Елена Плященко
Встреча в музыкальной гостиной. Беседа о творчестве В. А. Моцарта
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
– приоткрыть для детей удивительный мир музыки В. А. Моцарта.
– вызвать интерес дошкольников к личности и творчеству композитора, используя занимательные факты из его детства.
– развивать умение слушать, сопереживать, эмоционально откликаться на произведения музыкального искусства.
– учить передавать характер музыкального произведения в словесных оценках.
Публикация «Встреча в музыкальной гостиной, Беседа о творчестве В, А, Моцарта» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
– закрепить знания детей о прослушанных ранее произведениях В. А. Моцарта.
– пробуждать творческие способности и самостоятельность детей.
– на основе эмоционального восприятия произведений В. А. Моцарта воспитывать интерес к музыке, потребность в общении с искусством.
– путём тесного переплетения музыкальной деятельности детей с игрой и сказкой насытить их положительными эмоциями, позволяющими сохранить интерес к этой деятельности.
– сделать восприятие музыки более осознанным, «думающим».
– развивать образное мышление в эмоциональной сфере детей.
– развивать чувство ритма, умение «оркестровать» музыкальное произведение.
Материал и оборудование:
– портреты В. А. Моцарта разного возраста.
– иллюстрации «Вид на Зальцбург», «Семья Моцарта».
– аудиозаписи необходимых произведений.
– глобус.
-подсвечник со свечами.
– шумовые музыкальные инструменты.
– изображение клавесина
Предварительная работа:
– прослушать с детьми произведения В. А. Моцарта : «Маленькая ночная серенада», «Колокольчики звенят», «Турецкий марш».
– разучить с детьми песни «Весеннюю» и «Менуэт».
– оформить музыкальный зал к занятию.
– разучить с 3-4 парами детей движения менуэта.
В музыкальный зал свободно входят дети.
Звучит «Маленькая ночная серенада» муз. Моцарта.
Муз. рук: Здравствуйте, ребята. Проходите, пожалуйста. Какая необычная, прекрасная музыку сегодня звучит в музыкальном зале. Что это за музыка? Вам она знакома? (дети показывают портрет композитора и называют пьесу, в каком исполнении она звучит).
Да, ребята, это «Маленькая ночная серенада» известного нам зарубежного композитора В А Моцарта. Слушая эту музыку, как наяву представляешь себе старинный город Зальцбург – родину композитора.
Более 200 лет назад в этом городе, расположенном в одном из самых красивых мест Австрии, родился маленький мальчик. Давайте мы с вами посмотрим, где находится эта страна. (показать на глобусе Австрию).
А вот как выглядел старинный город Зальцбург (показ иллюстрации). В этом городе каждый второй житель плясал, каждый третий – пел и каждый четвёртый играл на музыкальном инструменте. Вот в один из таких весенних дней и родился В А Моцарт. Судьба нежно коснулась колыбели новорождё нного и сказала: «Этот городок будет иметь своего знаменитого композитора!»
Звучит фонограмма «Голоса птиц»
Муз. рук: Слышите? Это весна к нам на минутку заглянула! Моцарту очень нравилась весна и он даже сочинил об этом песню. Мы с вами её знаем и давайте сейчас исполним для наших гостей.
Исполняется «Тоска по весне» сл. Овербека.
Муз. рук: Некоторые произведения Моцарта мы с вами знаем. Давайте их вспомним.
Звучит «Колокольчики звенят» из оперы «Волшебная флейта» (дети называют произведение, композитора, в каком исполнении).
Муз. рук. : Ребята, а какой характер у этой музыки?
Дети: Музыка весёлая, лёгкая, живая, звонкая, игривая, воздушная, нежная, сказочная и
Муз. рук: Мелодия похожа на перезвон колокольчиков и напоминает звучание клавесина. Это старинный музыкальный инструмент, который был во времена Моцарта, ведь пианино тогда ещё не изобрели. Вот посмотрите, как выглядел клавесин. (Показ изображения клавесина).
Муз. рук: А какие музыкальные инструменты подойдут нам для того, чтобы изобразить эту мелодию?
Дети: Колокольчики, треугольники, бубенчики, металлофон, ксилофон.
