Получи документы

Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

Татьяна Воронкова
Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Не случайно именно сейчас в сложный период жизни нашего Отечества мы педагоги стали искать возможности для плодотворной работы по патриотическому воспитанию, обращаясь именно к традиционному отечественному наследию.

Хочу рассказать о проведении нашей работы по этой теме в старшей группе.

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Рассматривая тему «Семья», мы начали работу с родителей. Рекомендовали им рассказать детям о близких людях, т. е. о родне. Показать детям семейные реликвии (альбомы, письма и другие «ценные» вещи, которые остались от родственников).

Мы же каждое утро вели беседы, что нового узнали дети о своей родне, где живут, чем занимаются. Рассматривали картинки, иллюстрации изображающие членов семьи. Читали стихотворение Я. Акима «Моя родня». Обсуждали отрывок из рассказа В. Драгунского «Сестра моя Ксения». Разучили пословицы о семье.

Рассматривали фотографии, которые дети приносили из семейного фотоальбома, по которым рассказывали о своей семье, родне. Провели конкурс рисунков на тему: «Моя семья».

Семья одного из воспитанников, а именно, его бабушка – Любовь Ивановна пригласила детей нашей группы к себе в гости, в свой дом. Путь был не близкий, шли с детьми через осенний парк. Потрудились, собирая букет из осенних листьев для бабушки.

Любовь Ивановна показала детям дом и домашнее хозяйство. Угостила детей яблоками, показала огромные тыквы и красивые цветы, которые выросли у них в огороде. Провожая детей, Любовь Ивановна нарвала красивый букет астр для сотрудников детского сада и для украшения группы.

В детском саду дети рисовали и лепили животных, которых видели у бабушки. Играли в игру «Моя семья».

Рассматривая следующие этапы работы по схеме – Детский сад, родная улица, наш посёлок мы просто усложняли, расширяли представления детей о работе сотрудников детского сада, знакомили с профессиями. Играли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад». Рассказывали о том, что все сотрудники детского сада заботятся о детях, а дети должны помогать взрослым. С уважением относиться к их труду, помогать в группе воспитателю и няне, а также помогать детям младших групп. На практике же, помогали малышам в оформлении группы к Новому году – делали фонарики, гирлянды из цветной бумаги. Трудились, расчищая дорожки от снега, помогая нашему дворнику.

Рассматривая следующую тему: «Наш родной посёлок» рекомендовали родителям прогулки с детьми по посёлку, с целью знакомства с достопримечательностями. На занятиях рассказывали детям об истории возникновения посёлка, почему он так называется. Рассматривали фотоальбом с изображениями достопримечательностей родного посёлка. Играли в дидактическую игру «Знаешь ли ты свой посёлок». Дети придумывали рассказы о том, что мы можем сделать, чтобы наш посёлок стал краше. На занятии по конструированию дети строили новые улицы и здания, которые дети построят, когда вырастут. Играли в сюжетно-ролевую игру «Мы строители посёлка», «Путешествие на автобусе по посёлку». Организовывали совместно с родителями экскурсию в краеведческий музей района, где дети многое узнали о нашем районе и его гиганте строительной промышленности «Мордовцемент», людях, которые его строили. Вся эта работа воспитывает в детях чувство гордости за наш район, народ, желание, став взрослым, встать на защиту своей страны.

Дальше по схеме тема: «Страна – Родина». На занятиях знакомили детей с историей России. Рассказывали, как возникла Россия, о наших предках – восточных славян. Рассматривали иллюстрации с изображениями древнерусских князей. Познакомили детей с символикой страны. Много рассматривали иллюстраций и картин с изображением природы России. Совместно с родителями провели конкурс на тему: «Моя Родина». Учили с детьми стихи, пословицы, поговорки о Родине. Знакомили детей с защитниками Отечества. Дети приносили фотографии своих дедов, которые защищали Родину, рассказывали о них. Многие дети приносили армейские фотоальбомы отцов, где мы узнали в каких родах войск, служили их папы. Организовывали фотовыставку на тему: «Защитники Отечества». Провели совместно с родителями досуг «День Защитника Отечества». Знакомим детей с православной культурой и традициями русского народа. Помещаем в родительский уголок информацию о православных праздниках и традициях, которые возникли очень – очень давно и сохранились до наших дней. Провели совместно с родителями праздник «Пасхи».

В подготовительной к школе группе мы работали также по перспективному плану данной группы и по выбранной нами схеме. Только усложнялись задачи.

Так, в разделе «Семья» мы знакомили детей с понятием «родословное древо», которое составляли родители вместе с детьми. Беседовали с детьми о старинных именах, о значении своего имени. Составляли рассказ на тему: «как я забочусь о своей бабушке. Повторяли знакомые и заучивали новые пословицы и поговорки о семье.

Работая над темами «Детский сад», «Родная улица», «Наш посёлок» закрепляли представления детей о сотрудниках детского сада. Особое внимание уделялось значимости труда взрослых, взаимосвязи людей разных профессий (повар, няни, прачка и т. п.) – все они заботятся о детях. Воспитывали чувство уважения к их труду. Чем же мы можем помочь им (мыть чисто руки и не пачкать полотенце и т. п.).

