МААМ-картинки

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности

Ольга Кожевина
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности

Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности

2.1 План опытно-поисковой работы по развитию навыков общения со сверстниками у детей старшей группы посредством коллективной трудовой деятельности

Публикация «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности» размещена в разделах

Тема опытно-поисковой работы: «Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности».

Опытно-поисковая работа - это метод научного исследования, который позволит проверить теоретические результаты исследования и апробировать разработанные педагогические условия и подобранную систему занятий влияния коллективной трудовой деятельности как средства развития навыков общения со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность опытно-поисковой работы обусловлена тем, что старшие дошкольники постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной трудовой деятельностью.

С учетом требований ФГОС ДО от 17.10.2013 № 1155, где предполaгaется создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, самостоятельности и ответственности как субъекта отношений с самим собой, другими детьми.

Работа проводилась в старшей группе с детьми 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок", находящимся в с. Туринская Слобода, Свердловской области. В группе 15 детей: 7девочек, 8 мальчиков. Детский сад работает по программе «От рождения до школы» (рук. проекта Веракса Н. Е., которая определяет трудовое воспитание как составную часть социально-коммуникативного воспитания старших дошкольников.

На основании анализа научных подходов к развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности, была обозначена идея опытно-поисковой работы: как организовать работу по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в ДОО?

Идея воплощена через замысел: организовать занятия по коллективной трудовой деятельности в режимных моментах и в непосредственной образовательной деятельности, занятия, которые будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками у старших дошкольников.

Объект-процесс общения детей старшего школьного возраста.

Предмет–организация коллективной трудовой деятельности, которая будут способствовать развитию навыков общения со сверстниками детей в старшем дошкольном возрасте.

Цель опытно-поисковой работы: подобрать и реализовать содержание коллективной трудовой деятельности, способствующие развитию навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте.

В ходе достижения цели будет проверяться гипотеза: развитие навыков общения со сверстниками у старших дошкольников по средством коллективной трудовой деятельности будет действенным при условиях:

- учет индивидуальных особенностей дошкольников, возможности объединять их в подгруппы не только по уровням сформированности навыков сотрудничества, но и по взаимным симпатиям и уровнем сформированности навыков общения;

- организации под руководством воспитателя планомерной, целенаправленной работы по развитию общения в ходе коллективной трудовой деятельности в процессе НОД и режимных моментах;

- будут использованы новые методы, приемы и способы развития навыков общения в рамках коллективной трудовой деятельности старших дошкольников;

- наполнение материально-технической базы старшей группы детского сада будет соответствовать решению этой проблемы.

Для проверки гипотезы исследования были сформулированы задачи:

Задачи:

1) Подбор и реализация занятий по коллективной трудовой деятельности с использованием средств направленных на развитие общение у старших дошкольников.

2) Подбор диагностического инструментария для выявления уровня сформированности навыков общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста;

3) Выявление уровня развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.

4) Реализация занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

5) Проведение повторного диагностического замера и определение действенности реализованных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

6) Описание результатов исследования и педагогических условий реализации занятий по коллективной трудовой деятельности способствующих развитию навыков общения старших дошкольников 5-6 лет;

В ходе опытно-поисковой работы решалась педагогическая цель: ознакомление детей со способами и приемами общения и взаимодействия в рамках коллективной трудовой деятельности.

Исполнитель: Кожевина Ольга Александровна, руководитель практики Суслова Д. В., старший воспитатель.

Участники опытно-поисковой работы – дети старшей группы 5-6 лет, МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"

Опытно-поисковая работа проходила в три этапа:

На первом (подготовительном) этапе - проанализировала имеющиеся программы по коллективной трудовой деятельности для старших дошкольников и подобрала занятия, которые позволяют реализовать эти условия гипотезы; подобрала диагностический инструментарий, определяющий уровень развития навыков общения детей 5-6 лет

На втором (деятельностном) этапе провела первичный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет, реализовала 6 занятий по коллективной трудовой деятельности, провела повторный замер уровня развития навыков общения детей 5-6 лет.

На третьем (аналитическом) этапе на основе сопоставления результатов первичного и повторного замеров определила действенность подобранных занятий по коллективной трудовой деятельности для развития навыков общения со сверстниками детей 5-6 лет.

Сроки опытно-поисковой работы: период прохождения преддипломной практики с 2 апреля по 28 апреля всего 4 недели.

Проведение опытно-поисковой работы организовывалось по следующему алгоритму действий:

1) определение этапов опытно-поисковой работы;

2) подбор диагностического аппарата для оценки развития общения в ходе коллективной деятельности;

3) разработка оценочного материала;

4) определение педагогических условий развития для реализации занятий;

5) проведение занятий;

6) систематизация данных эксперимента и анализ деятельности;

7) оформление итогов деятельности в исследовательской работе.

Реализуя опытно поисковую работу на базе «Слободотуринского детского сада «Родничок» работающего по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.» можно проанализировать ее структуру:

Таблица 1

Полное название программы, авторский коллектив ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. — с.

Целевые установки

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств. В Программе отсутствуют жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении. На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства.

