6. Старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка к природе, его любознательность, которые особенно характерны для этого возраста. Эти качества – залог успеха реализации проекта.
7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе.
8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в обыкновенном, повседневном. В процессе изучения объекта, на который ребенок раньше не обращал внимание, он открывает много неожиданного, нового.
9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Только в этом случае можно увидеть сезонные изменения в природе.
10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для детей младшего возраста. Исследуя свой объект, им хочется доказать, что он самый красивый, самый лучший, самый необыкновенный.
11. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка. Педагог должен быть не руководителем, стоящим над детьми, а соавтором проекта.
12. Никогда не делайте нравоучительных выводов, не связанных с работой по проекту, на основе высказываний, заключений ребенка.
13. Развивайте творчество и фантазию: как детскую, так и свою. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи.
В нашей группе №5 МОУ Леснополянской НШ ЯМР проводится большое количество различных проектов.
Проект «Занимательная география»
В нем дети узнают
- базовые представления о многообразии природного мира нашей планеты, о разных народах, которые на ней проживают, о достопримечательностях разных стран.
-учатся различать на карте воду, сушу, контененты, находить нашу страну.
- освоивают культуру общения и поведения в социуме.
Проект «Синичкин день»
Проект «Синичкин день» разработан специально для приобщения детей дошкольного возраста и их родителей к Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц»,
В рамках данного проекта были реализованы следующие
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.
2. Научить распознавать птиц по характерным признакам.
Воспитательные :
1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.
2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.
Развивающие:
1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением в период гнездования и выкармливания птенцов.
2. Формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки.