Папки-передвижки

Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Савченко
Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Автор: Савченко Наталья Сергеевна. Воспитатель.

Аннотация: статья посвящена описанию возможностей игры как средства формирования основ финансовой грамотности у старших дошкольников. Описаны разные виды игр, которые возможности применять со старшими дошкольниками с целью формирования у них основ финансовой грамотности.

Публикация «Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: финансовая грамотность, старшие дошкольники, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра.

В настоящее время знания об элементарных экономических отношениях становятся просто необходимыми. В 2017 году в нашей стране была утверждена «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы» [2]. Этот документ направлен на формирование финансово грамотного поведения граждан, повышения уровня их финансовых знаний и т. д.

В данной статье нас интересуют основы финансовой грамотности детей. Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Как указывает А. Д. Шатова, «приобщая дошкольников к экономике, развивая у них финансовую грамотность, педагоги и родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией» [3, c. 34].

Одним из средств формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников являются различные виды игр.

В Российской газете от 12 апреля 2019 г. Федеральный выпуск № 82 (7840) было указано, что Министерство просвещения вместе с Банком России и Центром реализации государственной образовательной политики и информационных технологий разработало программу экономического воспитания для детских садов (для детей 5-7 лет). Занятия рекомендовано проводить в доступной и комфортной для детей форме — это театральные постановки, сказки, тематические игры в группе, образовательные веб-квесты. К программе прилагаются методические и демонстрационные материалы. В них содержатся практические указания и карточки к занятиям по темам программы : «Труд и продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Обучение предполагает совместную работу взрослых и детей (игровая, познавательно-исследовательская активность, чтение художественной литературы, а также свободную самостоятельную деятельность дошкольников (лепка, рисование, конструирование, игры). Данные методические рекомендации для воспитателей детских садов по развитию экономического воспитания детей уже направлены во все регионы России [1].

Проведенный нами анализ различных методических рекомендаций по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр показал, что для этого можно применять следующие виды игр:

— Сюжетно-ролевые («Супермаркет», «Салон красоты», «Кондитерская фабрика», «Кафе»,

— Дидактические («Семейный бюджет», «Бизнесмен», «Доходы»,

— Развивающие, игры-соревнования, квесты, командные, аукционы и др.

Работу по развитию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игры можно разделить на четыре блока:

1 блок «Семья» (семейная экономика)

2 блок «Потребности и возможности»

3 блок «Деньги и цена»

4 блок «Мой город, моя страна».

В первый блок входят дидактические игры «Расходы семьи», «Кому что нужно для работы», «Сюжетно ролевые игры «Почта», «Супермаркет», «Ателье».

Второй блок — «На что расходуем деньги», сюжетно-ролевые игры «Кафе Вкусняшка», «Аптека», «Магазин».

Третий блок — игры «Для чего нужны деньги», «Что быстрее купят», «Дороже - дешевле».

Четвёртый блок — игры «Производство товаров», «Маршрут товара».

Работая с дошкольниками, работу надо строить в разнообразных видах деятельности ребёнка, начиная с режимных моментов. Например, когда он, вымыв руки, забывает выключить или до конца закрыть кран с водой, надо объяснить, что это природные ресурсы и на них мы тратим свои деньги. У каждого из детей на шкафчике может находиться кармашек, где лежат деньги-фишки, у каждого их одинаковое количество. Ребёнок, который забыл закрыть кран, должен заплатить установленную сумму. В конце дня или недели проходит подсчёт потраченных денег. Выявляется самый экономный ребёнок.

Сделать экономику для детей понятной помогают и сюжетно-ролевые игры. Знакомство с экономикой начинается у детей, как правило, с сюжетно- ролевой игрой в «Магазин», где работает продавец и продаёт игрушки, конфеты, фрукты. Сначала роль продавца берет на себя воспитатель и показывает, как правильно нужно разговаривать с покупателем, используя в своей речи слова деньги, товар. Показывает отношения между продавцом и покупателем. Каждое движение проговаривается. Далее со временем роль продавца на себя берёт ребенок, а роль кассира, который выдает чеки — другой ребенок. Расширяется ассортимент продуктов, появляются продукты, которые предстоит взвешивать. Расширяется словарный запас ребенка: кассир, чек и т. д.

Итак, применение сюжетно-ролевых игр может рассматриваться как эффективная форма работы с детьми в сфере развития финансовой грамотности. Данные игры знакомят детей с профессиональной деятельностью взрослых, вырабатывают элементарные практические знания о видах профессий, труде, оплате труда, цене товара, рациональном потреблении, планировании трат и т. д. Например, могут быть проведены игры на следующие темы : магазин, почта, парикмахерская, ателье, банк, туристическая поездка, семья и др.

В работе с детьми по формированию основ финансовой грамотности можно использовать и настольно-дидактические игры. Например, в старших группах на стене вывешивают карту мира, по которой дети совершают путешествия, где знакомятся с денежными знаками разных стран. С большим интересом дети ходят на «экономическую рыбалку» — ребёнок не только ловит рыбу, но и подбирает слово антоним, большая - маленькая, доход - расход, экспорт - импорт, много - мало.

Раскрывать содержание экономических понятий можно и через театрализованные игры, взяв за основу «Мишины истории» из книги Л. Кнышевой, О. Мельникова, Т. Потаповой «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».

Организация сотрудничества с родителями является одним из приоритетных мест, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения. Родители также могут играть с детьми в разные игры с целью формирования основ финансовой грамотности детей.

Осуществляя формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр, необходимо:

— Научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

— Ввести детей в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

— Объяснить, взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными — бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость — с другой;

— Научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

— Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Итак, используя разнообразные игры в детском саду, возможно эффективно осуществлять целенаправленную работу по формированию финансовой грамотности старших дошкольников посредством игр.

Список используемой литературы

1. Приключения монетки: зачем детям знать финансовую грамоту // Российская газета. – Федеральный выпуск № 82 (7840). – URL : https://rg.ru/2019/04/12/v-detskih-sadah-budut-uchit-finansovoj-gramotnosti.html

2. Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы. – URL : https://minfin.gov.ru/ru/om/fingram/directions/strategy/

3. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников : учебно-методическое пособие / А. Д. Шатова. - М. : Педагогическое общество России, 2015. – 256 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотностиДидактические игры для формирования у дошкольников основ финансово экономической грамотности Лишь на первый взгляд, слова "дошкольник" и "финансы" кажутся очень далеки друг от друга. Но уже в дошкольном возрасте ребенку можно и нужно.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам» Конспект по развитию финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста9 группа Конспект по развитию финансовой грамотности.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги»Перспективный план работы по развитию финансовой грамотности детей старшего возраста «Что нельзя купить за деньги» Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Возникла необходимость.

План-конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста «Мир профессий» План-Конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: Выставка картин «Мир профессий» Цель: уточнить.

План-конспект занятия по обучению дошкольников финансовой грамотности «На пароходе поплывём, страну «Доход-Расход» найдём» «На пароходе поплывём, страну «Доход- Расход», найдём» Цель: знакомство детей с экономическим понятием «доход-расход»; формирование навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 ноября 2021 в 22:17
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Возможности игры как средства формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Савченко (УИ 1782050) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД