Гасина Екатерина
Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье раскрыты понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», «дидактическая игра»; описаны возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическая воспитанность, дидактическая игра.
Публикация «Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Патриотическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. На это указывает ряд фактов, происходящих в современной политике в области образования.
Так, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая обращена на формирование чувства гордости за свою Родину, историю России и российский народ, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей российского общества [9].
Главным педагогическим условием воспитания патриотизма в начальной школе является принятие государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В данной программе определены задачи воспитания патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности [2].
Так же, вопросы патриотического воспитания младших школьников рассматриваются во многих методических разработках, пособиях и научных работах педагогов. В этом направлении работают И. А. Пашкович, Н. К. Беспятова, Л. А. Устинова и другие. В своих трудах они отмечают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.
По мнению Л. А Устиновой, главной целью в воспитании патриотизма является формирование духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни [8].
Далее раскроем понятия патриотизм и патриотическое воспитание.
Патриотизм — это любовь и преданность к Родине, к своему городу (селу, уважительное отношение к другим народам [4,с. 124].
В большом иллюстрированном толковом словаре русского языка В. И. Даля слово патриот характеризуется так : «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [3,с. 395]. Толковый словарь русского языка даё т такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине» [5, с. 236].
Патриотическое воспитание младших школьников — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств [4,с. 130].
Патриотическая воспитанность — это уровень развития культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности и проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность в деятельности служения Отечеству [4,с. 132].
Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования, выделяют общие задачи патриотического воспитания [9] :
1. Формирование у детей современной картины мира, воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу, своему Отечеству.
2. Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира.
3. Расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, то есть, нормы, ценности, идеала.
Продуктивность патриотического воспитания во многом зависит от используемых педагогом средств.
По мнению, Т. А. Стефановской, средства воспитания — это относительно независимые источники формирования личности: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности [7,с. 214].
На наш взгляд одним из эффективных средств патриотического воспитания младших школьников может стать дидактическая игра, поскольку она пробуждает интерес к познанию, учению. В младшем школьном возрасте игра и учение занимают важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится более доступным и повышается работоспособность. Игра помогает формированию патриотической воспитанности, обогащает ребенка новыми сведениями, а также активизирует мыслительную деятельность. Р. Р. Ахметова считает, что игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей. В играх дети отражают имеющийся опыт, закрепляют своё представление о жизни, познают окружающий мир [1,с. 56].
Дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра — это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой обучающемуся предлагается найти выход [6,с. 87].