Муз. рук: Давайте представим, что мы – музыканты оркестра. Я раздам вам музыкальные инструменты и мы вместе исполним это произведение.
Звучит «Колокольчики звенят» (с шумовым оркестром).
Муз. рук: Вы знаете, ребята, музыкальные способности Моцарта проявились очень рано. В 5 лет он прекрасно играл на клавесине, а в 6 уже вместе с отцом и старшей сестрой выступал во многих городах Европы. (показ иллюстрации «Семья Моцартов). Эти концерты везде вызывали восхищение и восторг. Напудренный парик с косичкой, камзол со шпагой на боку придавали мальчику серьёзный вид. Он играл один или в 4 руки вместе с сестрой. Иногда такие концерты длились по 4-5 часов и были очень утомительны для детей, но даже в этих условиях малыш вполне справлялся с игрой.
А сейчас давайте послушаем ещё одно знакомое произведение Моцарта. Вспомните, как оно называется.
Исполняется «Менуэт» из дивертисмента ре мажор (дети называют произведение).
Муз. рук: Что можно делать под эту музыку?
Дети: Танцевать. Менуэт – это старинный французский танец.
Муз. рук: Как он исполняется?
Дети: Медленно, плавно, не торопясь, важно, торжественно и т. д.
Муз. рук: Правильно, менуэт исполняется с поклонами, приседаниями, маленькими шагами. Давайте мы ещё раз послушаем «Менуэт», а наши мальчики и девочки станцуют его.
Исполняется танец «Менуэт».
Муз. рук: Ребята, а как вы думаете, можно ли спеть менуэт? (да).
Конечно, спеть можно любую мелодию. У Моцарта такие замечательные мотивы, что даже современные поэты и композиторы используют их в своём творчестве. Так, московский поэт Татьяна Кириличева написала слова к менуэту Моцарта и получилась песня.
Исполняется «Песня цветов и птиц».
Муз. рук: А сейчас я вам расскажу ещё один случай из жизни маленького Моцарта. Ему было 12 лет и он выступал с концертами в Париже. После концерта король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин.
Горели свечи, дамы блистали в своих роскошных платьях! Как вы думаете, какие танцы исполнялись на том балу?
Дети: Менуэты, вальсы, полонезы.
Муз. рук: Верно, в те времена танцевали именно такие танцы, и, конечно, композиторы сочиняли новые произведения. Давайте послушаем «Вальс» Моцарта.
Звучит «Вальс» муз. Моцарта.
Муз. рук: И вот после этого бала Вольфганг решил погулять по городу. Он шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг он увидел на набережной Сены нищего мальчика, который стоял, кутаясь в лохмотья и протягивал к нему посиневшую от холода руку. Моцарт стал шарить по карманам, но денег у него не было. И тогда он сдёрнул с себя бархатный плащ, отдал мальчугану и бросился бежать. Ему было стыдно за то, что у него есть всё – дом, родители, успех на сцене, а у этого мальчика – ничего. Много позже, вспоминая о Париже и об этом маленьком нищем, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности.
Исполняется «Колыбельная».
Муз. рук: Давайте охарактеризуем эту песню. Какая она? (дети высказывают своё мнение о песне).
Муз. рук: И ещё одно произведение Моцарта. Я думаю, вы его узнаете.
Звучит «Рондо в турецком стиле» (дети называют произведение).
Муз. рук: Какой характер у этой музыки?
Дети: Музыка звучит весело, задорно, радостно, звонко.
Муз. рук: В этом произведении Моцарт передал звучание турецкого оркестра, в состав которого входили медные и деревянные духовые инструменты, большой барабан, который до сих пор называют турецким, малые барабаны, тарелки и треугольник. Вот поэтому этот марш и называют турецким (во время объяснения рассматриваем иллюстрации инструментов оркестра).
Муз. рук: Давайте мы присоединимся к оркестру и исполним эту пьесу на детских музыкальных инструментах. Хотите?
Исполняется «Рондо в турецком стиле» (с оркестром).
Муз. рук: Вот и заканчивается наше занятие «В гостях у Моцарта». Вам понравилось? А что больше всего вам понравилось? (ответы детей).
На следующих занятиях мы с вами продолжим изучать музыку этого композитора, а сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и тихонько пойдём в группу (дети прощаются и уходят).