лида гавшина
Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из показателей всестороннего полноценного развития детей является правильная грамотная речь.
Как показывает практика, уже в среднем дошкольном возрасте у детей наблюдаются нарушения в речевом развитии. Одна из причин кроется в недостаточном внимании к эмоционально-речевому общению ребенка раннего возраста с близкими людьми. Многие родители недооценивают возможности раннего возраста для психофизиологического благополучия ребенка, что в свою очередь определяет успешность его общего развития в период дошкольного детства.
Публикация «Возможности малых форм фольклора в речевом развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Для развития речи ребенка необходимо использовать материал, который близок детской природе, доступен пониманию и воспроизведению в НОД, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности.
В раннем возрасте очень важно ускорить рождение первых сознательных слов у ребенка, почаще привлекать его к предметам, животным, людям.
Таким требованиям отвечают малые формы фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, песенки).
Созвучность, ритмичность, напевность, занимательность малых форм фольклора способствуют :
1. Увеличению пассивного словаря ребенка, рождению первых сознательных слов.
2. Расширению кругозора (привлекают внимание к окружающим предметам, животным, людям).
3. Развитию игровой деятельности.
4. Знакомству с творчеством русского народа.
5. Эмоциональному развитию, выразительности речи.
7. Снятию психологического напряжения.
8. Смягчению протекания адаптационного периода.
9. Воспитанию у детей дружелюбия, доброжелательности, сопереживания.
Поэтому так важно включить фольклорные произведения в НОД, в индивидуальную работу, в режимные моменты: когда его укладывают спать – колыбельная песня, когда купают – ласковые поговорки, эмоциональное общение в период бодрствования – прибаутки, потешки.
Знакомя детей с фольклором, необходимо чтобы они отвечали определенным требованиям:
• простота и четкость ритма;
• краткость самого стишка и отдельных строк;
• простота и ясность знакомых детям образов;
• при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших;
• разнообразие видов поэзии.
С детьми раннего возраста, прежде всего, необходимо много и целенаправленно говорить. Говорить в течение всего дня: в НОД, в индивидуальных формах работы, в режимных моментах; рассказываете разные истории из жизни детей и взрослых, о животных, о приключениях знакомых игрушек. Помимо этого формы фольклора помогут ненавязчиво сменить двигательный режим, вид деятельности ребенка.
Например, перед сном ребенку можно почитать «Баю, баю, баю, бай», а когда утром проснется проговорить «Вот проснулись…»
Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие: «Наша Маша маленька», «Чики-чики-чикалочки…»; другие достаточно велики «Ай, качи-качи…», «Заинька, походи…». Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях «Водичка, водичка», для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения «Вот и люди спят», «Наши уточки с утра».
Чтение малых фольклорных произведений требует от взрослого большого мастерства: они произносятся просто, ласково, весело, эмоционально, близко к живой разговорной речи. Чтение проводится в форме теплой беседы, веселой, увлекательной игры, при сопровождении слова движением, которое должно совпадать с моментом производимого ребенком движения или действия. Так, например, чтение потешки «Сорока – белобока» проводится в виде своеобразной игры воспитателя с ребенком. Начиная рассказывать, взрослый держит ладошкой вверх ручку ребенка, а пальчиком другой водит по ней, как бы помешивая воображаемую кашу. При словах «этому дала» загибает один пальчик за другим, при словах «ты мал» покачивает мизинчиком.
В раннем возрасте дети не могут воспринимать быструю речь по этому потешки, народные песенки читаются неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Необходимо строго соблюдать логические, психологические и ритмические паузы, четко выделяя главное слово в предложении, чтобы ребенок обратил на него внимание, и чтобы оно отложилось в его памяти.
К чтению детям фольклорных произведений следует тщательно готовиться, заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать.
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, для работы с родителями проводятся:
1. Консультации «Развиваем речь детей средствами фольклора», «Игры с потешками дома», «Роль малых жанров фольклора в развитии детей».
2. Картотека песенок, потешек, прибауток.
3. Творческая мастерская «Потешки в жизни ребенка».
Таким образом, малые формы фольклора положительно влияют на эмоциональное настроение детей, помогают овладеть родным языком, развивают память, воображение, мышление, дают возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивают ребенка.