МААМ-картинки

Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория

Ирина Горчакова
Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни»

К. Д. Ушинский

В современном обществе особо остро стоит проблема воспитания нравственной личности. Причины кроются в недостатке внимания к детям со стороны взрослых, отсутствии культуры в окружении ребенка, большом количестве агрессии и экстремизма, пропаганде негативных факторов в источниках информации. В последние годы усилилась тенденция к глобализации, что приводит к потере традиционных для российского общества ценностей.

Публикация «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников, Ценностная категория» размещена в разделах

Нравственные ценности Любовь к людям, Добро, Мир, Свобода, Истина, Совесть, Семья, Труд, имеющие неизменную значимость во все времена, содержательно трактовались по- разному в зависимости от доминировавшего мировоззрения. И, следовательно, по-разному закладывались у молодого поколения, соответственно по-разному проявлялись в поведении и деятельности [4]

Испокон веков в нашем отечестве ценился труд Трудолюбие почиталось как одно из лучших качеств человека, Выполняя свою работу человек должен был помнить, что таким образом людям служит. Кичится должностным положением считалось дурным тоном. В современном обществе работа (труд, трактуемая как служение- редкое явление. Чаще- средство реализации личности. Еще чаще – источник доходов. Под воздействием общественного влияния СМИ нередко молодые люди стремятся выбрать профессию, где за минимум затраченных сил и времени смогут получать максимум денег. [4]

Нельзя спрятать ребенка от всего плохого, но необходимо формировать базовые ценности, которые помогут принимать правильные решения в жизни: представление о труде как обязанности, приносящей пользу себе и окружающим, трудолюбие, чувство благодарности и уважения людям за труд, бережное отношение к продуктам труда.

Возрождение народной культуры, ее ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление развития дошкольного образования.

«Добрый мир» - программа Л. Л. Шевченко является частью единой авторской программы «Духовно-нравственная культура. Православная культура». Цель программы: развитие личности дошкольника на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей. Цикл занятий посвящен теме: Труд. На занятии «Хлеб-всему голова» педагог объясняет детям: бог посылает людям урожай, если человек трудится. Бережное отношение к хлебу- это проявление уважения к труду человека. Людям приходится трудно, когда хлеб не уродится.

Обсуждение пословицы «Муравей не велик, а горы копает» приводит детей к пониманию, что маленький муравей может проделать трудную работу: даже в большой горе проложить норки, потому что он трудолюбивый, не ленивый. [3 с. 69]

Пословицы и поговорки–жемчужины народной мудрости. В них особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Прочитав начало пословицы, можно предложить детям сформулировать ее окончание. Кто любит трудиться (тому без дела не сидится) Труд кормит (а лень портит) Какой мастер (такова и работа)

Программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» содержит материал для ознакомления детей с бытом, основными занятиями русских людей, художественными промыслами, былинами, пословицами и сказками о труде. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение, пересказ, театрализованное исполнение, проведение конкурса знатоков, выставки рисунков по мотивам сказок.

Знакомство со сказкой В. Одоевского «Мороз Иванович» следует начать с обсуждения присказки:

Нам даром без труда ничего не дается,- Недаром исстари пословица ведется. [1 с. 255] После чтения сказки предложить детям ответить на вопросы по содержанию: -Почему девочек назвали Ленивица и Рукодельница? -Сравнить, как выполняли девочки свою работу. -Что они получили за свой труд? -Что в сказке правда, а что вымысел? -Чему эта сказка учит?

Ознакомление с особенностями уклада жизни, трудом и культурой народа осуществляется через разные виды деятельности: -экскурсии в русскую избу дают возможность познакомиться с предметами быта, орудиями труда, их назначением,

-знакомство с народными промыслами, увлекает детей, воспитывает желание беречь красоту, созданную руками человека,

-праздники и развлечения отражают народные традиции, связанные с трудом и различными сторонами жизни,

-рассказы о народной игрушке, прародительнице современной куклы, облик которой трансформировался от тряпичной куклы на протяжении столетий, вызывает оживленный интерес, желание мастерить, делать игрушки своими руками.

Широкое использование ИКТ в сочетании с традиционными методами повышает эффективность образовательного процесса. ИКТ обладают наглядностью, яркостью, способностью к быстрому восприятию, привлекают внимание детей.

В процессе работы педагог должен использовать любые ситуации, в которых проявляется инициативность, самостоятельность, желание помочь. Такие поступки следует поощрять и делать это нужно по-разному. За хороший поступок, совершенный ребенком в первый раз, оценка дается в ярко выраженной эмоциональной форме. В следующий раз- более сдержанно, чтобы ребенок не привык делать хорошее только ради похвалы и у него формировалось мнение,что так должен поступать каждый. В этом нет особой заслуги. Таким образом, у детей формируется стремление трудиться без напоминаний, указаний и подсказок. [2 с. 38]

Воспитатели стремятся найти рациональные пути взаимодействия с родителями. Участие родителей вместе с детьми в мероприятиях ДОУ: субботники, сбор макулатуры в рамках акции «Сдай макулатуру- спаси дерево», подготовка праздников способствуют формированию правильных ценностей личности ребенка.

Информационные технологии повышают компетентность родителей, открывают новые перспективы для родителей и педагогов в образовании и воспитании дошкольников.

Сегодня модно заниматься ранним развитием ребенка. Родители стараются выбрать детский сад, в котором применяются наиболее полезные с их точки зрения методики. Но при этом забывается, что развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все приобретаемые знания, формируемые умения и навыки, складывающееся мировоззрение, усваиваемые формы индивидуальной и социальной активности будут пронизаны духовно-нравственным подтекстом [5] Дети- будущие полноправные члены социума, им предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие, в котором народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Источники литературы

-учебники и учебные пособия:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие-2-е изд. ,перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2004.- 304 с. ;ил.

2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-128 с.

3. Шевченко Л. Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. -М. : Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2012. 208с.

-статьи из журналов:

4. Космачева Н. В. 2011 скан Трактовка нравственных ценностей как основание для формирования личности // Апостол-2011.-№2(8).- С. 16-19

5. Лескина И., Станкевич Н., Соколова Л. Духовно- нравственное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание -№2- 2014.-С. 79-82

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста» Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше.

Формирование духовно-нравственных ценностей в начальной школе во внеурочной деятельности Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались.

Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» Тема: «Формирование нравственных ценностей у дошкольников в рамках программы «Социокультурные истоки» (воспитатель: Гайнанова Лейсан Фаритовна,.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Консультация для воспитателей «Сказка как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников» Консультации для воспитателей. Подготовила Фоменко Людмила Ивановна, воспитатель д\с N10 г. Алексеевки Белгородской области. Твердят:.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка», п. Матвеев Курган Ростовской области. В современной социокультурной ситуации большое значение.

Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ — наш выбор!» Педагогический проект формирования ценностей здорового образа жизни у старших дошкольников «ЗОЖ - наш выбор!» Информационная карта проекта.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Сотрудничество ДОУ с Симферопольским художественным музеем в процессе формирования духовно-нравственных качеств дошкольников Из опыта работы педагогов МБДОУ №4 «Ласточка» Старший воспитатель МБДОУ №4 Журавская Е. Г. Все больше в жизнь детского сада входит такое.

Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Воспитание нравственных ценностей у дошкольников через семейные традиции Мельникова Н. В. воспитатель МБДОУ д/с №22 «Почемучка» г. Саяногорск.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 13:24
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выбор нравственных ценностей в процессе воспитания дошкольников. Ценностная категория» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Горчакова (УИ 1795304) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД