Получи документы

Врождённое отсутствие речи детей (алалия)

Людмила Ушакова
Врождённое отсутствие речи детей (алалия)

Врождённое отсутствие речи (алалия) встречается весьма редко. Чаще же всего бывает иное: ребёнок растёт и развивается нормально, прекрасно говорит, но вот его отдали в детский сад и он вдруг неожиданно замолчал. Дома он говорит, как и прежде, хорошо, но в детском коллективе молчит, либо изъясняется едва слышным шёпотом. Порой речь подобным образом нарушается после психических потрясений. Исчезновение более или менее сформировавшейся речи называется мутизмом. Такое расстройство отмечается преимущественно в дошкольном возрасте, в других возрастных группах оно почти не бывает.

Публикация «Врождённое отсутствие речи детей (алалия)» размещена в разделах

Речь самая молодая и незрелая функция у человека, а потому она легче всего и разрушается под воздействием неблагоприятных факторов. В частности, нарушения центральной нервной системы нередко происходит из — за патологии беременности, родов, болезней в первые годы жизни ребёнка. Эти факторы ослабляют психику, мешают ей правильно воспринимать всякие внешние воздействия.

Ещё одним фактором, способствующим возникновению мутизма является чрезмерная привязанность ребёнка к матери. Причин этого немало. Известно, что в наше время семья нередко состоит из матери, отца и одного ребёнка. А коль ребёнок единственный, то родители, как правило, уделяют ему слишком много внимания, содержат его в оранжерейных условиях, всё делают за него, не формируют в нём навыков самостоятельности. Как только такого ребёнка передают в детский коллектив, у него начинаются различные нарушения психики, в происхождении которых большую роль играет насильственный и неприятный ребёнку отрыв от дома, и в первую очередь от матери.

Таким образом, факторов, способствующих появлению мутизма, много. Некоторые из них стали выявляться лишь в последнее время. Раньше мутизм рассматривался как однородное расстройство. Сейчас выделяется прежде всего психогенный и психотический мутизмы. Психогенные формы мутизма вызываются психическими травмами. Они различны по силе и по длительности действия. Более того, одни и те же душевные травмы разные люди переживают по - разному. В связи с этим можно выделить два основных вида психогенного мутизма: невротический и патохарактерологический.

Невротический мутизм тоже неоднороден: он бывает истерического и логофобического характера.

Если произошла физическая травма шокового или субшокового характера, то от потрясения у ребёнка может отключиться речь — он хочет сказать, но не может, речь порализована, отключены речевые центры. Это отключение обычно не долгое (несколько минут, часов, суток, потом всё нормализуется (иногда через этап заикания). Одновременно с этим у больного нарушается сон, аппетит, снижается настроение и возникают иные невротические расстройства. Подобный механизм называется истерический. В рамках истерического невроза мутизм встречается часто. В таких случаях, ребё нок молчит при всех обстоятельствах: и дома и в детском саду, и на улице. Это тотальный мутизм. Если ребёнка успокоить, отвлечь внимание от неприятных переживаний, переключить его интересы на что — то иное, то истерический мутизм сам по себе пройдёт. Однако тут не следует ждать обязательного самоизлечения — нужно непременно показать ребёнка детскому психиатру.

То же самое сделать следует, если у ребёнка невротический мутизм — логофобический. Тут дело обстоит несколько иначе, чем при истерическом мутизме. Логофобие (страх речи) возникает, как правило в результате хронических психических травм, например, ежедневных замечаний педагога. Начинается этот вид мутизма исподволь, постепенно тянется годами. Нарастает страх речи. Он обнаруживается в общении. Если ребёнку не нужно ни с кем общаться (особенно с незнакомыми, он говорит как не в чём не бывало. Но стоит придти малышу в детский коллектив или оказаться с незнакомыми людьми, как у него нарастает страх речи, проявляется логофобический мутизм.

Механизмы патохарактерологического мутизма иные. Тут речь идёт о затянувшейся реакции пассивного протеста, нередко сочетающийся с отдельными невротическими расстройствами.

Ребёнка, сильно привязанного к матери и к дому, с трудом привыкающему ко всему новому, склонного к страхам, помимо его воли отдали в детский сад. Там малыша встретили неприветливо, сразу же стали делать замечания, да ещё иногда и в грубой форме. Ребёнок замкнулся в себе, стал малоразговорчив, играл сам с собой, настроение у него упало. Он просит мать забрать его из сада — та отказывается. Тогда ребёнок замолкает в детском саду, дома же он говорит, как и прежде. У него наступила длительная реакция пассивного протеста (в более старшем возрасте пассивный протест уступает место активному — школьники убегают из дома, дерутся с обидчиками и пр.).

Эта реакция может тянуться годами. Тут мутизм всегда избирателен: дети молчат лишь в тех местах и в присутствии тех людей, против которых они протестуют. Что делать в таких случаях? Перевести ребёнка в другой детский сад или просто забрать из детского сада, отправить на время в другой город, к бабушке. Всё это называется «психотерапией» - изъяли ребёнка из неприятной ему обстановке — без лечения болезнь прошла. И конечно важно, чтобы работники дошкольных учреждений вели себя деликатно, нежно, ласково, не грубили, не унижали ребё нка: он — то взрослым ничем пока не может ответить, он может только замолчать в знак протеста.

Если мутизм затянулся, если обрастает другими нарушениями, нужно обязательно показать ребёнка детскому психиатру — тот даст необходимые советы.

Публикации по теме:

Пластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речиПластелинография как средство развития речи детей с общим недоразвитием речи В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. Это связано, прежде всего,.

Алалия, как вторичное расстройство. Орфинская разработала лингвистическую классификацию форм алалии. Она разделила алалию на 3 группы. Первая группа характеризуется первичным.

Карта обследования речи детей 6–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка ___ Дата рождения ___ Дата обследования.

Комплекс дыхательно-звуковой гимнастики для детей ЧБД и детей с тяжелыми нарушениями речи (5–7 лет) Цель: сформировать у детей навык правильного дыхания. Задачи: • упражнять в общеразвивающих упражнениях; • увеличить объем дыхания, нормализовать.

Конспект НОД по развитию речи и художественному творчеству для детей подготовительной группы, посвященный Дню защиты детейКонспект НОД по развитию речи и художественному творчеству для детей подготовительной группы, посвященный Дню защиты детей .

Пособие по развитию речи для детей 6–7 летПособие по развитию речи для детей 6–7 лет Пальчиковый игротренинг. Пособие по развитию речи для детей 6-7лет. Цели: •Совершенствовать умение различать на слух и в произношении.

Риторика как один из приемов работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Учитель – логопед I категории МБДОУ ЦРР д/с № 16 «Золотинка» г. Якутска Оконосова Туйара Ивановна По ФГОС речевое развитие включает владение.

Консультация «Родителям о развитии связной речи детей с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы».

Роль театрализованных игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи Каждый человек всю жизнь доводит до совершенства свою речь, овладевая богатством языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его.

Воспитание правильной речи у детей 4–5 лет В возрасте 4-5 лет, ребенок черпает свои знания, усваивая новые слова благодаря общению с взрослыми. В этом возрасте ребенок обычно задает.

Автор публикации:
Врождённое отсутствие речи детей (алалия)
Опубликовано: 20 января 2016 в 15:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД