Выступление из опыта работы «Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы»

Марина Бердник
Выступление из опыта работы «Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы»

Дошкольный возраст — период активного познания ребенком окружающей действительности. Важную роль в этом процессе играет взаимодействие со сверстниками и взрослыми, которое служит средством приобретения новых знаний и навыков, развивает способности, характер, самосознание ребенка. Учитывая это, формирование у детей потребности в общении, развитие умения сотрудничать, договариваться, учитывать интересы и чувства других являются важными вопросами, требующими особого внимания как родителей, так и педагогов.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО, образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.

Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.

Учитывая это, развитие у дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в паре и в группе должно стать одной из центральных задач деятельности педагога, постоянно находящейся в поле его внимания.

Развитие умения взаимодействовать в паре сверстников осуществляется поэтапно в каждой возрастной группе.

В старшей группе работа должна быть направлена на получение детьми опыта договора в паре о выборе предмета и/или способа деятельности под руководством взрослого, развитие самостоятельности и творчества пары в совместной деятельности.

Если педагог предлагает паре детей задание для совместного выполнения, то ему следует создать для этого необходимые условия,которые можно разделить на следующие направления:

1. мотивация пары на совместную деятельность;

2. обеспечение развития самостоятельности и творчества детей в совместной деятельности;

3. побуждение воспитанников к договору о том, что именно и (или) каким способом они будут делать;

4. побуждение детей по завершении совместной деятельности к осознанию того, что им удалось сделать задание быстро и красиво благодаря тому, что каждая пара договорилась о том, каким образом они будут действовать.

Мотивирование пары сверстников на совместную деятельность или попарную работу всей группы дошкольников может быть легко осуществлено (понято и принято воспитанниками). Для этого нужно сказать детям, что задание должно быть выполнено быстро, а достичь этого можно, если работать парами, совместно выполняя одно задание для общей групповой работы.

Необходимость поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества акцентируется во ФГОС ДО. Особенно актуально это требование в старшем дошкольном возраста, когда у ребенка складываются и развиваются подлинно личностные механизмы регуляции поведения, оно становится все менее ситуационно зависимым, приобретает волевой характер, т. е. дошкольник начинает хотеть действовать по собственному желанию, реализовывать собственные устремления.

На протяжение 2016-2017 учебного года, я с детьми старшей группы работаю по методике работы в паре, и продолжаем работу в этом направление.

По этой методике я работалапо трем направлениям: мною было показано открытое занятие по декоративному рисованию в старшей группе, по теме «Подарим маме варежки»; также мы с детьми с помощью графического рисования, раскрасили «Перчатки»; в лепке мы изготовили «Посуду для кукол».

На открытом показе НОД,игровой мотивацией было: изготовить варежки для мамы в подарок.

Главной целью НОД и дальнейшей работы по этой методике,было: научить детей работать парами.

Задачи НОД:

• Учить детей свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны;

• выявление и развитие творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования;

• развивать разнонаправленные слитные плавные движения руки, зрительный контроль за ними;

• закреплять умение создавать узор из знакомых элементов декоративной росписи, обучать детей умению обсуждать выбор элементов, гамму красок, расположение элементов узора;

• формирование у дошкольников опытасамостоятельного осознанного договора в паре: о том, что и как делает каждый участник для достижения общего результата.

Выступление из опыта работы «Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы»

Для работымы использовали следующее оборудование: шаблоны варежки, краски гуашь (по количеству пар детей, стаканчики с водой, тряпочки, салфетки, кисти, ватные палочки, штампы (овощи- картофель «круг», тыква «треугольник); варежки для показа элементов узора; перчатки для игры, корзина.

В рамках данной специально организованной образовательной деятельности, перед тем как начать украшать варежки для мамы, мы вместе с воспитанниками поиграли в дидактическую игру «Найди пару варежке» и убедились, что варежки в паре две, что они одинаковы по размеру и что цвет и узор тоже одинаков, поэтому нужно было подумать как украсить варежки (показ разных вариантов и способов, чтобы получилась именно пара.

Обеспечение того, чтобы пары детей договорились о том, что именно и каким способом они будут делать, в этом возрасте достигается прямым указанием взрослого. В нашем случае я сразу поставила задачу перед детьми, что для того, чтобы варежки в паре оказались похожими друг на друга, они должны договориться, какие узоры они будут наносить на варежку и какое нетрадиционное оборудование будут использовать.

Для более точного нанесения узора на варежки, я предложила детям использовать штампы-овощи.

В ходе работы я наблюдала и слушала, о чем договариваются воспитанники, задавала, если необходимо, вопросы о том, договорились ли они, побуждая к этому, помогала, если необходимо.

