Анастасия Тарасова
Воспитательные технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Достижение целей воспитания предполагает осуществление особым образом организованной педагогической деятельности, направленной на развитие личностной сферы воспитуемых. Длительное время эта проблема разрабатывалась в рамках соответствующих методик. Однако в последние годы в педагогической литературе все большее отражение находят разработки не столько методической стороны воспитательного процесса, сколько технологии его осуществления. Это значительно расширяет сферу научных исследований, придает педагогической теории прикладной характер.
Публикация «Воспитательные технологии» размещена в разделах
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
В любой педагогической системе «воспитательная технология» - понятие, взаимодействующее с образовательными задачами. Но если образовательная задача выражает цели обучения и воспитания, то воспитательная технология – воспитательные пути и средства их достижения. При этом в структуре образовательной задачи определенные личностные качества учащихся, подлежащие формированию и развитию, выступают как цели воспитания в конкретных условиях, что в целом определяет специфику содержания образования.
Воспитательные технологии включают такие системообразующие компоненты:
• диагностирование;
• целеполагание;
• проектирование;
• конструирование;
• организационно-деятельностный компонент;
• контрольно-управленческий компонент.
Кроме того, в содержание любой воспитательной технологии должны входить : научно обоснованные социализированные требования, постановка цели и анализ сложившейся ситуации, социализированная оценка ученика, организация творческого дела, создание ситуации успеха, передача социального опыта.
Характерной особенностью воспитательной технологии является возможность воспроизведения воспитательной цепочки и её пошаговый анализ.
В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами:
1. Технология коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания ( другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена И. П. Ивановым и его сподвижниками.
Организация творческого воспитания - это организация определённого образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения, общение, самодеятельные способы организации всех начинаний.
В любом воспитательном мероприятии выполняются четыре психологически необходимых этапа деятельности: целеполагание. Планирование, реализация цели, анализ результатов.
Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.
Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.
Творческое – потому, что его надо делать не по шаблону, а по – новому, лучше, чем было.
«Всё творчески, иначе зачем?»
Дело – потому, что его результат – общая польза и радость. «Дело, а не мероприятия!»
Выделяют трудовые, познавательные, художественные, спортивные, общественно – политические, организаторские дела.
КТД имеет следующие этапы (стадии).
-Предварительная работа коллектива. Создание Совета дела, задача которого – организовать всё дело, вовлекая в работу всех. В Совет дела можно избирать, назначать, входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного мероприятия.
-Коллективное планирование (сбор – старт).Задача педагога и Совета дела – разбудить фантазию, инициировать творчество; можно использовать метод мозговой атаки.
-Коллективная подготовка КТД. Составление списка дел и распределение поручений всем участникам мероприятия. Рабочая подготовка дела включает организацию, работу микроколлективов, проверку готовности.
-Непосредственное проведение КТД.
-Коллективное подведение итогов. Это может быть общий сбор коллектива, заключительное заседание Совета дела. Анализ позволяет учиться на собственном опыте, отмечать рост, развитие детей.
2. Технология совместного творческого воспитания.
Методика КТД впервые была разработана С. Т. Шацким, в 1950-е годы, она была детализирована до уровня технологии.
Технология совместного творческого воспитания – технология социализирующего воспитания, её основная цель – развитие общественного сознания личности. Она применяется в работе с группой от5 до 30 человек, которые разбиваются на группы, где и начинается проектирование любого дела.
3. Технология индивидуальной педагогической поддержки в воспитании (О. С. Газман).
Основная функция педагогической поддержки выражается в помощи ребенку в становлении его как личности, признании его уникальности, раскрытии и поддержке его актуальных и потенциальных возможностей, создании условий для их максимальной реализации.
4. Технология гуманного коллективного воспитания В. А. Сухомлинского.
Главная цель: нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу.
Конечная цель воспитания : умный, добрый, честный, порядочный человек.
Подцели: воспитание гуманистических отношений, чувства красоты. Человечности, сострадания, уважения к родителям.
5. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л. И. Новикова, В. А. Караковский, Н. Л Селиванова).
Целевые ориентации (подсистема целей)
-Формирование личности – главная цель.
-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.
-Развитие социальной активности.
-Формирование ответственности, гражданского самосознания.
-Развитие творческих способностей детей.
-Формирование целостной научно обоснованной картины.
-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, детей и родителей.
-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей А. С. Макаренко, «коммунарской методики» И. П. Иванова и педагогики сотрудничества.
6. Технология индивидуализированного (персонифицированного) воспитания.
1-Индивидуализация воспитания – это : 1)направление в развитии воспитательных технологий, которое предполагает углублённую диагностику личности ребёнка, проектирование на этой основе - индивидуальной программы его развития, рефлексию результатов; 2)предоставление ребёнку возможностей индивидуального выбора, принятия решений, самоанализа, понимания собственных качеств; 3) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию индивидуальности, духовного самостроительства личности;4) деятельность взрослого и ребёнка по поддержке и развитию автоматизации (индивидуализации) личности.
Индивидуализированное воспитание – такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными.
7. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н. Б. Крыловой).
Духовная культура личности может рассматриваться как способность индивида к усвоению, реализации и сознанию новых ценностей в практической деятельности.
Отсюда два направления данной способности: усвоение общечеловеческих ценностей личностью и собственная творческая деятельность, ориентированная на создание новых ценностей.
Профессиональное овладение педагогическими технологиями даст педагогу возможность так организовать педагогическое воздействие, что ребенок из позиции объекта перейдёт в позицию субъекта.
Рассмотрение теоретических положений технологии воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.
Список использованной литературы
1. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / С. Л. Вигман. – М. : Велби, 2004. - 208 с.
2. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Григорович. - М. : Гардарики, 2003. - 475 с.
3. Калюжный, А. С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей военной школе: Монография / А. С. Калюжный. – Н. Новгород: НФВИУ, 2004. - 214 с.
4. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. пособие / В. А. Орехова. – М. : КНОРУС, 2006.
5. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад – М. : БРЭ, 2002. - 528 с.
6. Поляков, С. Д. Воспитательные технологии / С. Д. Поляков. – М., 2003.
7. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии Е. В. Советова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
8. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. для студентов вузов / И. Ф. Харламов. - М. : Гардарики, 2002. - 517 с.