МААМ-картинки

Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании

Наталья Фалеева
Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании

Использование ментальных карт в дошкольном образовании связано с

именем В. М. Акименко, к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики

Ставропольского ГПУ, которая обосновала возможности применения

данного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного

возраста и описала методику применения ментальных карт в работе по

развитию речи детей. Особенностями ментальных карт, используемых в работе с детьми

дошкольного возраста, являются:

Публикация «Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании» размещена в разделах

четкость схемы ментальной карты : ярко выделенная главная идея

(тема) карты и отходящие от нее основные ветви, обозначенные

разными цветами;

использование печатных букв при написании слов;

наличие большого объема наглядной информации: рисунков,

иллюстраций, символов, что соответствует особенностям восприятия и

мышления детей данного возраста;

наличие перспективы (пустого места) для дальнейшего расширения

карты, с учетом накапливаемого детьми познавательного опыта.

В работе с детьми дошкольного возраста ментальные карты могут

составляться по различным темам, реализуемым в годовом комплексно тематическом планировании, либо лексическим темам:

«Игрушки», «Одежда», «Профессии», «Животные» и др.

На начальном этапе (этапе ознакомления с методом) педагог может

использовать в работе с детьми готовые ментальные карты, а далее дети в

совместной деятельности с педагогом могут составлять сначала простейшие,

а затем и более сложные карты, с учетом той или иной образовательной

ситуации, образовательного содержания.

Отличительной особенностью ментальных карт, а также их достоинством,

является возможность их расширения и детализации, основанная на

принципе движения от общего к частному, что позволяет периодически

содержательно обогащать карту, расширять ее прежние границы: добавлять

новое, более детальное, содержание.

Так, например, в средней группе, на начальном этапе освоения метода, в

соответствии с образовательной программой дошкольного образования и с

учетом возрастных возможностей детей, ментальная карта по теме

«Животные» может иметь два фрагмента : «дикие животные» и «домашние

животные» :Далее в старшей группе дети расширяют данную ментальную карту, с учетом

расширяющегося познавательного опыта. На карте появляются новые ветки:

«животные севера» и «животные жарких стран». Наряду с этим расширяется

содержание веток «дикие животные» и «домашние животные» :

В подготовительной к школе группе появляется еще одна новая ветка

«древние животные». А содержание имеющихся веток еще более

расширяется.

Еще одной отличительной особенностью ментальных карт является

возможность их интеграции : соединения в одной карте содержания разных

лексических тем. Примерами таких карт могут быть карты по темам,

связанным с временами года. Так, например, содержанием ментальной карты

по теме «Осень» могут стать подтемы: «сезонные явления», «дары осени»,

«животные и птицы осенью», «одежда» и др. Такая интеграция обеспечивает

целостное восприятие детьми окружающего мира.

Публикации по теме:

Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ»Проект «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе ДОУ» Актуальность: Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детейИзготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей Изготовление и возможности использования развивающего пособия «Шумовые коробочки» в работе по сенсорному воспитанию детей, имеющих нарушения.

Применение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольниковПрименение метода интеллект-карт в систематизации знаний дошкольников Интеллект-карты: один из методов организации воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста Актуальность.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Скрытые возможности использования доминоСкрытые возможности использования домино Игра в домино расширяет кругозор ребенка, знакомит его с окружающим миром, развивает память, внимательность, быстроту реакции. Поэтому.

Возможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦПВозможности использования пособия «Тактильные таблицы» в работе с детьми с ДЦП О важности работы по развитию тактильного восприятия и о некоторых методах и приёмах массажа и самомассажа я писала в нескольких статьях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Возможности использования метода ментальных карт в дошкольном образовании
Опубликовано: 4 января 2022 в 19:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД