Папки-передвижки

Выступление на конференции: «Основные аспекты психолого-педагогической готовности педагога ДОУ к реализации ФГОС»

Ирина Марченко
Выступление на конференции: «Основные аспекты психолого-педагогической готовности педагога ДОУ к реализации ФГОС»

Выступление на конференции : «Основные аспекты психолого-педагогической готовности педагога ДОУ к реализации ФГОС»

Компетентность человека связана с его деятельностью, а, следовательно, и с профессией. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Понятие профессиональной компетентности педагога, выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. Компетентность – это сплав теоретической и практической готовности человека к педагогической деятельности. Существует несколько типов профессиональной компетентности педагога :

Публикация «Выступление на конференции: „Основные аспекты психолого-педагогической готовности педагога ДОУ к реализации ФГОС“» размещена в разделах

1. Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2. Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития.

4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.

Структура профессиональной компетентности педагога

Структура профессиональной компетентности учителя может быть раскрыта через педагогические умения.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить — действовать — мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями.

Педагогические умения здесь объединены в четыре группы.

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи : изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему : комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности : самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Содержание теоретической готовности педагога

Содержание теоретической готовности педагога нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагагических и специальных знаний и умений.

Аналитические умения. Сформированность аналитических умений — один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Именно через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений:

-расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

-осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;

-находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;

-правильно диагностировать педагогическое явление;

-находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.

Прогностические умения. Управление социальными процессами, каким является и образовательный, всегда предполагает ориентацию на четко представленный в сознании субъекта управления конечный результат.

Педагогическое прогнозирование, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Состав прогностических умений можно представить следующим образом: выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов (или стадий) педагогического процесса.

Проективные умения. Триада "анализ — прогноз — проект" предполагает выделение специальной группы умений, проявляющихся в материализации результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах обучения и воспитания.

Проективные умения включают:

-перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;

-учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;

-определение комплекса доминирующих задач для каждого этапа педагогического процесса;

-отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;

-планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей;

-отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;

-планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.

Оперативное планирование требует от педагога овладения целым рядом умений:

Рефлексивные умения. Они имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Ее обычно связывают лишь с завершающим этапом решения педагогической задачи, понимая как своеобразную процедуру по подведению итогов образовательно-воспитательной деятельности.

Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают "рефлектирующего", его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.

Содержание практической готовности педагога

Содержание практической готовности выражается во внешних умениях, т. е. в действиях, которые можно наблюдать. К ним относятся организаторские и коммуникативные умения.

Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Мобилизационные умения созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных проступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т. п.

Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать.

Развивающие умения предполагают определение "зоны ближайшего развития" (Л. С. Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников.

Ориентационные умения направлены на формирование морально-ценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей.

Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы умений, собственно умений общения.

Умения педагогического общения. Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т. е. привлекать к себе внимание. Рассмотрим четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения: речевой вариант; пауза с активным внутренним общением; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.

Управление общением в педагогическом процессе изначально предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке (умение общаться на людях); организовывать совместную с детьми творческую деятельность и т. п.

Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко. Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями, задатками, он показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, на квалификации - это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Педагогическое мастерство — это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности, сплав организационных и коммуникативных умений педагога

Организационные умения

1. Мобилизационные (привлечение внимания особых детей и развитие у них устойчивых интересов к разным видам деятельности; формирование потребности в знаниях, создание специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков.

2. Информационные (способность ясно и четко излагать учебный материал, логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного путей изложения материала).

3. Развивающие (определение «зоны ближайшего развития» отдельных детей, группы в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли особых детей; стимулирование самостоятельности и творческого мышления; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к детям с особыми образовательными потребностями).

4. Ориентационные (формирование морально-ценностных установок детей с ограниченными возможностями, привитие устойчивого интереса к разным видам деятельности; организацию совместной творческой деятельности и т. п.).

Под психологической готовностью мы понимаем устойчивое психическое состояние личности или коллектива, образующееся вследствие осмысления содержания и значимости новых стандартов и выражающееся в позитивно активном отношении к нововведению. Готовность не основывается только на установке. Она базируется на осознании содержания нововведения, его личностной и коллективной значимости, на целях и способах участия личности или коллектива в нововведении.

Каковы аспекты готовности педагога к реализации образовательных стандартов нового поколения?

Во - первых, это знание методологических основ и категорий педагогики.

Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

Деятельностный подход требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Полисубъектный подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается деятельностью, не может быть сведена к ней и отождествлена с нею.

Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи она есть продукт и результат общения с окружающими людьми. Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.

Антропологический подход впервые разработал и обосновал К. Д. Ушинский. В его понимании это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К. Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют: 1) вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения; 2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости); 3) в самом общем виде осуществлять прогнозирование.

Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.

Следует особо обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам, т. е. соблюдать принцип целостности в исследовании.

Категории педагогики (образование, воспитание, развитие, обучение, формирование)

Категории педагогики - понятия, которые составляют основу педагогической науки, и изучаются как разделы педагогики.

