Анна Виноградова
Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Рассказывание по картине «Ежи»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация»
Цель: помочь учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
Задачи:
«Коммуникация»
- воспитывать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
- развивать у детей словарь : прилагательные (колючий, недотрога, глаголы (действия);
- упражнять умению сравнивать иголку для шитья и иголкой ежа;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшей группы „Рассказывание по картине „Ежи“» размещена в разделах
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Ежик. Составление рассказа, рассказывание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Закрепить правильное произношение звуков Ч и Щ;
- учить различать эти звуки, отчётливо и внятно произносить слова с Ч и Щ, выделять эти звуки в словах.
Материал:
Картина «Ежи» (серия «Дикие животные», автор П. С. Меньшикова); картинки : ёжик, иголка, мяч, кисточка, щётка, щука, часы, щит, щенок, чайник, чемодан, чашка.
Методические приё мы:
Практические: игра;
Наглядные: показ, рассматривание;
Словесные: объяснение, вопрос.
Предварительная работа:
Беседа на тему: «Кто такой ёжик?».
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку о еже:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной,
Иголок очень много, а нитки ни одной.
(Н. Артюхова)
Показать предметную картинку ежа. Почему сказано, что ёж – недотрога? (Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, он колючий, можно уколоться, его нельзя взять голыми руками). Зачем ежу нужны иголки? (Чтобы защищаться от лисы, волка, прятаться от неприятностей). Чем питается ёж? (Мышами, червячками, жуками, корнями деревьев). Как вы думаете, как попали ежу на спину яблоко, гриб и груша? (Упали с дерева, кто-то помог положить на спину). У ёжика лапки маленькие, коротенькие, он сам не может что-то положить на спину.
Пальчиковая игра.
Приготовили пальчики, сжали их в замок.
Ёжик, ёжик, чудачек,
Сшил колючий пиджачок.
Хочет с нами поиграть,
Всех ребят пересчитать.
Выставляется картина «Ежи». Рассмотрите внимательно, что нарисовано на этой картине? (Ежи, ежиха с ежатами) Какое название можно дать этой картине? (Ежи) Как можно назвать маму ежат? (Ежиха) А её деток? (Ежата)
Где находятся ежиха и ежата? (В лесу) А что они тут делают? (Живут,
гуляют). Какое время года на картине? (Лето) А как вы догадались? (Потому что травка зеленная, ягоды растут, деревья зелёные) А что делают ежата? (Один ёжик пьёт воду, другой смотрит на лягушку, а третий внимательно
смотрит на жука) Что делает ежиха? (Наблюдает за своими ежатами) Как вы думаете, что они будут делать потом? (Пойдут домой, пойдут в гости)
Воспитатель даёт задание придумать рассказ по этой картине, использовав в нём слова, которые только что говорили о еже. Напоминает эти слова (колючий, недотрога и т. д.) Каждый должен придумать свой рассказ. После двух рассказов ответы оцениваются детьми с помощью вопросов воспитателя (У кого рассказ был самый интересный)
После высказываний детей воспитатель подводит итог (Рассказ интересный, короткий, законченный)
Воспитатель предлагает составить коллективный рассказ. Вызывает троих детей, предлагает им договориться: кто будет начинать, кто продолжать и кто заканчивать. Выполнив задание, дети отвечают на вопрос, как им интереснее рассказывать : по одному или группой.
Физкультминутка.
Поднимайте плечики
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок
Стоп! Сели!
Травушку покушали
Тишину послушали
Выше, выше высоко
Прыгай на носках легко.
Чем покрыто тело ежа? (Иголками) Да, правильно, тело ёжика покрыто иголками, он колючий. Вы уже знаете загадку про ёжика. Послушайте ещё одну загадку:
Маленького роста я,
Тонкая и острая
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка)
Что это такое? (Про иголку) Чем похожи иголка ежа и вот эта иголка? Показывает иголку для шитья. (Они тонкие, длинные и острые)
А теперь давайте немножко поиграем. Послушайте звуки, - воспитатель громко произносит «ч», затем также громко «Щ». Какой звук вы услышали сначала? (Звук «ч») А потом какой? (Звук «Щ») Ответы хоровые и индивидуальные. А сейчас я буду произносить то звук «ч», то звук «щ». когда услышите «ч», поднимите руку, а когда «Щ» спрячьте руки за спину. Будьте очень внимательны.
На доске развешаны разные картинки (мяч, часы, пчела, бабочка, ручка, щука, щётка, щит, щенок). Воспитатель спрашивает у детей, что это? (Вопрос ставится по каждой картинке, как всей группе, так и отдельным детям). Какой звук в этом слове «ч» или «Щ»?
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Где нам эти знания могут пригодиться?