Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников

Гасина Екатерина
Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников

Аннотация: в статье раскрыты понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», «дидактическая игра»; описаны возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, патриотическая воспитанность, дидактическая игра.

Патриотическое воспитание младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. На это указывает ряд фактов, происходящих в современной политике в области образования.

Так, в Федеральном государственном стандарте начального общего образования акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая обращена на формирование чувства гордости за свою Родину, историю России и российский народ, а также осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей российского общества [9].

Главным педагогическим условием воспитания патриотизма в начальной школе является принятие государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». В данной программе определены задачи воспитания патриотизма, патриотических чувств и патриотического сознания у граждан России как важнейшей ценности [2].

Так же, вопросы патриотического воспитания младших школьников рассматриваются во многих методических разработках, пособиях и научных работах педагогов. В этом направлении работают И. А. Пашкович, Н. К. Беспятова, Л. А. Устинова и другие. В своих трудах они отмечают проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения.

По мнению Л. А Устиновой, главной целью в воспитании патриотизма является формирование духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни [8].

Далее раскроем понятия патриотизм и патриотическое воспитание.

Патриотизм — это любовь и преданность к Родине, к своему городу (селу, уважительное отношение к другим народам [4,с. 124].

В большом иллюстрированном толковом словаре русского языка В. И. Даля слово патриот характеризуется так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его» [3,с. 395]. Толковый словарь русского языка даёт такое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине» [5, с. 236].

Патриотическое воспитание младших школьников — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств [4,с. 130].

Патриотическая воспитанность — это уровень развития культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности и проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность в деятельности служения Отечеству [4,с. 132].

Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования, выделяют общие задачи патриотического воспитания [9]:

1. Формирование у детей современной картины мира, воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу, своему Отечеству.

2. Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира.

3. Расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, то есть, нормы, ценности, идеала.

Продуктивность патриотического воспитания во многом зависит от используемых педагогом средств.

По мнению, Т. А. Стефановской, средства воспитанияэто относительно независимые источники формирования личности: виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой-либо деятельности [7,с. 214].

На наш взгляд одним из эффективных средств патриотического воспитания младших школьников может стать дидактическая игра, поскольку она пробуждает интерес к познанию, учению. В младшем школьном возрасте игра и учение занимают важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности возрастает, изучаемый материал становится более доступным и повышается работоспособность. Игра помогает формированию патриотической воспитанности, обогащает ребенка новыми сведениями, а также активизирует мыслительную деятельность. Р. Р. Ахметова считает, что игровая деятельность является эффективным средством воспитания детей. В играх дети отражают имеющийся опыт, закрепляют своё представление о жизни, познают окружающий мир [1,с. 56].

Дидактическая игра — это разновидность игр с правилами, в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра — это специально созданная ситуация, моделирующая реальность, из которой обучающемуся предлагается найти выход [6,с. 87].

Публикации по теме:

Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Актуальность Воспитание нравственности и патриотизма – задача государственной важности. Что заложено в детстве, то остается навсегда. Дошкольное.

Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речиРешение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи Специфика работы дошкольного учреждения компенсирующего вида предполагает решение коррекционных задач, в том числе и в патриотическом воспитании.

Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения младших школьников - одна из первоочередных задач современной школы - добиваться.

Фотоотчет о патриотическом воспитании в ДОУФотоотчет о патриотическом воспитании в ДОУ Великий К. Д. Ушинский считал, что «… нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников Доклад из опыта работы на тему «Использование проектной деятельности в патриотическом воспитании».С дошкольного возраста, закладывается.

Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Консультация «Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» свете ФГОС дошкольного образования нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Клыга Е. Б., магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет.

Библиотека изображений:
  • Фрукты и ягоды
  • Дикие животные
  • Космос
Автор публикации:
Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников
Опубликовано: 21 января 2018 в 09:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 сентября. Всемирный день сердца

Сердечному вопросу посвящен очередной тематический день....

29 сентября. День эколят – защитников природы

С 2014 года непременными участниками практически всех детских праздников и мероприятий экологической направленности в России стали эколята - сказочные защитники природы. Ёлочка, Шалун, Умница и Тихоня...

Осеннее оформление группы своими руками
Осень! Славная пора! Любит осень детвора! Осень – прекрасная и чудесная пора. Мы с детьми просто обожаем осень. Осень – это красота! Никогда природа не...
Комплексная оздоровительная прогулка
Сегодня мы с вами дети сделаем упражнения для дыхания. Ведь каждое физическое упражнение, несет пользу для нашего организма, поэтому чтобы укрепить наше...
Конспект занятия «Путешествие по городам здоровья»
Сегодня мы с вами дети совершим путешествие в страну Здоровья. Мы сейчас мысленно с вами совершим интересное путешествие и побываем в самых известных...