Папки-передвижки

Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (1 фото)

Ирина Давлятшина
Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

(Материалы конференции РМО)

В мае 2016 года состоялась четвертая конференция районного методического объединения по экологии для воспитателей по теме: "Вариативные формы работы в ДОУ с дошкольниками по экологическому воспитанию".

Коллектив нашего дошкольного учреждения в составе Давлятшиной И. С., Сашиной С. С. выступили с докладом о возможностях использования ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Актуальность.

Публикация «Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

В постоянно меняющихся условиях возрастают требования к человеку, уже не достаточно получать знания, необходимо, чтобы человек сам умел добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. В решении этой задачи ведущая роль отводится образованию, и что, в свою очередь, приводит к качественным изменениям в системе образования, а перед педагогами ставится задача изменить способ подачи информации, сохраняя при этом мотивацию к учению.

Немаловажная роль отводится и дошкольному образованию, направленного на обеспечение саморазвития и самореализацию ребенка, способствующее развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Поэтому необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является не только организация познавательно-исследовательской деятельности, но и использование современных ИКТ средств.

Проблемам организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и использованию ИКТ- средств посвящены работы многих педагогов-исследователей:

• теория деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);

• проблема умственного развития детей дошкольного возраста (Ж. Пиаже, Л. С, Выготский, А. Н. Поддъяков);

• возможности организации экспериментирования в дошкольном образовательном учреждении (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова, Н. Н. Совгир);

• становление познавательных интересов (Г. И. Щукина, Л. М. Маневцова, Н. К. Постникова и др.);

• расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л. С. Ромашевская, О. В. Афанасьева);

и др.

Данные работы с одной стороны создают основу для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, с другой стороны дают представления о развивающих возможностях использования ИКТ. Но при всем этом отсутствует представление о возможности использования информационно-коммуникационных средств в организации данного вида деятельности.

Таким образом, актуальность проблемы обусловлена наличием ряда противоречий между:

• потребностью общества в самостоятельной, активной, любознательной, творчески мыслящей, стремящейся к познанию личности и не полной разработанностью путей решения данной потребности;

• введением ФГОС ДО и не полной методической обеспеченностью его внедрения;

• возможностями использования икт -средств для развития познавательно-исследовательских умений и не использованием их в полной мере;

• отсутствие методики использования информационных технологий в образовательном процессе дошкольников.

Эти и ряд других противоречий обусловили выбор темы нашей работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста средствами ИКТ»

Цель: развитие познавательно-исследовательских умений детей дошкольного возраста через организацию познавательно-исследовательской деятельности средствами ИКТ.

Задачи:

изучение возможностей использования икт-средств для организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников;

выбор оптимальных икт-средств для развития познавательно-исследовательских умений;

систематическое (регулярное) и целесообразное использование икт-средств на разных этапах организации познавательно-исследовательской деятельности;

создание мультимедийной коллекции икт-ресурсов для последующего использования детьми, педагогами и родителями.

На основе анализа методической литературе по вопросам использования икт-средств в организации различных видов деятельности дошкольников, в своей работе мы преимущественно используем такие икт-средства как мультимедийная презентация, мультипликация, видеоролики.

Главной целью использования выбранных нами икт-средств в совместной образовательной деятельности является усиление наглядности, облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Преимущества мультимедийных презентаций заключается в том, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой, исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Учитывая весь развивающий потенциал ик-средств в развитии познавательно-исследовательских умений дошкольников, мы используем данные средства на разных этапах организации познавательно-исследовательской деятельности:

На подготовительном этапе, предполагающем подготовку детей дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности: выявление проблемы, мотивация на выполнение деятельности, целеполагание, определение задач (путей достижения цели).

На основанном этапе. направленному на приобретение детьми специальных знаний и развитию умений исследовательского поиска, непосредственное выполнение поставленных задач.

На заключительном этапе, предполагающему фиксирование и анализ полученных результатов деятельности детей и анализ собственных действий педагогов.

Сейчас мы хотели бы представить вашему вниманию несколько фрагментов организации познавательно-исследовательской деятельности средствами икт педагогами нашего дошкольного учреждения.

В результате нашей работы по данному вопросу, мы отмечаем, что включение икт-средств в познавательно-исследовательскую деятельность способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности дошкольников. Дети проявляют осознанное внимание и интерес к предмету исследования или деятельности, задают много вопросов, свидетельствующих о глубине проникновения в наблюдаемые явления (об образе жизни, о явлениях природы). У детей постоянно имеется положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности (разнообразные эмоции, вызываемые ими); проявляют активное и самостоятельные действия, направленные на познание предмета или деятельности, на лучшее распознание устройства предмета, понимание его функционального назначения в исследовательской деятельности и экспериментирования. Все это способствует формированию и развитию у детей исследовательских умений, умения самостоятельного поиска, происходят открытия и усвоение нового.

В завершении хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще раз возвратиться».

По содержанию доклада нами был оформлен и представлен буклет.

Так же вниманию слушателей была представлена презентация с видеоматериалами использования ИКТ-средств при организации познавательно-исследовательской деятельности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности дошкольников Подготовила воспитатель МАДОУ№10 Г Ленинск-кузнецкий Пронькина Н. П. Использование метода проектов в организации самостоятельной деятельности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе экологического воспитания Цель. Развивать познавательный интерес у дошкольников к экспериментально-исследовательской деятельности. Воспитание экологического сознания.

Создание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольниковСоздание условий для организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Использование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возрастаИспользование квест-игр для развития познавательно-исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста С целью развития познавательной активности воспитанников педагоги используют различные виды игр. Одной из игр, которая позволяет дошкольникам.

Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольниковИспользование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников Использование схем последовательности выполнения аппликации в организации самостоятельной деятельности старших дошкольников Корнеева А. А. ,.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Использование воды в быту» Конспект по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе Тема: «Использование воды в быту» Цель: расширять представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Школа магии и волшебства: Воздух» Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Задачи: 1. Образовательные: • Познакомить с понятием.

Конспект совместной деятельности по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Волшебные магниты»Конспект совместной деятельности по организации исследовательской деятельности детей в старшей группе «Волшебные магниты» Программное содержание: Образовательные задачи: Познакомить детей с магнитом и его свойствами. Учить делать умозаключения и выводы. Побуждать.

Конспект совместной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Тема: «В гостях у Карлсона» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе исследования свойства сахара и соли Задачи: создать условия.

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности План–конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Кто живет в почве». Интеграция образовательных областей:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ИКТ-средств в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 11 сентября 2016 в 10:54
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД