Елена Сергеевна Гришанина
Возрастные особенности цветовосприятия старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет определяется как световой фон чего-то, окраска. Неточное распознавание цвета и цветовых оттенков, присущих объектам, снижает возможности познания детьми окружающего мира, обедняет их чувственную, эмоциональную основу.
Отечественными учеными (А. Е. Аркина, Т. С. Комаровой, И. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и др.) и учеными зарубежных стран было проведено много изучений по проблеме восприятия цвета детьми дошкольного возраста. Ими было определено, что знакомство с цветом помогает детям многограннее воспринимать явления и предметы окружающего мира.
Публикация «Возрастные особенности цветовосприятия старших дошкольников» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Е. А. Флерина в своем научном труде «Изобразительное творчество детей дошкольного возраста» впервые осветила проблемы цветовосприятия в дошкольной педагогике. В ходе исследований было установлено, что на первых этапах работы детей с изобразительными материалами, каждый новый цвет краски воспринимается детьми как большая эстетическая ценность. Но, научившись смешивать краски и получать новые оттенки и цвета, ребенок уже не может и не желает ограничиваться одним цветом, а стремится к разнообразию оттенков и других цветов. Автор подчеркнула, что воспитателям при развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать характер цветового решения при работе с изобразительными материалами, ведь цвет выступает для ребенка как средство выражения его эмоционального состояния. (Красная елка, потому что праздничная, красивая).
Цветовое восприятие – это отражение такого свойства предметов и явлений, как цвет, с помощью зрительного анализа.
Цвет - это признак предмета, который рано привлекает внимание детей.
В последнее время, психологические и физиологические исследования показали, что современный ребенок обладает большими возможностями в области восприятия цвета. При нормальном умственном и речевом развитии дети дошкольного возраста рано начинают обращать внимание на окраску предметов.
Восприятие цвета очень индивидуально. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще не достаточно сформирован, и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственными. В художественной работе восприятие цвета у детей дошкольного возраста связано с понятиями «нравится - не нравится», «красиво - не красиво». Цветовое решение понравившегося в большинстве случаев сходно: цвета яркие и чистые, в разнообразном сочетании. Что не нравится и не красиво, изображается в рисунках небрежно, обязательно с предпочтением темных цветов.
Восприятие цвета у разных детей гораздо меньше различается, чем у взрослых, в силу чисто физиологических свойств зрения.
Это дает основание считать, что нервная система здорового ребёнка нуждается в энергетическом воздействии длинноволновой части спектра (преимущественно); яркие, светлые оттенки оказывают на ЦНС влияние, без которого она обойтись не может. Дошкольник нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично. В процессе работы над цветовым восприятием нельзя использовать хаотические световые и цветовые эффекты, психика ребенка еще не готова к подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.