Папки-передвижки

Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра

Юлия Забелина
Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра

Выступление на Педчтениях

Подготовила воспитатель

группы раннего возраста Забелина Ю. А.

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Забелина Юлия Алексеевна.

Я работаю в МКДОУ «Клевакинский детский сад».

Тема моего выступления «Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра».

Публикация «Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра» размещена в разделах

Все вы знаете, что в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) образовательная область «Речевое развитие» выделена в отдельную образовательную область.

Это не случайно, так как речевое развитие является важным направлением много - аспектного целостного процесса развития дошкольника. Почти 70% времени, когда человек бодрствует, он посвящает говорению, слушанию, чтению, письму - 4 основным видам речевой деятельности.

Основные задачи развития речи – развитие речевой среды, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, развитие грамматического строя речи, развитие связной речи, - решаются на протяжении всего дошкольного возраста.

Практика и результаты педагогической диагностики нашего детского сада, а также мои педагогические наблюдения за детьми показывают увеличение количества дошкольников, имеющих проблемы в речевом развитии.

Я работаю с детьми в группе раннего возраста, где на 1 сентября из 14 детей 60%- дети с малой речевой активностью, 40% не разговаривали, что безусловно влияет на их общее развитие и мышление.

Передо мной встала задача: как активизировать речь детей раннего возраста? Как научить малыша достаточно свободно выражать свои мысли и желания?

Для того, чтобы решить эту проблему мне необходимо было найти такое средство для общения, которое бы развивало устную речь детей. Таким средством я выбрала пальчиковый театр.

Во-первых, пальчиковый театр – это волшебный мир, играя в него, дети познают окружающий мир. Театрализованные представления способствуют ощущению успеха в развитии личности ребенка в целом. В создании игрового образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выражать свои эмоции, мысли, и чувства.

В процессе драматизации ребенок говорит за персонажа определенным голосом, старается передать его характер, эмоции. В это время незаметно активизируется словарь ребенка, формируется звуковая сторона речи. Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Ребенок начинает пользоваться словарем, который тоже пополняется.

Во-вторых, пальчиковый театр развивает мелкую моторику дошкольников.

Исследования учёных показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша, тем быстрее он начинает говорить.

О чём и сказал В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»,«Рука - это инструмент всех инструментов», - заключал еще Аристотель, «Рука - это своего рода внешний мозг», - писал Кант.

Цель моей деятельности: развить, в соответствии с возрастными возможностями, все стороны устной речи детей раннего возраста при помощи пальчикового театра.

Задачи, которые я определила:

1. Создать условия для речевого развития детей раннего возраста посредством пальчикового театра.

2. Сформировать речевые навыки и умения каждого ребенка.

3. Сформировать моторные навыки дошкольников через выполнение предметно-практических действий.

4. Обогатить представления детей о пальчиковом театре, о видах пальчикового театра.

5. Способствовать развитию эмоциональности воспитанников.

6. Развивать интерес к пальчиковому театру.

7. Воспитывать доброжелательность в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

8. Приобщить родителей (законных представителей) к совместной деятельности по речевому развитию детей на основе пальчикового театра.

Для получения качественных образовательных результатов я разработала Алгоритм речевого развития своих воспитанников посредством пальчикового театра, который включает три этапа взаимодействия с детьми.

Задачи первого этапа:

1. Создать благоприятные психолого-педагогические условия для реализации данного направления.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе по речевому развитию малышей.

В рамках этого этапа я:

- изучала педагогическую литературу по речевому развитию детей до 3-х лет;

- разрабатывала дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.

Прежде всего, я постаралась создать для детей психологически комфортную образовательную среду. Для этого учитывала важнейшие для полноценного психического развития ребенка раннего возраста моменты : становление привязанностей, положительные самоощущения, доверие к другим людям; развитие инициативности и любознательности.

Поэтому:

- применяла только те формы и методы, которые соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям моих воспитанников;

- использовала такие педагогические приемы как поощрение, похвала, которые позволяют ребенку испытать положительные эмоции в образовательной деятельности.

Все эти действия стимулировали раскрепощенность и речевую активность детей.

В группе была обогащена развивающая предметно-пространственная среда, которая также способствовала речевому развитию дошкольников.

Я оформила развивающую зону художественно-творческой направленности «Пальчиковый театр», состоящий из различных видов этого театра. Оснастила пространство группы оборудованием, сенсорными пособиями, атрибутами для пальчиковых игр и упражнений, подобрала специальные книги, альбомы и демонстрационный материал по теме.

Мною были предусмотрены и представлены полифункциональные предметы, природные материалы, пригодные для использования в данном виде деятельности.

В своей работе я использую следующие виды пальчикового театра :

Пальчиковый театр из бумаги.

Пожалуй, самый простой вид пальчикового тетра, который можно сделать вместе с ребенком. Недостатком такого вида кукол является их недолговечность. За счет своей облегченности данный вид пальчикового театра рекомендуется использовать на начальном этапе работы с детьми раннего возраста.

Пальчиковый театр «Кукольные головки»

Как правило, фабричный. Может быть изготовлен из резины или пластмассы. Требует от ребенка владения определенной техникой, так как является самым сложным в употреблении

Пальчиковый театр из дерева.

Приобрел широкое распространение. Производители упаковывают такой театр в разнообразные «коробочки», соответствующие тематике того или иного произведения. Фигурки могут быть использованы и в качестве настольного театра. Часто используется на младшей группе за счет маленького углубления для пальца. Основной недостаток заключается в сложности подбора размера кукол для каждого ребенка.

Вязаный пальчиковый театр

Один из самых долговечных и удобных в использовании видов пальчикового театра. Основное условие: владение навыками вязания, а также наличие определенных схем для вязания того или иного персонажа. Куклы такого пальчикового театра получаются очень «живыми», мягкими и приятными в употреблении. Может использоваться для детей раннего возраста.

Пальчиковый театр из шерсти, сваленной методом фильцевания, и ткани. Фильцевание или сухое валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл, которые перемешивают и спутывают волокна шерсти. Сухое валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков на фетр и войлок.

Пальчиковый театр из бросового и природного материала.

Еще один вид простого в изготовлении пальчикового театра. Материалом могут послужить различные стаканчики, кусочки ткани, нитки, пуговицы, пластмассовые ложки и вилки и т. д. Изготовить такой театр можно вместе с детьми, предварительно заготовив материал. Необходимое условие: безопасность используемого материала. Такой пальчиковый театр можно использовать с детьми раннего возраста при соблюдении учета физиологии детей.

Таким образом, в группе были созданы все условия для речевого развития каждого ребенка, обеспечена психологическая комфортность пребывания в группе.

Образовательный процесс по данной теме был обеспечен мною учебно-методическим комплектом, который я разработала с учётом ФГОС ДО и в соответствии с основной образовательной программой, реализуемой в нашем ДОУ.

В комплект ходит:

1. Комплексно-тематическое планирование.

2. Серия конспектов НОД: «Волшебные пальчики», «Игрушки из перчатки», «Малыши-артисты» и др.

3. Картотека пальчиковых игр :«Сорока - белобока», «Семья» и др.

4. Сценарии развлечений и игр-драматизаций : «У бабушки Матрёны», «Веселые посиделки», «Подарки из сундучка», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Репка».

5. Сценарии проектов на основе пальчикового театра и пальчиковых игр : «Театральная мастерская», «Весёлые пальчики».

6. Иллюстративный и демонстрационный материал по теме.

На втором этапе нужно было сформировать у детей способы действий (научить, как это делать). Способы действий были направлены на формирование речевых навыков и умений, создание простейших примеров пальчиковых игр-драматизаций.

Задачи второго этапа:

1. Формировать речевые умения и навыки детей посредством ознакомления с упражнениями для пальцев рук, пальчиковым театром, различными потешками, стихами, сказками, которые можно «озвучить» при помощи пальчиковых игр.

2. Развивать все стороны устной речи детей.

3. Внедрить в практику учебно-методический комплект, способствующий развитию речи воспитанников.

4. Организовать взаимодействие с родителями по данному направлению.

На этом этапе происходило накопление речевого опыта детей. То есть я способствовала обогащению у детей впечатлений, знаний, умений, которые они получали в процессе пальчиковых игр и упражнений, игр-драматизаций.

Я применяла следующие пальчиковые игры и упражнения :

1) Пальчиковую гимнастику, включающую в себя комплекс чередующихся в определенном порядке и темпе поз и движений для пальцев рук.

2) Пальчиковые игры :

- игры на основе русских народных потешек;

- игры на основе стихотворений:

3) Игры-драматизации.

Это драматизация сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Три медведя».

Хочу отметить, что, прежде чем предлагать детям сюжетную драматизацию, я формировала у них игровые действия с разнообразными пальчиковыми игрушками и предметами-заместителями. Обучение проводила на основе реальных ситуаций, знакомых детям (пальчики гуляют, пляшут, делают зарядку и др.).

Затем объединяла разрозненные игровые действия в единую цепочку. Тем самым, я формировала у детей умение использовать фигурки-персонажи в процессе театрализованного действия.

Формируя сюжетные игровые действия у детей, я создавала условия для возникновения самостоятельной творческой игры, которая, в свою очередь, эффективно активизирует речевую деятельность.

При помощи игр-драматизаций формировала у детей умение «озвучивать» роли персонажей. Передвигая пальчиками, дети упражнялись в воспроизведении литературных диалогов, потешек или, с моей помощью, сочиняли свои диалоги.

Достигать высоких результатов мне помогает тесное взаимодействие с родителями воспитанников.

Я регулярно привлекала родителей к подготовке и проведению различных мероприятий по развитию речи детей, оснащению развивающей среды. Кроме того, я приглашала родителей на открытые занятия.

Использовала разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, информационные тематические папки-передвижки, буклеты.

Провела для родителей:

- консультации для родителей: «Фольклорные игры для малышей»,«Роль предметных действий в развитии речи детей раннего возраста», «Дидактические игры с куклами в домашних условиях», «Развиваем мелкую моторику у ребенка»;

- мастер-класс «Пальчиковые игры для развития активной речи ребенка»;

Организовала совместную с родителями деятельность по обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группе:

- оформили лэпбук:«Зверюшки из сказок»;

- совместно изготовили атрибуты и пособия для пальчиковых игр и спектаклей;

- организовали фотовыставки и стенгазеты.

В работе с детьми по использованию пальчикового театра родителям я даю такие советы:

1. Сопровождайте совместную деятельность стихами и потешками.

Их легко сочинить на ходу, сопровождая действия или придумать движения на подходящие стихи. Побуждайте ребёнка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

2. В играх обязательно должен поучаствовать каждый из 10-и пальчиков малыша (все вместе или поочерёдно).

Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик - они самые ленивые).

3. Играйте часто, но понемногу.

В результате, система совместных мероприятий сформировала у родителей теоретические знания и практические умения по вопросам развития речи детей на основе пальчикового театра. Они приобрели опыт активного участия в воспитании и обучении своего ребенка.

По данной теме я работаю недавно и сейчас реализую задачи второго этапа.

Но могу сказать, что уже заметила положительную динамику в речевом развитии детей своей группы. Исходя из моих наблюдений и результатов диагностических заданий, могу сказать, что дети активно повторяют движения, стараются повторять диалоги из хорошо знакомых сказок. В соответствии с возрастом, у них сформированы обще речевые умения : речевое дыхание, слуховое внимание, темп речи. Малыши с большим интересом слушают меня, заряжаются положительными эмоциями во время занятий с пальчиковым театром.

На третьем этапе я планирую организовать такую деятельность, которая предполагала бы самостоятельность и инициативу воспитанников, без применения образцов взрослого.

Задачи третьего этапа будут такие:

1. Развивать речевую инициативу и самостоятельность детей.

2. Развивать способность самостоятельно разыгрывать сценки при помощи пальчиковых игр и пальчикового театра.

3. Развивать позитивное общение дошкольников со сверстниками и взрослыми.

Надеюсь, что все задачи будут успешно решены.

Своё выступление я хотела бы закончить небольшим стихотворением.

«Две руки»

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остаётся у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остаётся,

Оно любовью к ближнему зовётся.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Рассказывание сказки «Колосок» посредством пальчикового театра и куклы бибабо» Цель: познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок». Задачи Образовательные: формировать умение отвечать.

Изготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфеИзготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфе Изготовление театральных игрушек для пальчикового театра и театра на фланелеграфе Знакомство с театрализованной игрой мы начали в процессе.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей раннего возраста посредством пальчикового театра
Опубликовано: 7 апреля 2021 в 14:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД