Наталия Михнович
Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников в младшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников в младшей группе детского сада
Вопрос философского педагогического мировоззрения Платона звучит так:
«Можно ли научить добродетели? Отсюда и утверждение, что «воспитание –
то, что ведет к добродетели.»
Наиболее интересными для меня идеями концепции о детстве показали несколько авторов:
Публикация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников в младшей группе детского сада» размещена в разделах
Концепция Ш. А. Амонашвили : «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Автор рассматривает эту концепцию как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым принесет людям хоть какую-нибудь радость, а кто-то даже сотворит «чудо» для всего человечества, и человечество будет долго ему благодарным».
Мир детства, по мнению А. Б. Орлова «обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости,
то есть, духовностью и нравственностью».
В концепции Д. Б. Эльконина идея в том, что «огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к
миру ребенок может только с помощью взрослых и взаимосвязях с ними».
В ФГОС ДО идея звучит примерно так же «Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», «развития социального и эмоционального интелекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».[ ФГОС ДО]
«Все эмоции ребенка (радость, веселье, слезы, гнев) находятся глубоко в психологии. Например, по детским рисункам мы можем понять, что чувствует ребенок, что его беспокоит или наоборот радует.
На первом году жизни именно опыт отношений с родителями порождает
привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития ребенка. Привязанность включает в себя стремление к познанию внешнего мира, а так же включает стремление к защите и безопасности. Ребенок нуждается в поддержке взрослого, побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, помочь, ласково обратиться.» [Е. О. Смирнова]
Дальше ребенок приходит в детский сад и нуждается в индивидуальном подходе, уважительном отношении к себе. Каждый ребенок хорош и уникален.
В младшем возрасте для ребенка очень важно доброжелательное отношение воспитателя. Это просто необходимо. И здесь задача воспитателя установить
доброжелательные отношения с ребенком и в коллективе сверстников. Развивать доверие к взрослым, эмоциональную культуру (умение сопереживать и радоваться за другого, передавать свои чувства и эмоции в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. С дошкольного возраста нужно учить ребенка сопереживать другому человеку, сверстнику, и всему окружающему миру (животным, птицам, растениям).
Я, думаю, что эмоциональная отзывчивость, потом уже у взрослого человека
это и есть ответ на вопрос- а какая у тебя душа, добрый ли ты человек, умеешь ли ты чувствовать чужую боль, сопереживать ей, откликаться на нее.
А может даже пожертвовать своими интересами ради другого. Ведь в дальнейшем, на мой взгляд, это основа всего нашего общества (духовность, нравственность, гуманность, милосердие, жертвенность). А это самые высокие духовные качества человека. И уже во взрослой жизни, как оказывается, и не так уж важен твой жизненный статус, сколько важно есть ли в тебе человечность? И какие у тебя морально-нравственные ценности.
Воспитание эмоциональной отзывчивости проходит через весь возраст дошкольника, как лейтмотив в музыке. Практически во всех сферах деятельности (познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической). Мы задействуем самые тонкие струны души
ребенка. Учим быть вежливыми, радоваться и сопереживать в литературных произведениях, прививаем художественный вкус. Учим быть добрыми и отзывчивыми. А ведь это и спасет Мир.