По завершении совместной деятельности, после того как пары варежек были украшены, каждая пара детей выходила со своими работами для обсуждения результата, ну а я задавала детям вопросы о том, как им удалось так быстро и красиво украсить варежку, добились ли они цели, получилась ли у них пара варежек, что не удалось в работе, и что нужно сделать чтоб в следующий раз все получилось.

Детям нравится работать в паре, особенно если они легко договариваются, уступают друг другу, «передавая» попеременно лидерскую позицию, свои придумки. В большинстве случаев дошкольники приходят к согласию ради выполнения общего задания.

Так как партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве заключается в выборе партнера для совместной работы, умении договориться об общем фоне, рисунке, цветовой гамме и расположение элементов рисунка, то например в графическом рисовании «Перчатки», помимо этого перед детьми встает задача определиться кто будет обводить правую, а кто левую руку.

Как оказалось обвести руку партнеру очень трудно. Дети долго крутили руки, не зная с чего начать. Но и с этой задачей мои дети справились, выбрав партнера для работы и распределив обязанности они нарисовали замечательные «перчатки».

Далее, в лепке «Посуды для кукол» перед партнерами стояла задача выбрать какой сервиз они будут лепить (чайный или кофейный). Также нужно было определиться с цветом посуды и деталей украшения для нее. Дети сразу же легко включились в работу, и начали фантазировать, всем хотелось сделать красивую посуду для кукол.

окончании работы ребята – партнеры разместила свои работы на одну салфетку. Чтобы подвести итоги мы рассмотрели каждый сервиз партнеров и детально обсудили, как и что помогло ребятам выполнить работу в паре.

В целом эта специально организованная образовательная деятельность позволяет воспитанникам не только самостоятельно воплотить собственный замысел, проявить творчество, но и получить важный психологический опыт договора со сверстником, опыт такого взаимодействия, в котором можно предложить свое, но при этом нужно услышать желание другого, договориться так, чтобы достичь общую цель. Как правило, это удается (с помощью педагога, и дети действительно рады, что работы у них получаются очень красивыми и оригинальными.

Следует отметить, что данная совместная деятельность, организованная в старшей группе, стимулировала речевую активность воспитанников. Ребята по собственному желанию очень подробно рассказали своим друзьям, которые отсутствовали на момент деятельности о том, с кем в паре и что они делали и из чего. Дети достаточно долго рассматривали плоды своей работы и обсуждали как у них это получилось. И теперь как только начиная занятия я говорю…сегодня мы…и ребята кричат…работаем в паре. Таким образом, был продемонстрирован высокий уровень заинтересованности воспитанников, их эмоциональной включенности, освоения материала. В своей работе я буду продолжать использовать методику работы в паре.

Слайд № 20 -Всем спасибо за внимание!

Публикации по теме:

«Воспитание доброты у детей дошкольного возраста» (выступление из опыта работы) «Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе – от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». Доброта.

Доклад из опыта работы «Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий» В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его.

Фотоотчёт «Герои русских народных сказок в изобразительном творчестве детей»Фотоотчёт «Герои русских народных сказок в изобразительном творчестве детей» Фотоотчёт на тему:«Герои русских народных сказок в изобразительном творчестве детей» Последние две недели января в нашем маленьком детском.

Консультация «Педагоги и психологи о детском изобразительном творчестве». Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

«Волшебная бумага» (формирование у детей ручной умелости в совместном изобразительном творчестве детей и взрослых) «Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем.

Выступление из опыта работы кружковой деятельности в подготовительной к школе группы по теме «Книжный дизайн» Выступление воспитателя Шулятьевой Елены Валентиновны, воспитателя МДОУ «Увинский детский сад №2» Кружковая деятельность в подготовительной.

Выступление из опыта работы по теме: «Воспитание толерантности у детей в раннем возрасте» Одна из основных целей программы нашего детского сада является: создание благоприятных условий для формирования культуры личности ребёнка,.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание дошкольников». Из опыта работы. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает.

Выступление с докладом из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников Слайд 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! В своем выступлении я хочу рассказать о том опыте и той работе, которую проводят педагоги нашего.

Взаимодействие с родителями (из опыта работы). Одним из направлений работы детского сада в целом и воспитателей в частности является взаимодействие с семьями воспитанников. В законе «Об.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Выступление из опыта работы «Партнерское взаимодействие в изобразительном творчестве детей старшей группы»
Опубликовано: 30 марта 2017 в 15:23
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Всемирный день книг и авторского права

Книги — наши верные друзья, без книг нам быть никак нельзя! Под таким девизом проходит очередной тематический день, посвященный международному книжному празднику. Воспользуйтесь нашей специальной...

23 апреля. День английского языка

ООН учредила международные праздники в честь каждого из пяти своих официальных языков. Исторически так сложилось, что главным и самым распространённым из них стал английский. Дата 23 апреля была избрана...


Горячие темочки