Наталья Сертакова
Консультация для воспитателей по развитию речи «Рассказывание по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказывание по картине
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое, наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.
Публикация «Консультация для воспитателей по развитию речи „Рассказывание по картине“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Виды ОД по обучению
детей рассказыванию по картине
• Составление описательного рассказа по предметной картине.
• Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
• Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной
картине.
• Составление рассказа по последовательной сюжетной серии
картин.
• Составление описательного рассказа по пейзажной картине и
натюрморту.
• Творческое рассказывание по сюжетной картине.
Структура ОД
• Рассматривание картины.
• Беседа, уточняющая основное содержание картины и ее детали.
• Рассказ воспитателя (можно дать описание одного персонажа, а остальных дети описывают самостоятельно).
• Помощь воспитателя (пояснения, касающиеся последовательности описания, связи предложений).
Составление рассказа по картине
Приемы:
• Перед составлением рассказа воспитатель объясняет ребенку, что будет записывать каждое правильно составленное им предложение.
• При составлении рассказа воспитатель следит за его связностью, последовательностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей (не только что и когда происходит, но и почему).
• При необходимости помогает ребенку, исправляет неточности,
добавляет слова и выражения.
• Если ребенок не может составить рассказ, взрослый составляет его, а ребенок после прослушивания воспроизводит.
ОД для детей 3-4 летнего возраста
Задачи:
1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в
ней самое главное.
Осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание. С помощью вопросов педагог учит показывать то, что нарисовано на картине. Полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины определяется вопросами воспитателя. Основной методический прием – вопрос. С помощью правильных, последовательных вопросов обеспечивается целостность восприятия картины.
Далее идет обобщающий рассказ воспитателя.
Этим завершается занятие.
ОД в группе 4-5 летнего возраста
Задачи:
1. Подвести детей к составлению небольшого связного повествования.
2. Развивать монологическую речь.
У детей 4-5 лет возрастает мыслительная и речевая активность, что дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. Формируются навыки самостоятельного описания картины.
Основной прием – вопрос. Но он должен быть сформулирован так, чтобы ребенок учился строить развернутые связные высказывания. Нечетко поставленные вопросы тормозят развитие речевых навыков
ОД в группе 5-6 летнего возраста
Цели
1. Учить детей правильно понимать содержание картины.
2. Учить составлять связный рассказ.
Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам. Чтобы занятие прошло успешно, за 2-3 дня до него организуют занятие по рассматриванию картины.
Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. В этой группе детей привлекают к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.
ОД в группе 6-7 летнего возраста
Цель:
Продолжать формировать у детей умение составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от плана.
Требования к детскому рассказу возрастают : содержание, логическая последовательность изложения, точность описания, выразительность речи. При необходимости воспитатель дает образец правильного употребления слова, построения фразы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов – важная часть занятия. Воспитатель дает план рассказа, ребенок повторяет последовательность.
Педагог предлагает детям самостоятельно обдумать последовательность рассказа. Дошкольники самостоятельно рассматривают картину перед составлением рассказа.
Одним из новых методов по обучению рассказывания является Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решают следующие задачи:
-развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, составлять рассказы по мнемотаблице;
-развивать связную и диалогическую речь, умственную активность, наблюдательность, сообразительность, умение сравнивать;
-развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Мнемотаблицы используются как дидактический материал при занятиях связанной речи чтобы :
- расширять словарный запас;
- обучать формировать рассказы;
- обучать пересказам;
- обучать загадывать загадки и отгадывать их;
- запоминать стихи.
Работа при обучении с помощью мнемотаблиц выстраивается следующим образом:
1. Изучение детьми мнемотаблиц, обсуждение изображений.
2. Преобразование информации из картинок в образы.
3. По предоставленной мнемотаблице пересказывают сказку, рассказ. Детям младшей группы помогают, дети же старшей – уже сами без помощи.
Конспект занятия по развитию речи «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»
Программные задачи:
1. Продолжать учить составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
2. Закреплять умение, подробно и логически последовательно, излагать содержание картины. Самостоятельно, придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
3. Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т. д.) и включении данных слов в связное высказывание.
4. Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.
5. Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).
6. Формировать навыки совместной учебной деятельности.
Словарь: сущ. : детвора, санки, лыжи, коньки, крепость, развлечения, забавы, снежки, настроение, горки, шапки, шубы, валенки, каток.
Прилаг. : снежная,суровая, морозная, веселая, красивая, нарядная, холодная, вьюжная, пушистый, белый, легкий, мягкий, холодный, колючий, липкий, искристый, рассыпчатый, хрустящий, серебристый, мокрый, веселое, радостное, праздничное, новогоднее, грустное, шаловливое, хорошее, прекрасное, плохое.
Глаголы: кататься, лепить, строить, спущусь, съеду, скачусь, съеду, мчусь, скользить, веселятся, смеются, хохочут, разрумянились.
Наречия : быстро, стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас, вдалеке.
Материал: «Зимние забавы», фланелеграф, плоскостные «снежки», саночки плоскостные, заготовка книги, бумага, маркер.
Предварительная работа; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову.
Ход ОД:
1. Воспитатель :
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
Короткая беседа по вопросам:
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
- Кто из вас любит зиму? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков)
Воспитатель : Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. Горки мы делали из снега. А знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов. Хотите попробовать построить горку из слов? Я предлагаю вам построить горку из слов.
Мы будем называть слова-признаки, и ставить комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится. Начинаем:
ЗИМА какая? (Снежная,Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная Вьюжная)
СНЕГ какой (Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Липкий Искристый Рассыпчатый Хрустящий Серебристый Мокрый)
НАСТРОЕНИЕ какое? (Веселое Радостное Праздничное Новогоднее Грустное Шаловливое Хорошее Прекрасное Плохое)
Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
Воспитатель : А для катания на этой горке нужны саночки. Но поедут санки тогда, когда вы скажете, как быстро можно скатится с горы.
Я с горы спущусь во весь дух- а ты…
(Я с горы съеду быстро. Я с горы скачусь стремительно. Я с горы спущусь вихрем. Я съеду с горки стрелой. Я с горы скачусь лихо.)
- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.
Воспитатель : Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
Воспитатель : Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.
2. (В-ль обращает внимание детей на картину : «Зимние забавы»)
- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.
- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.
Слушайте: Морозный день,Радостное настроение, Зимние забавы,Дети упали с санок.
- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались
Воспитатель. Дети, зима чудесное время года! Давайте вместе внимательно рассмотрим эту картину. Демонстрирую картину «Зимние развлечения».
-Какое время года изображено на картине?
-обратите внимание на природу, какой день, погода?
-Кого мы видим на картине?
-Как еще можно назвать их?
-Как одеты дети?
-Куда пришли дети?
-Что изображено на переднем плане картины?
-Что делают дети?
-Какое у детей настроение?
-Как вы думаете, а почему они смеются?
-А что произошло с детьми, которые уже скатились с горки?
-Не обидно ли мальчикам, что над ними смеются?
-Если подойти ближе, что можно услышать?
-Что изображено на заднем плане, вдалеке?
-Что делают дети?
-Как бы вы назвали картину?
Д/и «Закончи предложение».
3. Однажды, зимним днем, когда стояла хорошая морозная погода (ребята пришли на горку.)
Дети оделись тепло: (в зимние шапки, шубы, валенки).
Морозный воздух и игры разрумянили (ребятам щеки).
На горке собралось много ребят. Все хотели скатиться, но (на пути произошло веселое происшествие).
Два товарища решили лихо скатиться на санках с горы, (но на половине пути перевернулись прямо в снег). Им весело, они смеются и машут друзьям.
А вдалеке, на катке, (мальчишки, скользят по льду на коньках).
У всех собравшихся ребят веселые лица у них (хорошее, радостное настроение).
Они любят зиму (за чудесные развлечения).
4. Воспитатель. Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине.
- Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
В начале, рассказать о том, какой был день…
В середине, зачем пришли дети на горку, и что там происходило…
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение, почему вы так решили…
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Какое время года, часть суток, что происходит на горке, около горки. Придумайте, как можно интересно закончить свой рассказ. Кто хочет рассказ начать…продолжить…закончить. Кто расскажет весь рассказ. Заслушиваются 2-3 рассказа.
5.-Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Я вам предлагаю создать книгу, в которой будут записаны все ваши рассказы. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.