Юля Орлова
Сценарий воспитательного мероприятия «От зерна до каравая»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательное мероприятие «От зерна до каравая»
Цель: Углубить и закрепить знания детей о хлебе. Обобщить знания детей о том, что хлеб - ценный пищевой продукт, поучение которого требует большого труда. Расширить имеющиеся у детей знания о предметах, связанных с хлебом. Развивать бережное отношение к хлебу. Закрепить название профессий - тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение. Воспитывать патриотизм, уважение к хлебу и труду хлеборобов.
Публикация «Сценарий воспитательного мероприятия „От зерна до каравая“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
Оформление зала: На столе - каравай на рушнике или тарелка с нарезанным ломтями хлебом, на доске - связки баранок, рисунки с изображением хлеба. Если есть возможность, можно поставить в вазу колоски пшеницы.
Действующие лица:
Пекарь и 4 ребенка.
Элементы костюмов:
Пекарь - колпак, белый халат, корзина с хлебобулочными изделиями.
Дети - одеты в обычную одежду.
Реквизит
«Булочки» из пенопласта или поролона.
+ Несколько стаканов компота.
+ Рисунки, схематически изображающие этапы выпечки хлеба.
+ Соленое тесто,
Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем беседу на очень интересную и очень знакомую нам тему. Я предлагаю вам прослушать песню, и мы сразу поймем, о чем будет сегодня наша беседа. Звучит песня. Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? Дети: 0 хлебе.
• Воспитатель : Правильно, о хлебе и тема нашего занятия: «От зерна до каравая»
Я пригласила к нам на занятие работника хлебозавода, который будет помогать мне.
Звенит звонок.
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе - «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4й ребенок (тот, кто баловался) : Мне забавно одному!
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!
Дети разбегаются. Входит пекарь в белом колпаке, В руках у него корзина с хлебом батоны, буханки, булочки. На шее - связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота») :
Не кочегары мы, не плотники, Но сожалений горьких нет, как нет… Хлебозавода мы работники, Вам из пекарни шлем привет!
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали, Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но вы-то не такие?
Дети: Нет. Воспитатель : Существует такая легенда, однажды заспорили пахарь сеятель и пекарь. Пахарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил: что солнце, пекарь - огонь,Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб - дитя человеческое. Действительно, скольким людям нужно потрудиться, чтобы мы смогли отведать вкусного, ароматного хлеба.
• Ученые полегают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад, С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и в и влажной земле вырастает больше зерен. Земледелие по сравнению охотой требовало Больших усилий: вспашка земли, сев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудам взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб, тогда он обрел и родину.
Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши, Она и является прародительницей хлеба.
Все народы кормятся хлебом. Хлеб всегда был и остается главной нашей едой. Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им.
В каждой стране есть традиционные виды хлеба, его часто
называют национальным хлебом. Я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми из них.
Знаменитый армянский лаваш, изготовленный из тончайших
листов теста, один из самых древних хлебов человечества. Это очень тонкая лепешка в основном прямоугольной формы.
Грузинский лаваш отличается от армянского своей толщиной и формой.
Это толстая круглая или вытянутая продолговатая лепешка.
Азербайджанский (чурек) - лепёшка из просяной или кукурузной
муки - выпекают на плите или в духовке.
В казахской кухне очень распространены мучные блюда, особенно лепешки, Токаш - это национальная казахская лепешка, приготовленная из кислого теста и запеченная в тендере (специальная печь у казахов). Чаще всего Токаш используется вместо хлеба.
Ежедневный рацион узбекистанцев невозможно представить без
одного гастрономического чуда - уникальнейшего по своим вкусовым и питательным качествам и никогда не приедающегося горячего тандырного хлеба «иссик нон», а в просторечии - лепешки. Каждый, кто пробовал этот хлеб хотя бы раз, влюбляется в него на всю жизнь. В культуре многих народов существует традиция ломать хлеб руками, а не резать ножом. Почему люди не могут обходиться без хлеба? (ответы детей, Хлеб
придает силы, хлеб очень сытный)
• Оказывается, в хлебе есть белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, которые необходимы каждому человеку По мнению ученых медиков взрослый человек съедает в день - 400 граммов, ба при тяжелой физической работе -700 г. А вы знаете сколько хлеба должен съесть ребенок? (от 150 до 400 граммов)
Воспитатель : Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе?
Дети: Выпекает хлеб!
Воспитатель : Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина. Непросто приходит хлеб на наш стол. Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен. И для того чтобы маленькое зернышка стало хлебом, надо четыре силы: Земля, Вода, Солнце, Труд. Хлеб - это дело тысяч и тысяч рук. Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба,
Игра «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, сев, сбор
урожая, мельница, пекарня, магазин. Их нужно расставить в
правильном порядке.
Откуда хлеб пришел
Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины, Пословица гласит: «Весенний день - год кормит», Сначала землю пашут. Потом в нее бросают зерна - сеют хлеб. Из зёрен вырастают колоски, В каждом колосе много новых зерен, Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И скова в поле вышли машины. Это комбайны Колоски жнут и обмолачивают - вытряхивают из них зернышки А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от колода, от сырости, от вредных жучков. Зерно везут на мельницу Там ого растирают в муку - мелют, Муку отвозят в пекарню. В ней пекут булочки, буханки, батоны Хлеб готов, Его везут в магазины А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба, реченье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и тд.)
Просмотр видеоматериала «Откуда хлеб пришел»
Пекарь: Молодцы, ребята, много у нас на хлебозаводе работы.
Воспитатель; Мы свами учили стили о хлебе. Вы помните?
Дети: Да.
Воспитатель : Давайте еще раз их вспомним.
У крестьян торжественные лица,
Поле все зарей освещено.
В землю за колхозною станицей
Хлебное положено зерно.
Спит оно в родимой колыбели.
Как отец, склонился над зерном
В куртке, перешитой из шинели,
Бледный от волненья агроном.
Пусть же нива буйно колосится.
Будут этой осенью полны
Нашей рожью, нашею пшеницей
Все зернохранилища страны.
Воспитатель : Люди день и ночь работают в полях, чтобы выдаст и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жаре… За время посевной хлеборобы сталкиваются со множественны трудностей - это и засуха с палящим солнцем, и песни, от какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе.
Воспитатель : Авы хлеб любите? Дети: ДА!
Воспитатель : А песни про хлеб знаете? Давайте споем.
Поют песню (из м/ф «Дед Мороз и лето»);
Вот она какая, хлеба корка,
С хрустом аппетитным, со вкусом тонким…
И поджариста и ароматна,
Нету ничего приятней…
Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Ничего вкуснее нет(2 раза).
В магазине вкусно пахнет хлебом, Хлеба пекарь нам печет к обеду, Каждый понедельник, вторник, среду
И во все другие дни.
К супу, к гуляшу и к манной каше За столом дается корка наша,
К чаю булки, бублики, ватрушки
И еще, конечно, сушки… Ля-ля-ля-ля-ля-ля,
Бублики, ватрушки, сушки…
Воспитатель : Да, прямо гимн хлебу получился!
Пекарь:Я доволен!
: Воспитатель : А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу, Хлеб, лежащий перед нами, символизировал связь между людьми и Богом.
Хлеб на Руси ассоциировался со всеми насущными житейскими потребностями В нашей речи существуют такие устоявшиеся выражения: «Заработать на хлеб» - означает заработать то, что необходимо для пропитания, существования.
«Хлебное место» - доходная работа
«Свой кусок хлеба» - самому зарабатывать себе на жизнь
«Дать хлеб» - обеспечить кому-либо доход
«Отнять хлеб» - лишить места или промысла, способов дохода.
«Она хлеба не просит…»Говорится о вещи, которая хранится никому не мешая.
B русских пословицах и поговорках заключена многовековая народная мудрость и народный опыт А вы можете рассказать мне какие ни будь приметы, связанные с Хлебом? Дети рассказывают приметы и поговорки о хлебе, которые они подготовили заранее.
-Без ножа хлеба не отрежешь
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Без соли хлеб не еда. Без соли, без хлеба - половина обеда.
- Без хлеба куска везде тоска.
- Калач приестся, а хлеб никогда.
- Всяк на себя свой хлеб добывает.
-Горька работа, да хлеб сладок.
-Жнут порою, а жуют зимою.
-За краюшкой погонишься - каравай потеряешь
-Хлеб - батюшка, вода - матушка.
- Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Будет хлеб - будет и песня.
--Рожь поспела - берись за дело.
- Много снега - много хлеба.
- Хлеб да соль - это труд да любовь.
- Плох обед, когда хлеба нет.
- Рыба - вода, ягода - трава, а хлеб - всему голова.
-Не будет хлеба - не будет и обеда.
Воспитатель : Раз уж речь зашла о караваях, я вам предлагаю самим попробовать изготовить каравай.
«Конкурс караваев»
Пекарь достает соленое тесто. Воспитатель : Ребята, а вы знаете какие продукты используют для изготовления теста для хлеба? Муку просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста, чего только не выпекают - его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички - настоящие умельцы работают! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Сделать тесто очень просто: 1 стакан муки, 3/4 стакана соли, 5 столовых ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды, немного крахмала (Для цвета в тесто можно добавить гуашь.)
Дети берут по маленькому кусочку и в течение 10- 15 минут лепят маленькие «каравайчики» Затем Пекарь устраивает выставку караваев.
Пекарь: Какие вы талантливые! Вас уже можно к нам на завод брать - такие у всех караваи чудные! Ответьте на вопросы.
1. Из чего делают хлеб? (из пшеницы).
2. Что делает пекарь? 3 Что делает мельник? Почему он так называется?
4 Назовите хлебные изделия круглой или свальной формы: (батон, хлеб, лаваш, Бублик).
5. Какой хлеб прямоугольной формы? (кирпичик)
Воспитатель : Многие поэты славят в своих стихах хлеб. Хлеб Какое привычное и все - таки, необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом, хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, мука, изделия из муки, что же такое хлеб? Дети читают по очереди строчки из стихотворения:
Только снег сошел в апреле, как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерна течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Воспитатель : Да, труд большой! Мы это уже поняли! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
(Хлеб)
Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
У лепёшки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени.
(Мука)
Корабль великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет, (Комбайн)
Богатырь идет железный,
Но работник он полезный,
Тащит плуги за собой,
Разговор ведет с виной, (Трактор)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном, Станы позолочены,
Ставни заколочены,
(колос)
Рос сперва на воле в поле, летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто
. В магазине занял место,
Вырос он под синим небом. ю
А пришел на стол к нам - чем? (хлебом)
Я сильный десяти коней.
Где в полях пройду весной …
Летом станет хлеб стеной, (трактор).
Мнут и катают.
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Воспитатель : Все загадки отгадали! Да, хлеб - это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.
Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда недоеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают, не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц. Хлеб нужно беречь! Какой вывод вы можете сделать из беседы? Дети по очереди читают строчки стихотворения:
Хлеб наш берегите! Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте! С хлебом, не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя! Берегите хлеб, друзья!
Спросите ребенка, почему хлеб надо беречь? А после этого прочитайте рассказ о хлебе
Бережем хлеб
М. Глинская «Хлеб»
Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу. Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Туп ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша бросил хлеб на землю. подумал u проходил мимо дядя Матвея, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?» -Он, он! - закричали ребята и показали на Гришу, Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».
• Дядя Матвей, сняв с груди золотую звездочку и сказал: «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб топчешь». грязи Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а отказался…» он - Ладно, - согласился дядя Матвей. — Если не знал — это другой разговор. - Поднял хлеб, положил на ладонь. - В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить беречь надо. Отдав его Грише u ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем. -Нельзя, - возразил Саня, - хлеб запачкан, заболеть можно. Куда же теперь хлеб девать? В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал Лыске. жеребенок -Отдадим хлеб Лыске, предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил Ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай Еще! Аxl Ах, как вкусно».
Вопросы для беседы с детьми по рассказу «Хлеб» : Почему Гриша бросил хлеб на землю?
Как бы ты поступил на месте Гриши?
Что сказал мальчику дядя Матвей?
Почему дядя Матвей не стал ругать Гришу?
Почему хлеб надо беречь? Как можно беречь хлеб?
(не покупать лишнего, из остатков хлеба можно сделать сухарики или сухарный пирог, остатки хлеба можно отдавать птичкам или другим животным.
Француз Антуан Огюст Пармантье (1737-1813) дал замечательное определение сущности хлеба для человека:
"Хлеб - это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим. Заболев, мы в последнюю очередь утрачиваем вкус к хлебу, и как только он появляется снова, это означает, что мы выздоравливаем. Хлеб можно употреблять в любое время дня, в разном возрасте, в любом настроении, он делает вкуснее любую другую еду, является основной причиной хорошего. С чем бы его не ели, с мясом или с другой пищей, он не теряет своей привлекательности".
Воспитатель : Вам понравилось занятие? Дети: Да.
Воспитатель : А что именно вам понравилось?
Воспитатель : Представьте себе, что хлеб исчез с лица Земли, что бы вы почувствовали? Воспитатель : Что нового вы узнали из занятия? Дети: Что вырастить хлеб - это огромный труд.
Что за хлебом надо долго и упорно ухаживать.
Без хлеба человек голодный.
Пекарь: Ну, ребятки, мне пора на хлебозавод. Нужно выпекать хлеб, чтобы магазины не остались без нужного всем людям продукта. Вот он, хлебушек душистый, вот он, теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем… Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем! Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзины.
Пекарь уходит.
Воспитатель : Давайте составим правила, которым мы должны
следовать неукоснительно:
1. Береги хлеб, он дорого достается
2. Не оставляй недоеденных кусков
3. Никогда не бросай хлеб.
4. Продли жизнь хлебу.
5. Подними брошенный кусок, отдай птицам, но не оставляй на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Я очень надеюсь, ребята, что все то, что вы узнали о хлебе, о том, как дорого он достается, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по-новому относиться к хлебу.
Хлеб не просто еда. Это тяжёлый труд тысяч людей, которые вложили в него свою душу, любовь, желая, чтобы плоды их труда приносили в каждый дом радость и благополучие. Наша встреча подходит к концу. Давайте поблагодарим наших гостей за то, что они пришли к нам. Знайте, дорогие ребята: для того чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Живите так, чтобы хлеб ваш был честным. Помните, ребята: в хлебе - душа родной земли, судьба многих людей, их неустанный труд.
Спасибо.