Водили детей на экскурсии по посё лку: в храм, в ледовый дворец, на стадион, в спортивный комплекс, на улицы Ленина, Суродеева (рассказали, почему эти улицы так названы, Сергея Давыдова (рассказали о погибшем воине-интернационалисте). Рассматривали альбом, каким был наш посёлок раньше; беседовали о том, какой он сейчас; каким его видят дети в будущем ( составляли рассказы на тему: «Наш посёлок в будущем»; на занятии по конструированию строили новые дома в нашем посёлке, что мы можем сами сделать, чтобы наш посёлок был чистым и красивым.

Далее по схеме тема «Страна – Родина». Здесь мы продолжали знакомить детей с природой, культурой России и традициями русского народа. Знакомили с великими людьми России (писатели, художники, святые – Георгий Победоносец, Александр Невский и т. п.).

У всякого дерева глубоко в земле есть крепкие корни – это его история. Поэтому и знакомили детей с историей России (дети знают о Петре 1, о царской семье Романовых). Провели викторину «По Руси великой».

Не забывали и о своей малой Родине – Мордовии. Расширяли представления детей о том, как жили наши предки – мордва; знакомили с мордовским орнаментом, символикой, с достопримечательностями нашей столицы – г. Саранска; с мордовскими писателями (П. Машканцев, С. Люлякина, Я. Пинясов); с творчеством художника Ф. В. Сычкова, скульптора С. Д. Эрзя; с народным промыслом с. Подлесная Тавла.

Большую работу провели к Дню Победы. Читали художественную литературу, заучивали стихи (М. Исаковский «На век запомни», Е Благинина «Шинель», А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка», Л. Кассиль «Твои защитники», С Баруздин «Шёл по улице солдат», С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом» и др.). Слушали песни времё н ВОВ: «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко, сл. Д. Чибисова, «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ашанина).

Знакомили с героями ВОВ (З. Космодемьянская, А. Матросов, В. Талалихин, М. Девятаев и др.)

Беседовали об орденах и медалях ВОВ, о городах – героях с рассматриванием открыток, иллюстраций, слайдов. Провели викторину «День Победы». Родители выпустили праздничную газету на уличный стенд. Отдали дань памяти павшим воинам- интернационалистам.

Перед Днём Конституции (в декабре) беседовали о правах и обязанностях, дали представления о том, что родители обязаны воспитывать своих детей, а дети в свою очередь должны слушаться своих родителей. Надеемся, что пословицы: «Добрые детки – дому венец, а плохие дети – дому конец», «Жить – Родине служить» у наших детей останутся в памяти на всю жизнь.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьёй. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек, бабушек, участников ВОВ, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», ненависть к врагу, «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, в их честь воздвигнуты памятники. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Зачастую, к сожалению, преданность к своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже предательством. Поэтому важно, чтобы дети, как можно раньше увидели «гражданское лицо своей семьи». (Знают ли, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков) Показать через малое – большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств и гражданского становления дошкольников.

Вопросы патриотического воспитания требуют длительной, серьёзной, вдумчивой работы. Так же как для человека естественно желание гордиться своими родителями, естественно и желание гордиться народом, к которому он принадлежит. Знакомство с биографиями великих людей России даёт детям благородные примеры жизненного пути и основание для гордости причастностью к истории и культуре действительно великого народа. Это особенно важно, поскольку критика жизни в нашей стране традиционно звучит громче, чем признание её достижений. Однако воспитание здорового патриотизма на основе критики невозможно. Если мы хотим, чтобы дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. А для этого ребенок, прежде всего, должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники.

Подводя итог можно сказать следующее: вся проведённая нами работа дала хорошие результаты. У детей сформированы представления о своей семье, родном посёлке, родной стране, о великих людях России, общественных и православных праздниках. А самое главное – в детях заложены основы патриотических чувств (любовь к своим близким, своему посёлку, республике, Родине, природе родного края; чувство доброты, сочувствия и милосердия).

Публикации по теме:

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Воспитание у дошкольников любви к Родине (из опыта работы) В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание.

Из опыта работы «Патриотическое воспитание» В настоящее время предлагается много путей и способов воспитания у детей чувства любви к своей Родине, предлагаем опыт работы по углублению.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению 1 слайд Семинар – практикум «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников в процессе организации работы по краеведению» 2 слайд.

КВН «Природа — наш дом» К В Н «Природа –наш дом». Цели: Сформировать представление о многообразии природного мира; о необходимости охраны природы; Закрепить правила.

Патриотическое воспитание у дошкольников.Патриотическое воспитание у дошкольников. Одной из важнейших задач в дошкольных учреждениях является патриотическое воспитание детей!Дети должны быть патриотами своей.

План работы методического объединения в ДОУ по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» План работы методического объединения в МАДОУ №196 по теме: «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ» Цели: расширение.

Формирование у старших дошкольников основ музыкальной культуры посредством проектной деятельности В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2014 года № 273-ФЗ говорится о том, что дошкольное образование должно.

Выступление из опыта работы «Игры со сказками» Сказка приходит к нам в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Вначале маленькие простенькие сказки знакомят ребенка с окружающим миром.

Тематическое планирование учебно-воспитательного процесса по теме «Семья» (из опыта работы) Выступление на педсовете из опыта работы Тематическое планирование учебно-воспитательного процесса Я в детском саду №21 работаю 10 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 28 сентября 2015 в 00:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД