елена фролова
Выпускная квалификационная работа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Введение ….… 3
Глава 1. Теоретические основы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом…. 6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста…6
1.2 Содержание, формы и методы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной…. 13
1.3 Исследование проблемы познания дошкольниками истории и культуры родного края в педагогике….17
Публикация «Выпускная квалификационная работа „Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной“» размещена в разделах
- Выпускной. Сценарии выпускных в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
1.4 Особенности ознакомления с малой Родиной детей старшего дошкольного возраста….20
Глава 2. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с городом Даниловом…26
2.1 Организация исследования….26
2.2 Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с городом Даниловом…. 32
2.3 Результаты исследования…35
Заключение….39
Список использованной литературы …40
Приложение…43
Введение
Актуальность изучаемой проблемы обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в нынешнем обществе представляется патриотическое воспитание, целью которого является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепление чувства причастности к великой истории и культуре России. Обеспечение преемственности поколений россиян, воспитание гражданина России, который любит свою Родину и семью, обладает своей жизненной позицией – основные задачи патриотического воспитания. Об актуальности патриотического воспитания свидетельствует принятая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы».
Патриотическое воспитание рассматривали известные ученые, такие как В. Г. Белинский, Н. Ф. Виноградова, Н. К. Крупская, С. А. Козлова, А. Н. Радищев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Р. И. Жуковская. Проблемой патриотического воспитания детей занимались Т. Н. Бабаева, Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, В. И. Логинова, С. Н. Николаева, Т. А. Ротанова. Занимаясь изучением проблемы патриотического воспитания, учёные сделали акцент на необходимости приобщения детей к культурному достоянию народа. Российские исследователи С. А. Козлова и Т. А. Куликова предлагают в качестве одного из решений проблемы патриотического воспитания дошкольников, познание ими Родины – Российской Федерации и того места, где они проживают.
Именно в дошкольном возрасте необходимо начинать формировать чувство патриотизма у детей, потому что в этот период развивается культурно-историческая направленность нравственной и духовной основы ребенка, развиваются его эмоции, чувства, мышление, приспособительные механизмы в обществе, начинается процесс национально-культурного самоопределения в окружающем мире. Кроме того, период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам способствует патриотическому воспитанию еще и потому, что дошкольник доверяет взрослому, ребенок характеризуется внушаемостью, подражательностью, эмоциональной чувствительностью и искренностью чувств. В этом возрасте восприятие реальности и культурного пространства очень сильное, и они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно для патриотического воспитания.
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы понять и воспитать в душе ребенка любовь к родной природе, семейному дому, семье, истории и культуре страны, созданную трудами близких ему людей, тех, кого называют соотечественниками. Методика патриотического воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения была исследована Л. И. Беляева, Р. С. Буре, А. М. Виноградова, М. В. Воробьева, Н. Ф. Виноградова, Е. Ю. Демурова, С. А. Козлова, Н. А. Стародубцева, А. Р. Суровцева, Е. К. Суслова К. Д. Ушинский Р. И. Жуковская[27].
Важным средством патриотического воспитания является знакомство детей с историей их родины. Патриотическое воспитание - это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, целью которого является выявление и развитие в ребенке общечеловеческих нравственных качеств, ознакомление его с истоками национальной, региональной культуры и природой родного края. Воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства причастности, привязанности, где воспитатели могут развить начальные представления об окружающем их мире с помощью различных методов и приемов у детей, дать ребенку знание о себе как о гражданине своей родины, что ставится главной задачей воспитателя в дошкольном образовательном учреждении.
Патриотические чувства прививаются в процессе жизни человека в определенной социальной и культурной среде. Для ребенка родина – это, прежде всего, его семья, его дом, его улица, его родной город или его деревня, - то место, где он родился и живет. Каждый город или деревня имеет свои особенности исторического развития, особенности культуры и природы, которые представляют собой феномен, вызывающий у каждого человека интерес и привязанность к своей родине.
Сухомлинский утверждал: «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: как и при каких условиях можно решить проблему патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработка методики ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной (на примере города Данилова).
Гипотеза исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной будет эффективным, при условии внедрения специально разработанной методики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить содержание, формы и методы роботы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной.
3. Выявить особенности ознакомления с малой Родиной детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методику ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом (на примере города Данилова).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы, приложений.