любовь Журавлева
Выступление на конференции
▼ Скачать + Заказать документы
Актуализация использования проектного метода.
Организация проектной и исследовательской деятельности дошкольников как первооснова формирования универсальных учебных действий младших школьников (Слайд)
Для формирования познавательных универсальных учебных действий дошкольные образовательные учреждения все активнее вводят метод проектов в детском саду.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Публикация «Выступление на конференции» размещена в разделах
Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому формирование необходимых универсальных учебных действий является основной задачей воспитателей. Начиная с 2008 года, я стала внедрять в практику данную технологию. Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Так как метод проектов включает в себя совокупность проблемных методов: исследовательский, поисковый, творческий, - я применяю в своей работе все эти методы, но остановиться хочу на исследовательском методе.
Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественнонаучных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы.
Слайд
Поэтому поставила следующую цель:
Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность.
Задачи:
1. Развивать у детей предпосылки логического мышления.
2. Развивать собственный познавательный опыт.
3. Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
4. Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами окружающего мира.
5. Способствовать формированию эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей природе.
СЛАЙД Для обеспечения системы работы разработан план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы, различные коллекции (семян, камней, ракушек, гербарии, тематические альбомы, СЛАЙД подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково-исследовательского содержания (игры-загадки, игры-путешествия).
При разработке проектов использую метод организованного и контролируемого детского экспериментирования и поиска информации в индивидуальной и коллективной деятельности детей.
СЛАЙД В работе с детьми использую следующие формы педагогической деятельности: прогулки (к оврагу, к роднику, экскурсии (в парк, на аэродром, опыты («Имеет ли вода форму?», «Песочные туннели», «Варим кашу сами», СЛАЙД беседы («Что такое природа?», «Какие бывают камешки?», «Для чего нам кашу кушать?», эксперименты («Создаем вулкан», «Что нужно для роста растений?», «Воздух и его свойства», СЛАЙД проведение серии регулярных занятий естественно-научного цикла («Откуда берутся облака?», «Заседание ученого совета», СЛАЙД игры («Плавает-тонет», «Чей мыльный пузырь дольше не лопнет?», СЛАЙД коллективные проекты («Радуга на лугу», «Зачем мы кашу кушаем?», СЛАЙД индивидуальные проекты («Куда делись динозавры?», «Где живет Дед Мороз?», «Откуда к нам приходит вода?»).
СЛАЙД В своей работе для успешного усвоения и повышения интереса к занятию использую наглядные средства обучения, технические средства обучения (музыкальный центр, проигрыватель) и информационно-коммуникативные (компьютер, принтер, интернет, цифровой фотоаппарат, мультимедийное оборудование). 48% мероприятий проведено с использованием информационно-коммуникационные технологии.
В рамках методической работы создана картотека экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы по познавательно-исследовательской деятельности для разных возрастных групп, СЛАЙД проведена консультация для воспитателей «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии А. И. Савенкова» и проведен ряд открытых занятий для педагогов.
СЛАЙД Работая систематически по данной теме, проводя мониторинг уровня познавательного развития детей и сформированности научных представлений у детей, я наблюдаю положительную динамику:
Результаты мониторинга детей
Год Владеют знаниями На стадии овладения знаниями Не владеют знаниями
2012-2013 уч. год 10% 15% 75%
2013-2014 уч. год 25% 30% 45%
2014-2015 уч. год 45% 35% 20%
СЛАЙД За три последние года увеличилось количество проектов, выполненных детьми.
На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации
школьного обучения и окружающему миру.
СЛАЙД
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!