Практически везде категориями педагогики считаются :

-Образование (Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.)

-Обучение (Обучение — целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний)

-Воспитание (Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.)

-Социализация (Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

-Дидактика (Дидактика— раздел педагогики; теория образования и обучения. Вскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

-Развитие Под развитием обычно понимают:

-увеличение сложности системы;

-улучшение приспособленности к внешним условиям (например, развитие организма);

-увеличение масштабов явления (например, развитие вредной привычки, стихийного бедствия);

-количественный рост экономики и качественное улучшение её структуры;

-социальный прогресс.

Во-вторых, это знание закономерностей социализации и развития личности

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется становление личности: деятельность, общение, самосознание.

Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому.

Сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.

В-третьих, это знание законов возрастного анатомо –физиологического и психического развития современных детей.

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития.

Л. С. Выготский установил основные законы – особенности детского развития:

1. Цикличность.

2. Неравномерность развития.

3. «Метаморфозы».

Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7 -ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до l-го года) и раннего возраста (от 1-гo года до 3-х лет).

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста (2-3 года) являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления.

Младший возраст (3-4 года) - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.

Детям исполнилось четыре года. (4-5 лет) Возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными.

В средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми. Заметив перевозбуждение ребенка, необходимо переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей : они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду.

Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения.

В таблице представлены психологические особенности детей дошкольного возраста.

Для реализации ФГОС необходима модель профессиональной готовности ДОУ к реализации ФГОС :

1. Разработка основной образовательной программы ДОУ.

2. Приведение в соответствие с требованиями стандарта нормативной базы образовательного учреждения:

• Создание приказом заведующего образовательным учреждением методического совета, обеспечивающего координацию действий всего педагогического коллектива, информационного, научно-методического, экспертного сопровождения процесса реализации стандарта.

• Утверждение Положения о совете в соответствии с Уставом ДОУ.

• Приведение в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников образовательного учреждения

• Внесение изменений в Устав ОУ в соответствии с целями и требованиями ФГОС

• Утверждение в установленном порядке локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующие надбавки и доплаты, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ, при необходимости заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками.

3. Кадровые условия:

• Укомплектование ДОУ квалифицированными педагогами, реализующими ФГОС.

• Непрерывность профессионального развития работников образовательного учреждения обеспечивается своевременным прохождением курсов повышения квалификации, в том числе по проблемам ФГОС (в первую очередь, заведующий или заместитель заведующего и воспитатели в объеме не менее 72 часов

• Утверждение плана методической работы по сопровождению введения ФГОС,

4. Финансовые условия:

• Разработка и утверждение сметы расходов на создание материально-технических условий и информационных и учебно-методических условий реализации основной образовательной программы, определен механизм их формирования (перераспределение средств из субвенции, выделение средств из местного бюджета, привлечение добровольных пожертвований, предоставление платных дополнительных образовательных услуг).

• Определение объема средств, необходимых для оплаты труда педагогов, реализующих основную образовательную программу и источники финансирован

6. Материально-технические, информационные и учебно-методические условия:

• Соответствие условий действующим санитарным и противопожарным нормам, предъявляемым к участку, зданию, помещениям ДОУ.

Список литературы:

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. – 381 с.

2. Корепанова М. В., Сагитова И. А., Поликарпова А. О., Небратенко И. А. Технологии комплексного подхода к социально-личностному развитию дошкольников. // Начальная школа плюс: До и После. – 2012. - №6.

3. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога : Акмеология воспитания и обучения / М. И. Станкин. – М. : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.-368 с.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - №2.- С. 58-64.

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативная технология в работе современного педагога в условиях реализации ФГОС Инновационный проект Организация: МБДОУ ЦРР №28 Населенный пункт: г. Чита Название проекта: Информационно-коммуникативная технология в работе.

Консультация для воспитателей «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей "Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДО". В соответствии с концепцией.

Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития.

Основные направления работы старшего воспитателя по повышению компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО «Правильно организованное обучение ведёт за собой развитие». Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное.

Психолого-педагогические аспекты компетенции воспитателя в детском саду Деятельность педагога включает три направления: воспитательно–образовательное, учебно-методическое и социально – педагогическое. В российском.

Психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей 5–6 лет В статье психолого-педагогический и лингвистический аспекты формирования этикетного речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста,.

Семинар воспитателей «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС» Семинар воспитателей Тема: «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС». Тема сообщения Корецкой М. Н. к семинару:.

Выступление на Научной Практической Конференции Оборудование: Проектор, ноутбук, интернет, звуковые колонки. Вступление: Добрый день! Для меня большая честь приветствовать всех участников.

Выступление «Результаты введения и реализации ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги! C 1 сентября 2014 года на основании приказа департамента образования и науки Костромской области наша образовательная.

Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выступление на конференции: «Основные аспекты психолого-педагогической готовности педагога ДОУ к реализации ФГОС»
Опубликовано: 16 марта 2017 в 19:01
+70Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 43.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД