наталья степанищева
Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка.
Ни для кого не секрет, что во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. С чем это связано? Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразы, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, Развитие речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
• Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим)
• Обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы).
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
• Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает, что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).
• Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
• Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
• Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому меня, как воспитателя, в первую очередь волнует проблема развития речи детей.
Цель моей работы в данном направлении - речевое развитие детей через все компоненты устной речи детей.
Задачи:
1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.
2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .
3. Развитие мелкой моторики рук.
4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.
Развитие речи детей в группе осуществляю во всех видах деятельности:
- в игре;
-в непосредственной образовательной деятельности;
-в свободных видах деятельности детей;
- во всех режимных моментах.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а я им в этом помогаю.
Начинаем играть. Дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Например, игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей, описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает и назвать имя. А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же - формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р»
Чем еще привлекательны прогулки для развития речи - так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас малыша, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.
Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.
Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества (малые фольклорные формы);
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки.
Театрализованные игры - стимулируют активную речь, расширяют словарь, развивают связную, грамматически правильную, выразительную, интонационную культуру речи. Она является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Игра- драматизация- способствует более глубокому пониманию смысла произведения, активизируют речь. Дети творчески осмысливают и воспроизводят в лицах литературный материал (диалогическая и монологическая речь.
Сюжетно- ролевая игра- способствует развитию речевого диалога (всегда сопровождается речью- договариваются, спорят, ведут диалог).
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Связь мелкой моторики с речью.
Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческий мысли.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными станут пальчики ребенка, зависят его будущие успехи в обучении, а в особенности при выполнении письменных работ. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно: пальчиковая гимнастика, нанизывание бусинок, пальчиковые игры с цветными счётными палочками, рисование по трафаретам, работа с мозаикой, рисование пальчиком и ладошкой, рисование ватной палочкой штриховка, работа с пазлами, шнуровка, пуговицы, массаж Су – Джок шарами, сухой бассейн, лепка, аппликация.
Одним из основных средств речевого развития является обучение. Это – целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений в детском саду». Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей. Занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве, самом благоприятном периоде для овладения языком.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Для речевого развития детей и для самостоятельной художественно-речевой деятельности у нас в группе созданы все условия: оборудованы книжный уголок, речевой уголок, уголок ряжения, уголок ИЗО деятельности. Ребенок в них действует добровольно, т. к. созданы все возможности для проявления субъективности в общении.
Таким образом, организационно-методическое сопровождение речевого развития детей дошкольного возраста способствует тому, что к завершению дошкольного образования у ребенка складываются предпосылки грамотности. Дошкольник владеет устной речью, использует её для выражения своих чувств, желаний и мыслей, выстраивает речевое высказывание в ситуации общения.
Ещё одним из важнейших направлений в деятельности педагога по развитию речи детей является взаимодействие с родителями. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в ДОУ, но и в семье. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, несомненно, поможет им в организации речевых занятий дома.
Правила для педагогов:
• Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.
• Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
• Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
• Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.