Папки-передвижки

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников

Светлана Логунова
Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников

Думаю, не нужно никому долго пояснять, как важен для человека дар слова. К. С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира».

Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно в первые годы жизни. И очень важно помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Публикация «Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

Хорошо развитая речь – главная составляющая гармоничного и полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у него речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому актуальной становится задача своевременного речевого развития у детей начиная с раннего детства.

На сегодняшний день существует ряд причин, связанных с нарушением речи у детей :

- у многих имеются эмоциональные проблемы (отсутствует стремление к общению, одни дети замкнуты, обидчивы, другие — раздражительны, чрезмерно подвижны);

- артикуляционный аппарат недостаточно подвижен (не могут вытянуть губки вперед, улыбнуться, показать язычок);

- недостаточно развито слуховое восприятие (дети не распознают звучание знакомых предметов).

Важную роль на этом этапе развития играет педагог. Речь взрослого должна быть абсолютно правильной, литературной и служить образцом для подражания детьми - ритмичной, плавной, оптимальной по громкости - не чрезмерно тихой, потому что это может снизить слуховое восприятие и т внимание воспитанников, но и не чрезмерно громкой, поскольку может привести к быстрому утомлению. По тону речь воспитателя должна быть вежливой.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «развитие звуковой и интонационной культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

В дошкольной методике этот вопрос освещён в работах О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберга, А. И. Максакова, М. Ф. Фомичевой, Ф. А. Сохина и других педагогов. В понятие "звуковая культура речи" включается работа над правильным звукопроизношением, словопроизношением и интонационной выразительностью речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми.

О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед, педагогом стоят задачи: воспитания у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи».

Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения звуков. Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

• подготовка артикуляционного аппарата;

• уточнение произношения звука;

• закрепление звука в словах, фразовой речи.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.

Задачи воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников :

1. Воспитывать речевой слух, постепенно развивая его основные компоненты: звуковысотный слух, слуховое внимание, восприятие темпа и ритма речи.

2. Формировать правильное произношение всех звуков родного языка : развивать артикуляционный аппарат; работать над речевым дыханием; вырабатывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения; вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом; формировать нормальный темп речи.

3. Воспитывать интонационную выразительность речи, то есть умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи младших дошкольников :

1. Совместная образовательная деятельность по речевому развитию воспитанников.

2. Отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия - слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения.

3. Дополнительная и индивидуальная работа по звуковой культуре речи в режимных моментах : различные дидактические игры, упражнения в игровой форме, артикуляционные гимнастики; подвижные и малоподвижные игры.

Для воспитания звуковой культуры речи целесообразно примеять следующие методы:

- дидактические игры («Чей домик?», «Что делала Маша», «назови детёныша животного», «Логокуб» и др.);

- подвижные или хороводные игры с текстом («Жуки», «Весёлые обезьянки», «Лошадки», «Каравай» и др.);

- дидактические рассказы с включением заданий для детей (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.);

- метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек, игровые упражнение «Подуем чай», «бабочка, лети!», «Весёлая пчёлка» и др.)

В работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно используя помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь со специалистами дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Этапы работы по воспитанию звуковой культуры речи детей 3–5 лет Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки»Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» Дидактическая игра на развитие звуковой культуры речи «Звуковые шашки» (для детей 6-7 лет)Цель: научить детей выделять начальный звук в.

Доклад «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в современном пространстве» В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей,.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Картотека игровых упражнений по развитию звуковой культуры речи детей 1. Игровое упражнение "Улитка". Упражнение направлено на отработку длительного произнесения звуков [c] [ш] [ж] [р] [з]. Понадобится игровое.

Конспект ОД по развитию звуковой культуры речи «Звук «Ы» в младшей группе Воспитатель: Дата: Тема: Звук «Ы» Возраст: 3- 3,6 года Группа: младшая Форма: игровая. Цель: Формирование интереса к речевой деятельности,.

Особенности формирования звуковой культуры речи у детей 3–5 лет Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.

Воспитание культуры речи у дошкольников Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания.

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольникаВоспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста — это одна из основных задач развития речи дошкольника Культура речи включает в себя владение нормами литературного языка: правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребление, а также.

Картотека игр для развития звуковой культуры речиКартотека игр для развития звуковой культуры речи Работа над правильным звукопороизношением — важный аспект в педагогической деятельности воспитателя. Поэтому так актуальны различные дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников
Опубликовано: 11 октября 2018 в 14:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД