Ирина Сафронова
Вовлечение родителей в физкультурно оздоровительную работу детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
«Вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу детского сада»
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.
Публикация «Вовлечение родителей в физкультурно оздоровительную работу детского сада,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Современные дети стали меньше проводить время на улице с друзьями, играть в подвижные игры, интересы детей переключились на компьютер и телевизор. Физическая нагрузка уменьшается и по другой причине: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб их физическому развитию. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность.
В нашем обществе традиционно за здоровье ребенка несут ответственность, прежде всего родители, педагоги и медицинские работники. При этом родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения и, наше в том числе, сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции.
Мы пытаемся ответить на важные для нас вопросы: «Как заинтересовать родителей?», «Как сделать работу эффективной?», Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
При разработке содержания работы с родителями воспитанников Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной работы с семьей:
1. Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.
2. Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.
3. Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду, между родителями и педагогами.
4. Добровольность.
5. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно - воспитательной работе.
Соблюдение данных принципов позволяет нам приобщить родителей к активной работе по физическому воспитанию детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных игр, а также помогает в создании условий для развития двигательных навыков ребенка дома.
В результате, по данным Первого московского медицинского университета им. И. М. Сеченова, около 50 % дошкольников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20 % - хронические заболевания. По распространенности у детей 4- 10 лет первое место занимают болезни опорно- двигательного аппарата. Что также подтверждает анализ медецинских карт в ДОУ.
Основные проблемы с опорно- двигательным аппаратом в дошкольном детстве: плоскостопие и осанка.
Поэтому задача каждого неравнодушного педагога сформировать у ребенка и родителей понимание важности физического развития и приобщения подрастающего поколения к здоровому образу жизни. Работа по созданию системы физического воспитания должна начинаться с тесного сотрудничества с семьей.
Приоритетным направлением по профилактике плоскостопия и искривления осанки в нашем ДОУ является кружок «Здоровейка», который посещают дети старших и подготовительных групп, по рекомендациям врача-ортопеда. На занятиях также внимание уделяем специальным упражнениям на тренировку и укрепление мышц спины. С детьми других возрастных группах на каждом физкультурном занятии также проводятся упражнения для профилактики плоскостопия с использованием различных массажёров и специальных упражнений. Садом закуплены специальное оборудование, которое активно используется на занятиях. В отдельных группах родители активно принимают участие в обогащение предметно- развивающей среды, в том числе, сами изготавливают оборудование, которое можно использовать на занятиях и в свободной деятельности.
Для родителей по этому вопросу :
1. Разработаны методические рекомендации и примерные комплексы упражнений для возможных занятии с ребенком дома.
2. Консультации и беседы с родителями по вопросам здоровьясбережения
3. Проводятся мастер- классы, целью которых является практическое обучение родителей упражнениям по профилактике плоскостопия.
4. Проводятся совместные занятия детей с родителями по профилактике плоскостопия.
5. Открытые мероприятия для родителей по итогам работы кружка «Здоровейка», где родители видят, чему научились их дети. Также в начале года, когда начинает работать кружок, для родителей приглашаем на занятия, с целью ознакомления работы, знакомства с упражнениями и чтобы увидели, как выполняют упражнения дети. В конце года видна положительная динамика.
Также эффективными формами работы с родителями, проводимые в нашем ДОУ являются:
6. Спортивные досуги, праздники, Дни здоровья, задачей которых является сплотить в один коллектив детей и родителей для реализации поставленной задачи: оздоровление подрастающего поколения и формирование представлений о здоровом образе жизни, как о норме. Важнейший результат досуга – это радость от участия, общения, совместной развлекательной деятельности. На спортивных праздниках привлекаем родителей и как организаторов- предлагаем им придумать и организовать самостоятельно один из конкурсов мероприятия.
7. Привлечение родителей к организации и сопровождения детей. В нашем детском саду организуются систематические занятия у детей подготовительных групп в бассейне 1 раз в неделю, родители всегда сопровождают нас. Пока у детей идет занятие с тренером в бассейне, родители, как правило, сами плавают, подавая тем самым положительный пример детям.
8. Родители являются участниками и зрителями, также берут на себе исполнение ролей на спортивно- оздоровительных мероприятиях.
9. Оказываем теоретическую поддержку и осведомленность в вопросах здоровьясбережения их детей.
Все проведенные нами конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.
Самое главное для нас, что родители обратили внимание на собственных детей, а у ребят появился интерес к занятиям физической культурой. Ребята все больше и больше приобщаются к здоровому образу жизни, снижается уровень заболеваемости.
Стала реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания. Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь природу и укреплять своё здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Тесное сотрудничество педагогов с семьей помогает родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, способствует созданию эмоционального благополучия ребенка, а также позволяет сформировать у дошкольника сознательное отношение к собственному здоровью.