Ведущие цели программы:

Создание благоприятных условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,

Формирование основ базовой культуры личности,

Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,

Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе,

Обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности

Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

Проанализировав основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, я посчитала целесообразным использовать в своей работе коллективную трудовую деятельность старших дошкольников для развития навыков общения. Мной был составлен комплексно - тематический план, где я отразила занятия, которые буду апробировать во время практики. [27]

Календарно тематическое планирование по коллективной трудовой деятельности рассчитано на 8 занятий (в среднем 2 раза в неделю, в первую неделю и последнюю неделю практики было проведено 1 занятие и проведение диагностического, во 2-3 неделю по 2 занятия. Итого было проведено 6 занятий. (Приложение 1)

Действенность подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, реализованных занятий и спроектированных условий реализации оцениваеться по следующим критериям:

наличие положительной динамики в уровне развития навыков общения у старших дошкольников;

положительное заключение о возможности реализации и действенности занятий по коллективной трудовой деятельности от воспитателя ДОУ, где они были реализованы;

Отчет о реализации опытно-поисковой работы и ее результатах оформлен в виде результатов диагностического исследования и описания условий реализации подбора занятий по коллективной трудовой деятельности, которые представлены как параграф работы в дипломном исследовании.

Таким образом, представленные методологические характеристики опытно-поисковой работы позволяют спланировать и организовать исследовательскую деятельность, направленную на развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте по средствам коллективной трудовой деятельности.

2.2. Способы оценки процесса и результатов по развитию навыков общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности

Способы оценки процесса и результатов по развитию общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности возможны на основе применения диагностических методов и методик. Их выбор осуществляется в соответствии с целью дипломной работы, возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего дошкольного возраста, что позволяет изучить динамику развития общения со сверстниками у детей 5-6 лет посредством коллективной трудовой деятельности.

Методы и методики диагностического обследования отобраны в соответствии с темой опытно-поисковой работы, возрастными и индивидуальными особенностями, что позволяет выявить уровень сформировaнности навыков общения со сверстником у стaрших дошкольников.

Диагностика – это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда : труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Современный подход к педагогической диагностике состоит в создании воспитателями условий для ее организации и проведения. Одним из основных моментов в организации педагогической диагностики детей является активизация их активности и самостоятельности.

Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, предусматривающим свободу выбора в соответствии с интересами ребенка. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание и способы выполнения диагностического задания.

По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий.

В данном исследовании методики проводятся дважды: выполняется первичный замер, после чего реализуются занятия по коллективной трудовой деятельности. После реализации занятий в течение месяца проводится повторный замер.

В опытной работе выявились и оценились уровни развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстником в процессе эффективного коллективного труда, с помощью диагностик:

Методика изучение навыков культуры общения[37] (Приложение 2)

Автор: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина (1995). Публикации: Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина

Цель диагностики: изучить сформированность навыков культуры общения.

Взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками : ровные доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные данные соотносят с таблицей. Таблица 2 – «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста» (Приложение 2)

Для достижения цели использовались метод наблюдения за детьми в естественных условиях;

За детьми наблюдала в естественных условиях; режимных моментах; на занятиях, прогулке, игровой деятельности, свободной деятельности.

Сформированность навыков культуры общения исследовала в двух направлениях: выявление уровня сформированности навыков культуры общения с взрослыми и со сверстниками;

Оценка уровня сформированности навыков культуры общения у старших дошкольников проводилась с учетом критериев:

Анализ результатов, полученных по обеим методикам, проводится по следующим критериям:

Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

Умение организовать общение :

Высокий уровень (3 балла) – ребенок охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора, выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень (2 балла) – ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими :

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) — не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Общий балл:

Высокий уровень –15 — 18 баллов

Средний уровень – 10 — 14 баллов

Низкий уровень – 6 — 9 баллов

В диагностическом обследовании принимали участие 15 детей 5-6 лет МАДОУ «Слободо-Туринский детский сад "Родничок"

После проведенного исследования по определению уровня сформированности навыков культуры общения получила результаты, приведенные в Таблице 2. «Уровень сформированности навыков культуры общения у детей старшего возраста»

Публикации по теме:

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Календарь ожидания «Дед Мороз»Развитие познавательной активности в старшем дошкольном возрасте. Календарь ожидания «Дед Мороз» Ожидание новогодних праздинков всегда сопряжено со множеством хлопот. В прошлом году мы с ребятами решили эту проблему следующим образом.

Конспект занятия, направленный на развитие мелкой моторики, в старшем дошкольном возрасте «Зимняя прогулка в сказочном лесу» Тема: «Зимняя прогулка в сказочном лесу» Задачи: Образовательные 1. Активизировать словарь и расширить представления детей по лексической.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Развитие детского творчества в старшем дошкольном возрасте средствами нетрадиционных техник рисования Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Библиотека» в старшем дошкольном возрасте. Задачи: Развитие сюжета; 1. Развивать.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие речи в процессе математических представлений с применением ИКТ в старшем дошкольном возрасте .

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности
Опубликовано: 5 июня 2018 в 18:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД